– Почём товар? – Не дороже денег!

Оценить
Желающим вкусно поесть и сэкономить стоит присмотреться к местным продуктам

Осенью журналисты отдела экономики «Газеты недели» начали отслеживать реальные цены на продукты питания в Саратове и Энгельсе. Продукты присматриваем на свой хозяйский взгляд. Из множества предложений выбираем те, что приемлемы по цене для людей со средним доходом. Не оставляем без внимания какие-то интересные и необычные предложения. Но базовых продуктов у нас неизменно 15.
Конечно, мы понимали, что результат у нас получится достаточно условный. Но с другой стороны – статистики-то тоже получают какую-то свою условную цифру. Статистики, кстати, на наше предложение поучаствовать в проекте откликнулись. И аккуратно присылали в редакцию данные по обозначенному списку продовольствия.

Авторы: Дина Болгова, Ольга Копшева, Екатерина Кочкина

В ногу с официальной статистикой продукты попадают редко

Для некоторых позиций статистические цены явно выше тех, по которым продукт закупается большей частью населения. Например, у статистиков макаронные изделия четыре последних месяца в среднем стоили 28–29 рублей за килограмм. Но самые дорогие рожки-макарошки мы покупали в это время на рынке в Энгельсе за 26. В Саратове же нормальные макаронные изделия из твёрдых сортов муки вполне можно купить за 20–22 рубля.

Получается, что либо макаронные изделия сильно дороже в других городах и посёлках области, либо, подсчитывая среднюю цену, статистики берут весь спектр предложений какого-то продукта, подсчитывая среднеарифметическое между марксовским сыром и привезённым из Голландии.

По некоторым ценам – наоборот. Статистики явно не успевают за рынком. Показательнее всего гречка с её последним декабрьским ценовым рывком.

По самым свежим данным Саратовстата, за гречку в Саратовской области просят 64 рубля 76 копеек. Таких цен нет даже в «Пятёрочке», где цена за последние три месяца поднялась меньше всего – с 51 рубля 50 копеек до 64 рублей 90 копеек. В базарных рядах последние цены гречневой крупы ещё выше: 76, 84, 90 рублей за килограмм.

Продукт этот, жизненно необходимый диабетикам и другим не слишком здоровым людям, особым разнообразием сортов не отличается. Гречка у нас вся продаётся российская и различаться может только тем, цельная она или дроблёная. Дроблёная примерно на треть дешевле. Но статистики не ищут среднее арифметическое между этими ценами, считая дроблёную гречку и гречку-ядрицу разными продуктами. Так что, скорее всего, цена на эту крупу в сельской местности некоторое время назад из-за отсутствия спроса перестала подниматься.

Аналогично можно рассуждать и о подсолнечном масле. По большому счёту оно делится лишь на рафинированное и нерафинированное.

Журналисты обращали внимание только на нерафинированное, потому что именно его предпочитают использовать для жарки даже малообеспеченные пенсионеры. А статистики, вполне возможно, считают среднюю цену всех видов масла. Цена нерафинированного уже почти в два раза меньше рафинированного. На рынке в Юбилейном, например, она держится все последние месяцы на 40-рублёвой отметке за литр.

Масла масляные

К слову сказать, недавно довелось увидеть нерафинированное импортное подсолнечное масло. Его цена сопоставима с ценой импортного оливкового. Так что, может быть, мы напрасно обходим в последнее время стороной свой натуральный продукт? Тем более что цены на рафинированное подсолнечное растут в строгом соответствии с прогнозами экспертов, привязывающих их к мировым ценам на этот продукт. Дело в том, что из России мы экспортируем или подсолнечник, или нерафинированное масло, а рафинированное к нам возвращают импортёры.

И всё-таки разобраться с растительным маслом потребителю гораздо легче, чем со сливочным. Когда мы только начали свои походы, то ориентироваться приходилось лишь на собственный опыт, на советы продавцов и на этикетки. Как теперь понятно, мы, бывало, промахивались. Но теперь, через четыре месяца исследований, наверняка знаем, чего ищем. Запомните и вы отличительные черты сливочного масла в пачках от всего остального.

Отсутствие слова «масло» на этикетке явно указывает на то, что перед вами спред, то есть маргарин. И даже если у него название «Домашнее», всё равно это маргарин.

Слово «масло» в названии на этикетке совсем не означает, что перед вами сливочное масло. Это вполне может быть бутербродное масло, плохо пригодное для использования в горячем виде.

Жирность 72 % и более не говорит о том, что в пачке упаковано настоящее сливочное масло. Смотрите в этом случае на цену. 200-граммовая упаковка сливочного масла в Саратове ориентировочно стоит от 50 до 70 рублей. От 40 до 50 рублей стоит сливочное масло производителей небольших заводов Саратовской области. Как правило, оно делается из натуральных сливок молока коров из собственного стада производителя.

Как утверждают продавцы, всё сливочное масло производителей Саратова и области – хорошего качества. А цена известных производителей отличается от цены неизвестных только потому, что известные могут себе позволить учитывать спрос.

Цены на мясо уступили в конкурентной борьбе

Самыми стабильными, как это ни странно, оказались цены на мясо и молоко. Говядина, свинина, баранина на будничный обед легко покупаются по цене 170 рублей. Мясо птицы стремится удовлетворить любой вкус. Индейка, утки, гуси в Саратове представлены и тушками, и отдельными своими частями – на подложках и без оных. Продукция от разных производителей, замороженная, охлаждённая. И цены вполне демократичные. И что приятно – птичье мясо в основном отечественное. Бренд Михайловской птицефабрики остаётся любимым у многих. За свеженькой цыплячьей продукцией на рынке в Юбилейном – всегда очередь.

Очередь в Юбилейном по выходным стоит и к канистрам с натуральным молоком. Продают его по 20 рублей за литр. Молоко от местных производителей в нарядных ярких пакетах стоит столько же. Можно найти и за 19 рублей. Привозное молоко – из Ульяновска, Казани – дороже. Но заметного роста цен на молочные продукты этой осенью и зимой нет. Сыры, кстати, даже немного подешевели.

За местным дешёвым молоком, правда, придётся ходить на рынки по утрам. За хорошим мясом умеющим торговаться на рынок в Юбилейном желательно ходить в будни сразу после обеда, а в Крытый рынок тоже по будням, но в первой половине дня. Скучающие без покупателей продавцы говорливым и вежливым покупателям уступят обязательно.

За рыбой все эти недели мы отправляли своих читателей на рынок на 3-й Дачной. Хотя рыбы тоже много везде. И каждый может найти себе по вкусу и по кошельку. Статистики, правда, дают среднюю цену по рыбе совсем уж смешную. За все недели нашего наблюдения она ни разу не превысила отметку в 61 рубль за килограмм. Это практически самая низкая цена на тушки минтая – самой демократической рыбы на свете. Дешевле стоит речная и прудовая уснувшая рыба.

Но статистики оговариваются, что считают рыбу замороженную неразделанную. В таком случае получается совсем уж натянутый и очень приблизительный подсчёт, совершенно не отражающий богатые рыбные прилавки. На них, кстати, уже вполне доступно смотрятся даже замороженные маленькие осьминоги. Лет пять назад ими могли себе позволить интересоваться только состоятельные гурманы.

В первых наших походах, оглушённые мясным предложением, мы даже начали втайне подозревать сельхозпроизводителей области в том, что осенью, после страшной засухи, начался массовый забой скота. Но продавцы убеждают нас, что причина не в этом: «Просто очень много рынков развелось». Реальная конкуренция не даёт ценам подняться выше какого-то среднего уровня. А средний уровень настолько доступен, что покупатель легко переплачивает 50 рублей за килограмм хорошего мяса, например, шейки, ради того чтобы купить его рядом с домом.

Кроме избытка предложения не будем забывать и об изменившейся культуре питания. Обеспеченные люди всё чаще стремятся к здоровому рациону, где белки составляют всего 30 процентов суточного объёма пищи. Малообеспеченные, к числу которых относится большинство пенсионеров, наконец-то получили возможность баловать себя разнообразием стола. Вместо кусочка сырого мяса эта категория покупателей купит колбаску, буженинку, ветчину. Они напомнят о молодости и редких тогда праздниках живота.

Человеческая арифметика

Статистики, а вслед за ними и чиновники наверняка расскажут нам о том, что инфляция в Саратове и области самая маленькая в стране. Точно менее чем 10 процентов в год. Но у каждого из нас своя инфляция.

Обычный круг обычных людей острее всего чувствует, что жизнь дорожает, именно после походов за продуктами. И можно сколько угодно говорить, что цены в Саратове растут медленно без всякого намеренного обмана. Но когда человек покупал в сентябре сахар по 34 рубля, а в декабре уже по 42, он будет думать о росте цен совсем иначе. И когда цена гречки за квартал почти удвоилась, человека тоже не обманешь. Люди склонны обобщать. И им уже кажется, что заметно дорожают не только растительное масло, гречка, сахар, а все продукты подряд. Дорожает обеденный стол – дорожает жизнь.

Такие настроения чреваты лёгкой паникой. Сами продавцы рассказывают, что их близкие начали запасаться макаронами. Покупают мешками. Продавцы, особенно продающие макароны, такие настроения не приветствуют. Говорят, что сейчас глупо запасаться продуктами впрок. Наверное, они правы. От роста цен, если он обусловлен экономическими причинами, никуда не уйдёшь. И этот не слишком приятный для потребителя факт очень хорошо подтверждает торговая картинка с рынка в Юбилейном.

Здесь правительство Саратовской области пытается регулировать цены, устанавливая предельные. Но когда они становятся совсем уж невыгодны производителю, товар просто исчезает с прилавков. Вернее, по договорённости его, конечно, привозят. Но в таких количествах, что уже к 11 часам утра товара этого и след простыл.

Пустые прилавки являются реальным сигналом к повышению потолка. Так было сначала с картофелем по 15 рублей. Его раскупали до 9 утра. А вот теперь, по цене 28–30 рублей, торгуют целый день. Так было с яйцами. В сентябре их продавали по 18 рублей за десяток. Сейчас уже и за 26 в 11 утра не всегда купишь. На очереди куры. По цене 69 рублей за кг их в Юбилейном уже не застанешь. А при пустых прилавках, за которыми торгуют небольшие районные птицефабрики, отлично покупаются михайловские молодки за 80 рублей.

***

Яйца дорожают

Будем баловать домашних гусями и сушёными абрикосами

По дороге к рынку в Юбилейном, на петле рядом со строительным рынком продают ёлочки. В аккуратных деревянных крестовинках. Совсем малюсенькие и выше человеческого роста. Скоро Новый год. Последние дни затишья на рынках города. Скоро начнётся толчея, в которой сверхзанятые саратовские хозяйки, не успевшие заранее закупить продукты, будут брать продукты, не особо привередничая и переплачивая. Но пока на саратовских рынках в будни ажиотажа нет. И у нас есть шанс более-менее достоверно отследить объективный рост цен.

На площадке перед рынком в Юбилейном продают гусей. Гусей в Саратове в последнее время можно встретить и просто на ящиках на тротуарах. Но те, что лежат на ящиках, без синего клейма ветслужбы. А в Юбилейном лежат клеймёные. И по цене 210 рублей за кг. И ростом и весом как раз такие, что просятся в духовку. Но гуси редких покупателей почему-то не очень интересуют. Покупатели предпочитают гусиные потрошки. И с любопытством заглядывают в пакеты с гусиными головами и лапами. Этими субпродуктами продавцы – три ладных парня – завлекают всех подряд очень умело. Вкусно рассказывают про бульончик и холодец. Гуси – из фермерского хозяйства. Торговать ими обещают до самого Нового года. И возможно, один раз приедут перед Рождеством.

В помещении рынка не нахожу на прилавках яиц. Раскупали, рассказывают, с утра по несколько ячеек в руки. Мяса тоже как-то маловато, и какое-то оно в основном воскресное – неинтересное. Выяснить, почему так, не получилось. Продавец заговорил, уговорил купить особым способом аккуратно нарубленные мясистые рёбрышки. Тут же к нему подтянулись другие покупательницы. Бабушка просила выбрать ей прослойку, потому что вчера купила и вчера же распробовала. Дородный дяденька требовал «яблочко» для запекания. Бабушке кусочек нашли, требовательному дяденьке не смогли угодить.

Наверху отчитались, что цены на муку, рис, макароны пока держат прежними. Гречка есть, но на прилавки её не выкладывают. Стоит 80 рублей. Даже продавцам от этой цены неуютно.

В Крытом рынке удивили живые карпы. Все в каких-то непонятно-неприятных пятнах плавают в мутной воде. То ли достали их уже такими перед зимовкой, то ли в отсутствие спроса в аквариуме приболели.

Мясные ряды ломятся от предложения, а покупателей нет. У продавцов здесь одна радость: света добавило начальство. Ввернули более мощные лампочки. Томятся продавщицы. Назовут цену в ответ на вопрос, покупатель бредёт равнодушно мимо. Они зазывают, возвращают назад посулами снизить, но торговаться покупатели не хотят.

На улице за рынком, где обычно продавали фрукты-овощи, теперь палатки с ширпотребным товаром. Переехали, видно, из освобождённых для проезда-прохода вещевых рядов. Скучно без зазывал купить абхазские мандарины.

В рынке на 3-й Дачной весь картофель сейчас продаётся по 40 рублей. На Сенном – по 40–50. Мясо и рыба тоже подскочили в цене рублей на 10–15. Цены на гречку с каждым днём кусаются всё сильней. Если две недели назад ядрица по 90 рублей попадалась редко, то сейчас такой ценник стоит на всех прилавках. А местами эту крупу продают уже по 98 руб за кг.

На 3-й Дачной не дорожают только тушки кур. Цена стабильна – 102 рубля за килограмм. Но покупателей это, видно, никак не прельщает. Интерес к этому продукту, по моим наблюдениям, здесь нулевой.

На Сенном, напротив, куры пошли в рост. Социальная программа рынка на этот товар закончилась, и сейчас он продаётся уже не по 80, а по 85 рублей. Зато макароны саратовского производства и растительное масло здесь своим ценникам верны: макароны по-прежнему стоят 20 рублей, масло – 50.

На энгельсском продуктовом рынке в середине рабочего дня шумно и людно. Обращаю внимание, что между прилавками хозяйки с авоськами мечутся уже не в одиночестве, а в сопровождении «грубой физической силы», призванной нести литры и килограммы продуктов.

Особенно бойко идёт торговля у прилавков с мясом, овощами и фруктами. По ценникам уже сложно определить, что почём. Вот кусок говядины на косточке с ценником 170 рублей. Продавец готова отдать его за 160. А если в придачу соглашусь взять суповой набор (на ценнике – 70 рублей), то он мне обойдётся в полсотни. Пока приглядывалась к суповому набору, у соседнего прилавка появился претендент на говяжью вырезку. Бескостное мясо стоит 250 рублей за кило. Потенциальная покупательница просит повернуть кусок со всех сторон, чтобы убедиться в его бескостности. Потом щупает, капризничает по поводу цвета и в конце концов просит взвесить. Кусок вытягивает без малого на 4 кг. Дама даже с какой-то радостью сообщает, что ей «столько не нужно», и направляется к прилавку с курами.

Замечаю оживление возле прилавка с сухофруктами: курага и чернослив расходятся малыми порциями. С одной стороны, наша традиционная кухня не сильно благоволит этим восточным продуктам. С другой – по стоимости они близки к говяжьей вырезке. Но раз в год можно побаловать домашних сушёными абрикосами.