Главное – минимизация общения с чиновниками
Ровно год жители России имеют возможность получать различные государственные услуги не выходя из дома. Одной из самых востребованных оказалась электронная услуга по оформлению загранпаспортов. В Саратовской области эту электронную возможность использовали немногие.
Растущая популярность
На интернет-портале Gosuslugi.ru, начавшем работу 15 декабря 2009 года, сосредоточена информация о 565 федеральных и 2282 региональных услугах. За год на сайте зарегистрировались свыше 330 тысяч человек. Причём почти две тысячи подписчиков ресурса – иностранные граждане. В общей сложности за 2010 год пользователи заказали 580 тысяч услуг.
Граждане и неграждане России через этот портал могут не просто получать подробную информацию о порядке предоставления госуслуг и распечатывать необходимые бланки заявлений. У них есть реальная возможность оплачивать штрафы и пошлины, оформить и отправить в любое госучреждение пакет документов, необходимый для получения той или иной услуги. Например, оформить пособие по уходу за ребёнком, подать декларацию о доходах и т. п.
Самым популярным видом электронных государственных услуг, по данным минкомсвязи РФ, стала проверка выписанных штрафов, предоставление сведений о состоянии индивидуального лицевого счёта пенсионного страхования и оформление заграничного паспорта.
В минкомсвязи РФ обещают, что уже с 1 января 2011 года популярность сайта может многократно возрасти. Это связано с тем, что с нового года вводится упрощённая процедура регистрации по месту жительства и по месту пребывания. То есть теперь прописка будет носить уведомительный характер. Миграционная служба в настоящее время разрабатывает механизм предоставления этой услуги.
В лидерах – загранпаспорт
Миграционная служба России присоединилась к порталуGosuslugi.ru 1 апреля 2010 года. В саратовском региональном управлении миграционной службы интернетизацию государственных услуг оценивают со знаком плюс, даже несмотря на трудности. «Для оперативности работы нам необходимо обеспечить все свои отделы компьютерным оборудованием и доступом к сети Интернет, а это выливается в определённые затраты, – говоритначальник отдела анализа, планирования, контроля и информационного обеспечения областного УФМС Игорь Носов. – Но самое главное всё же то, что электронные услуги минимизируют общение граждан с чиновниками».
По словам Игоря Владимировича, на сегодняшний день от граждан, проживающих в Саратовской области, через Интернет поступило 1160 заявлений о предоставлении государственных услуг. Из них 1085 заявлений на выдачу загранпаспорта, 32 – на выдачу внутреннего российского паспорта, 29 заявлений по линии адресно-справочной работы и 14 по регистрационному учёту граждан РФ. Но к рассмотрению миграционной службой было принято только 681 заявление. Остальные пришлось вернуть в связи с неточностями заполнения бланка заявления или по причине несоответствия фотографий предъявленным требованиям.
При оформлении внутреннего российского паспорта и загранпаспорта старого образца (с пятилетним сроком действия) гражданину достаточно прийти в УФМС в день получения документа. Если оформляется заграничный паспорт нового поколения с увеличенным сроком действия в 10 лет, то прийти придётся дважды. Первый раз – для фотографирования на специальном цифровом оборудовании и представления оригиналов документов, второй раз – уже для получения готового загранпаспорта с электронным микрочипом.
Ни одного иностранца
Воспользоваться электронными услугами миграционной службы могут не только россияне, но и иностранные граждане. У них есть возможность подать заявление на оформление разрешения на временное проживание или вида на жительство. В настоящее время, по словам Игоря Носова, от иностранцев нет ни одной заявки. «Может быть, они просто не очень дружат с Интернетом», – предположил мой собеседник.
***
Шаг за шагом, аккуратно и внимательно
Первым шагом на пути к любой государственной услуге в электронном виде, в том числе и к услугам УФМС, должна стать регистрация на сайте Gosuslugi.ru. Сделать это лучше заблаговременно. Нужно быть готовым к тому, что одна только регистрация на едином портале госуслуг может занять две недели.
Для регистрации на сайте нужно заполнить подробную анкету. Систему интересуют не только имя, отчество и фамилия пользователя, но и номера страхового пенсионного свидетельства и ИНН, а также другие контактные данные. Важно понимать, что вся указанная информация будет проверяться на достоверность и корректность. Заказным письмом вам отправят код активации учётной записи портала госуслуг. Зарегистрировавшись на портале, пользователь получает доступ к так называемому личному кабинету, в котором ему будут видны не только те услуги, что могут предоставляться в электронном виде, но и все этапы их получения.
Максимум через сутки заявление пользователя портала на услугу дойдёт к специалисту миграционной службы. Но Игорь Носов предупреждает, что любая неточность при заполнении заявки, например, на паспорт повлечёт за собой возврат заявления. В этом случае заявку заполнять придётся заново.
Спустя установленный регламентом срок через личный кабинет пользователя пригласят в подразделение миграционной службы для получения паспорта или другого запрошенного документа. Туда придётся захватить с собой оригиналы документов, удостоверяющих личность, и квитанцию об оплате госпошлины за предоставление услуги.