Главное – минимизация общения с чиновниками

Оценить
Новый паспорт можно заказать из дома – и это только одна из многих электронных услуг

Ровно год жители России имеют возможность получать различные государственные услуги не выходя из дома. Одной из самых востребованных оказалась электронная услуга по оформлению загранпаспортов. В Саратовской области эту электронную возможность использовали немногие.

Растущая популярность

На интернет-портале Gosuslugi.ru, начавшем работу 15 декабря 2009 года, сосредоточена информация о 565 федеральных и 2282 региональных услугах. За год на сайте зарегистрировались свыше 330 тысяч человек. Причём почти две тысячи подписчиков ресурса – иностранные граждане. В общей сложности за 2010 год пользователи заказали 580 тысяч услуг.

Граждане и неграждане России через этот портал могут не просто получать подробную информацию о порядке предоставления госуслуг и распечатывать необходимые бланки заявлений. У них есть реальная возможность оплачивать штрафы и пошлины, оформить и отправить в любое госучреждение пакет документов, необходимый для получения той или иной услуги. Например, оформить пособие по уходу за ребёнком, подать декларацию о доходах и т. п.

Самым популярным видом электронных государственных услуг, по данным минкомсвязи РФ, стала проверка выписанных штрафов, предоставление сведений о состоянии индивидуального лицевого счёта пенсионного страхования и оформление заграничного паспорта.

В минкомсвязи РФ обещают, что уже с 1 января 2011 года популярность сайта может многократно возрасти. Это связано с тем, что с нового года вводится упрощённая процедура регистрации по месту жительства и по месту пребывания. То есть теперь прописка будет носить уведомительный характер. Миграционная служба в настоящее время разрабатывает механизм предоставления этой услуги.

В лидерах – загранпаспорт

Миграционная служба России присоединилась к порталуGosuslugi.ru 1 апреля 2010 года. В саратовском региональном управлении миграционной службы интернетизацию государственных услуг оценивают со знаком плюс, даже несмотря на трудности. «Для оперативности работы нам необходимо обеспечить все свои отделы компьютерным оборудованием и доступом к сети Интернет, а это выливается в определённые затраты, – говоритначальник отдела анализа, планирования, контроля и информационного обеспечения областного УФМС Игорь Носов. – Но самое главное всё же то, что электронные услуги минимизируют общение граждан с чиновниками».

По словам Игоря Владимировича, на сегодняшний день от граждан, проживающих в Саратовской области, через Интернет поступило 1160 заявлений о предоставлении государственных услуг. Из них 1085 заявлений на выдачу загранпаспорта, 32 – на выдачу внутреннего российского паспорта, 29 заявлений по линии адресно-справочной работы и 14 по регистрационному учёту граждан РФ. Но к рассмотрению миграционной службой было принято только 681 заявление. Остальные пришлось вернуть в связи с неточностями заполнения бланка заявления или по причине несоответствия фотографий предъявленным требованиям.

При оформлении внутреннего российского паспорта и загранпаспорта старого образца (с пятилетним сроком действия) гражданину достаточно прийти в УФМС в день получения документа. Если оформляется заграничный паспорт нового поколения с увеличенным сроком действия в 10 лет, то прийти придётся дважды. Первый раз – для фотографирования на специальном цифровом оборудовании и представления оригиналов документов, второй раз – уже для получения готового загранпаспорта с электронным микрочипом.

Ни одного иностранца

Воспользоваться электронными услугами миграционной службы могут не только россияне, но и иностранные граждане. У них есть возможность подать заявление на оформление разрешения на временное проживание или вида на жительство. В настоящее время, по словам Игоря Носова, от иностранцев нет ни одной заявки. «Может быть, они просто не очень дружат с Интернетом», – предположил мой собеседник.

***

Шаг за шагом, аккуратно и внимательно

Первым шагом на пути к любой государственной услуге в электронном виде, в том числе и к услугам УФМС, должна стать регистрация на сайте Gosuslugi.ru. Сделать это лучше заблаговременно. Нужно быть готовым к тому, что одна только регистрация на едином портале госуслуг может занять две недели.

Для регистрации на сайте нужно заполнить подробную анкету. Систему интересуют не только имя, отчество и фамилия пользователя, но и номера страхового пенсионного свидетельства и ИНН, а также другие контактные данные. Важно понимать, что вся указанная информация будет проверяться на достоверность и корректность. Заказным письмом вам отправят код активации учётной записи портала госуслуг. Зарегистрировавшись на портале, пользователь получает доступ к так называемому личному кабинету, в котором ему будут видны не только те услуги, что могут предоставляться в электронном виде, но и все этапы их получения.

Максимум через сутки заявление пользователя портала на услугу дойдёт к специалисту миграционной службы. Но Игорь Носов предупреждает, что любая неточность при заполнении заявки, например, на паспорт повлечёт за собой возврат заявления. В этом случае заявку заполнять придётся заново.

Спустя установленный регламентом срок через личный кабинет пользователя пригласят в подразделение миграционной службы для получения паспорта или другого запрошенного документа. Туда придётся захватить с собой оригиналы документов, удостоверяющих личность, и квитанцию об оплате госпошлины за предоставление услуги.