Провал молодёжной политики? Эксперты расходятся во мнениях: существует ли она в действительности или только в отчётах чиновников

Оценить
Молодёжь России – это 39,6 миллиона человек в возрасте от 14 до 30 лет, 27 процентов от общей численности населения страны. В Саратовской области – 651 тысяча молодых людей. Мы спросили у экспертов, так или иначе связанных с интересами этой возрастно

Молодёжь России – это 39,6 миллиона человек в возрасте от 14 до 30 лет, 27 процентов от общей численности населения страны. В Саратовской области – 651 тысяча молодых людей. Мы спросили у экспертов, так или иначе связанных с интересами этой возрастной категории, есть ли в стране и в Саратовской области молодёжная политика.

Глеб Хрусталев, заместитель руководителя саратовского отделения межрегиональной молодёжной общественной организации «Новые люди»:

ВСЁ ЗАМЕТНЕЙ С КАЖДЫМ ДНЁМ

– С каждым годом всё больше и больше активных и талантливых ребят начинают принимать самое деятельное участие в молодёжной политике региона. Студенты и школьники, в том числе активисты «Новых людей», уделяют много времени волонтёрской работе, оказывая помощь ветеранам войны, инвалидам, лишённым родительского тепла детям. Увеличивается число молодёжных организаций, деятельность которых направлена на решение экологических проблем.

Но и в стороне от политики молодёжь не остаётся. Новых активистов привлекает в свои ряды «Молодая гвардия», служащая для молодых людей своего рода социальным лифтом. Некоторые её участники уже стали депутатами различных уровней, другие готовятся ими стать. Всё заметнее становится деятельность молодёжного парламента, призванного объединить представителей самых разных организаций для совместной конструктивной работы на благо молодёжи нашей области. Впереди ещё много целей, которые только предстоит достичь, но уже сейчас можно говорить о существенном увеличении поддержки молодёжи со стороны властей, во многом благодаря активной деятельности молодёжных организаций.

Мария Тимофеева, первый секретарь саратовской областной организации «Союз коммунистической молодёжи Российской Федерации»:

ВСЁ, ЧТО ЕСТЬ, – ТОЛЬКО ФИКЦИЯ

– В нашей стране нет молодёжной политики, есть видимость и есть институты, которые создают эту видимость. Это относится и к стране в целом, и к Саратовской области. А о такой структуре, как молодёжный парламент, многие просто не слышали. Всё это фикция.

Эту мысль доказывают и последние социологические исследования, которые выяснили, что молодёжь продолжает оставаться аполитичной, многие парни и девушки не хотят вникать в проблемы области и России.

О какой молодёжной политике можно говорить, если такая большая безработица в этой возрастной группе? Очень малая часть выпускников вузов может устроиться на работу по профилю. Обратите внимание на требование работодателей: обязательно нужно иметь три-пять лет стажа. Когда же молодой человек успеет наработать столько? Параллельно с учёбой? А если преподаватели требуют не пропускать лекции?!

Я сама прекрасно знаю, что такое устроиться на работу в селе, что такое поступить ученику из обычной сельской школы в престижный вуз. Многие мои знакомые не смогли поступить в институты, потому что у них аттестаты сельской школы. Предпочтение отдают лицеистам, гимназистам. Разве это справедливо?

Юлия Таушанкова, начальник отдела комитета по образованию и молодёжной политике администрации Энгельсского муниципального района:

УСПЕШНО РАЗВИВАЕТСЯ КАВЭЭНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

– Молодёжной политике уделяется достаточное внимание со стороны властей, мы ощущаем поддержку государства, в том числе и в части финансирования молодёжных программ и проектов. С 1997 года реализуется программа «Молодёжь Энгельсского МР».

У нас в районе успешно развивается кавээновское движение (энгельсская команда буквально стоит перед входом в Премьер-лигу), очень популярен ежегодный конкурс «Студенческая весна». Система у нас выстроена чётко: парни и девушки могут реализовать себя на местах, потом перейти на другой уровень – поехать на конкурс или фестиваль в Москву. В 2010 году наши талантливые дети получили 82 премии президента. Набирает обороты волонтёрское движение, лучшие обязательно поедут на Олимпиаду в Сочи в 2014 году.

Особенно явно проявился интерес государства к этой категории населения в Год молодёжи (2009 год). Было много интересных инновационных проектов – «Селигер», например. Большое количество молодёжи было охвачено. И в этом году проекты продолжают реализовываться.

Дмитрий Коннычев, председатель регионального отделения партии «Яблоко»:

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАНИМАЕТСЯ КАКОЙ-ТО ОТДЕЛЬНОЙ МОЛОДЁЖЬЮ

– Мы не видим в Саратове того, что творится на Манежной, – это уже хорошо, уже достижение региональной молодёжной политики! (С иронией.) А вот явных положительных результатов в этой сфере на местном уровне я выделить не могу.

Вообще, мне кажется, что современная молодёжная политика – надуманная вещь. В нашей области есть разве что социальная поддержка учащейся молодёжи и жильё для молодых семей. Правда, это не молодёжная политика, а часть общей государственной политики в стране.

Я вижу тотальный провал концепции проекта «Селигер», когда правительство занимается какой-то отдельной молодёжью. Есть такая молодёжь и есть другая, которая вышла на Манежную площадь. В частности, это произошло, потому что правительство поддерживает определённые молодёжные движения: «Наши», ЕР, «Россия молодая» и прочие. Сконцентрировали работу на этом звене, а остальных по боку. «Мы будем заниматься теми, кто нас любит!» То, что произошло в Москве, – это провал государственной молодёжной политики.

Денис Фадеев, председатель комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи областной думы, председатель координационного совета «Молодой гвардии»:

НАБЛЮДАЕТСЯ ДИССОНАНС

– С одной стороны, всюду говорят, что молодёжной политике в стране уделяется большое внимание. С другой, те, кто проявлял агрессию на Манежной площади, – это как раз и есть молодёжь, старшеклассники. И в этом наблюдается диссонанс.

Финансирование «молодёжных» статей в областном бюджете реализуется далеко не в полном объёме. Мы находим поддержку у депутатов и увеличиваем средства на молодёжные программы, но в условиях экономического кризиса их сокращают, а средства перекидывают на что-то другое, как считается, более важное. На областную программу поддержки молодёжи Саратовской области в бюджете этого года было потрачено 8 миллионов 972 тысячи рублей. В совокупности, по всем программам поддержки молодёжи, на каждого жителя региона от 14 до 35 лет приходится по 460 рублей в год! Кончено, этого крайне мало, нужно увеличить эту сумму в разы. Чтобы поддержку чувствовала молодёжь, чтобы наши дарования не уезжали в другие области ради более комфортных условий, заработка, признания и т. п.

Молодёжью нужно заниматься более грамотно и внимательно, ведь это ненормально, когда парни и девушки стремятся уехать за границу, потому что не могут реализовать себя на Родине. Нужно думать о будущем и беречь кадры.

В числе достижений молодёжной политики страны могу назвать то, что современная молодёжь стала активной, она учится отстаивать свои права и интересы. Примером может служить создание на прошлой неделе новой площадки – молодёжной комиссии Саратова (МКС), объединяющей активную молодёжь. Всё больше молодых людей участвует в выборах, да и среди кандидатов разных уровней много молодых лиц. Наблюдается явный интерес молодых к управлению своей страной, и это здорово.

Наталья Королькова, председатель Саратовского общества трезвости и здоровья, куратор скаутского движения:

ПУСТОТУ ЗАХВАТИЛА МАССОВАЯ ИСТЕРИЯ

– Если мы говорим о политике в отношении молодёжи, то имеем в виду государственное отношение, верно? Я считаю, что её у нас нет. Есть отдельные попытки как-то решать проблемы. Но три специалиста, которые есть в «молодёжном» отделе министерства образования области, просто не в состоянии осилить весь вал проблем.

Получается, что эта работа ведётся постольку, поскольку она должна быть. Она не выстроена системно и не продумана с точки зрения интересов самих молодых людей.

Почему так получилось? Старое разрушили, а новое не создали. И эту пустоту захватил гламур, массовая истерия под названием «накопительство», «приобретательство». Мы потеряли не одно поколение молодёжи, не уделяя ей никакого внимания. Доказательство тому – последние события с участием молодых людей, подростков в Москве. То, что в людях подспудно зрело, выходит на улицы, и это страшно. Это и есть продукт невнимания к молодёжи как таковой. Ведь молодёжь прекрасно видит, кто в нашей стране имеет деньги. Как за деньги получают образование, а потом должности, освобождают от ответственности и т. д.

По-моему, молодёжная политика должна начинаться с детства. Например, в советские времена государство выстраивало эту линию начиная с детских организаций (октябрята) и заканчивая молодёжными (комсомольцы). Пусть это была одна безальтернативная организация, но государство этим вопросом плотно занималось. Сейчас же все современные организации держатся на плечах энтузиастов, и по определению эти объединения не могут быть многочисленными и выполнять все интересные молодёжи функции.

Я много лет работаю с детьми, с подростками и вижу в них много хороших качеств и черт. Просто им нужно помочь и организационно, и ресурсно. Вот почему мы решили на базе нашего общества трезвости и культуры создать детскую организацию? Потому что вакуум, нет никакой системной работы с подростками в отношении профилактики пьянства и потребления различных психотропных веществ.

Владимир Пожаров, депутат областной думы («Справедливая Россия»):

ВСЕ ЭТИ ЗАКЛИНАНИЯ НИЧЕМ НЕ ПОДКРЕПЛЕНЫ

– То, что случилось на Манежной площади, – это не вопрос молодёжной политики. Это свидетельствует о том, что в нашем государстве в суде или другим легитимным способом защитить свои интересы очень трудно. А молодые люди радикалисты по определению. Мы все были такими. Молодёжь очень убеждаема. Когда говорят, бери палку и пошли с нами бить, например, кавказцев, этой толпе кажется, что от кавказцев и есть вся беда и беспорядки в стране. Дело не в молодёжной политике, а в политике государства. Закон должен работать жёстко и чётко для всех.

Ну а если уж говорить о молодёжной политике, то она главным образом нужна как: 1) система воспитательных и образовательных мер; 2) система возможностей и гарантий трудоустройства.

По-моему, государство должно создавать условия для жизни любого человека, гражданина. И для того, кому месяц, кому пять лет, кому десять лет и т. д. – не выделяя отдельные группы и категории. Есть целый ряд социально развитых государств, например Швеция, в которых нет такого выражения, как «молодёжная политика». Есть социальная, образовательная политика, политика здоровья – для всех. У нас об этом тоже говорят, но на деле всё сводится к некому заигрыванию с данной категорией граждан, а реально ничего не делается. Например, есть законы о квотировании рабочих мест для молодёжи. А как на деле? Предприниматель хочет конкурировать и, значит, привлекать самые квалифицированные кадры, а не вчерашних выпускников вузов.

В СССР действительно была молодёжная политика в плане трудоустройства. Выпускник школы знал, что дальше его ждут или, вуз или ПТУ. А после них – гарантированное трудоустройство. Пусть рядовая должность, но ты действительно становился там специалистом, получал работу и зарплату. К сожалению, сейчас эта система полностью порушена, потому что мы объявили себя рыночным государством, к которому так и не пришли. Так что все эти заклинания о молодёжной политике ничем не подкреплены.

Надо чётко понимать, что относится к молодёжной политике, а что нет. Молоко для детей (речь об областной программе «Школьное молоко». – Прим. ред.) – это здоровье нации, улучшение качества жизни, но это не молодёжная политика. Льготы в жилищном вопросе для молодых семей – это не только молодёжная политика. В первую очередь это демографическая политика, а также серьёзная поддержка для строительного бизнеса. Вот разве что квотирование рабочих мест для молодёжи можно отнести к предмету нашего разговора. Но кто сказал, что не надо квотировать рабочие места для среднего, пожилого возраста? Брать отдельный кусок из общей системы мер, назвать его «молодёжная политика» и начать махать флагом – это неправильно.