Елена Савельева: Чтобы рассмотреть картину, нужно потрудиться
Гость рубрики – учёный секретарь Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева, один из авторов книги «Саратовский Радищевский музей. Факты. События. Люди. 1885–2010».
Музей для меня – это память. А память – это когда люди стоят в цепочке, растянувшейся во времени, и передают из рук в руки знания, умения, навыки и ценности. Цепочка ни в коем случае не должна прерываться. Пока существует эта связь, всё будет в порядке.
За последние двадцать лет многое стало другим, и посетитель тоже. Медийные техники изменили человека. Чтобы понять произведение искусства, ему нужно уделить внимание. Хорошо, если в современных семьях есть традиция приводить в музей малышей, если их с детства учат смотреть и видеть. Для того чтобы рассмотреть картину, нужно потрудиться, а от этого все постепенно отвыкают – ведь в компьютере картинки быстро сменяют друг друга. Недаром наша музейная структура, которая занимается работой с посетителями, принимает на экскурсии и занятия даже самых маленьких. Мы пытаемся сами воспитать зрителя. Я думаю, что в музей нужно приходить не столько со знанием, сколько с настроем. Сейчас уходит момент внутренней сосредоточенности человека, умение побыть одному, остановиться перед картиной, задуматься. Момент, когда ты сам для себя что-то решаешь и понимаешь… А хочется именно этого, и, к счастью, такие посетители есть. Кстати, молодёжь, возможно, благодаря обилию вузов ходит в музей. Особенной популярностью, как и положено у молодёжи, пользуются авангардные экспозиции.
У нас очень хорошие связи практически со всеми вузами, которые готовят искусствоведов, филологов, историков и культурологов. Все они попадают в музей ещё в студенческие годы на лекции и занятия. Те, кому нравится, проявляют себя, помогают музею как волонтёры, а после выпуска приходят к нам. И хотя молодые сотрудники периодически жалуются, что зарплата маленькая, но работать остаются. Дело не в деньгах, им это по сердцу.
Коллекции музея положил начало подарок Алексея Петровича Боголюбова. Сейчас она тоже иногда пополняется за счёт подарков. Те художники, которые хотят, чтобы их творчество было представлено в коллекции, дарят свои работы. Иногда мы что-то покупаем на спонсорские средства. Если говорить о последних примерах, то есть предложение от актрисы Людмилы Арининой: она хочет передать нам картины своего отца Михаила Аринина, замечательного пейзажиста, нашего земляка – уроженца села Синодское.
В Саратов и Саратовскую область есть за чем ехать. Когда у нас в юбилейные дни были гости из Эрмитажа, для них запланировали поездку в Хвалынск, так люди в очереди на автобус стояли, потому что очень хотели посмотреть город и посетить хвалынский музей. Да все исторические города Саратовской области по-своему хороши: и Вольск, и Балаково, и Петровск. А если плыть по Хопру, можно ещё увидеть остатки старинных усадеб… Наш музей хвалить не буду, он хорошо известен. А ведь теперь к историческому зданию прибавились филиалы – музеи, посвящённые Виктору Эльпидифоровичу Борисову-Мусатову и Павлу Кузнецову, художественные галереи в Балакове и Энгельсе, музей Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина в Хвалынске. Чтобы посмотреть всё это, к нам частенько приезжают и из столиц, и из-за рубежа.
Но должной инфраструктуры в городе, к сожалению, нет, уровень сервиса невысок. Посмотрим, как Саратов примет гостей на юбилей полёта Гагарина в следующем году. Может быть, хоть это событие как-то изменит ситуацию.
Музеям бесполезно соперничать с Интернетом – раз он существует, надо пользоваться его возможностями. Недаром у нас есть сайт «Новости Радищевского музея», который весьма популярен. Поскольку мы издаём не так много книжной продукции, как хотелось бы, то сотрудники с удовольствием пишут материалы для разных рубрик сайта. Так, наш хвалынский филиал ведёт два интересных и содержательных проекта «Притяжение Хвалынска» и «Родное и вселенское Петрова-Водкина». Хотя при всей пользе Интернета впечатление от подлинных вещей ничем не заменишь.
Тяжело говорить о будущем музеев, если брать во внимание то, что сейчас происходит в государственной политике по отношению к ним. Музейщики очень болезненно воспринимают действия по возвращению из музеев церковных ценностей. Совсем недавно с телевизионного экрана прозвучали хлёсткие обвинения в воровстве из музейных фондов. Называются факты и цифры, вырванные из контекста, но никто не говорит, что в общий счёт недостающих экспонатов входят потери, понесённые в годы Великой Отечественной войны. Никто не вспоминает, как в 1930-е годы государство само изымало произведения искусства из фондов музеев для продажи их за рубеж.
Самое ужасное будет, если повторится ситуация 90-х годов, когда большинство музеев практически осталось без государственной поддержки. Наш музей находится ещё в благополучной ситуации, потому что имеет федеральное подчинение, финансирование идёт через министерство культуры Российской Федерации. Реставрируется гимназический корпус – здание на Первомайской, 75, ведутся работы в картинной галерее Энгельса. Что касается сохранения зданий-памятников и музейных экспонатов, мы будем иметь поддержку, а на всё остальное попытаемся зарабатывать сами. Надеемся, что люди, подобные Алексею Петровичу Боголюбову, есть и будут в России.