«Хоть зальчик наш мал и прост…» В театральный институт консерватории реорганизован в нынешнем году театральный факультет. Это лишь одна из вех в долгой истории саратовской театральной школы
Чтобы актёру хорошо устроиться в Москве, нужно иметь счёт в швейцарском банке или быть из Саратова. Такая шутка ходит в артистических кругах. Родилась она не на пустом месте. Саратовская театральная школа – явление уникальное и общепризнанное.
Сотни знаменитых в прошлом и ныне артистов прошли эту школу. Ради неё в Саратов едут со всей страны, чтобы «поступить на театральное». В 2008 году саратовский театральный факультет отпраздновал 25 лет, на самом деле эта школа намного старше.
«Училище имени меня»
Многие театральные системы или школы называются по имени того, кто её проповедовал и продвигал. Школа Михаила Чехова, система Станиславского, Мейерхольда. Появление саратовской театральной школы историки связывают с именем Ивана Артемьевича Слонова. Его, молодого талантливого артиста, в 1915 году приглядел и привёз из Киева руководитель саратовского частного театра Мевес.
Современники рассказывали, что Слонов умел играть всё: публика с восторгом принимала его в ролях Чацкого, Хлестакова, Иванова, Раскольникова, Астрова, Наполеона, Пепла, Нехлюдова. Эти актёрские работы тогда признавались классическими и были столь колоритны и цельны, что Слонова приглашали «со своей» ролью в готовые спектакли столичных театров.
Иван Артемьевич был в полном смысле кумиром Саратова. Статный, крепкий, с приятным голосом. Когда в светлом костюме с тросточкой актёр шёл в театр на репетицию, горожане наперебой спешили поздороваться. «Он имел такой успех, что однажды, после спектакля «Мещане», где он играл Нила, овации достигли такого предела, что с галёрки в партер упала девушка и разбилась насмерть», – вспоминал другой саратовец, знаменитый кино-Чапаев Борис Бабочкин.
Надо заметить, что в 1915 году Мевес, кроме Слонова, пригласил в Саратов ещё несколько выдающихся актёров своего времени – Рудину, Несмелова, Астахову и других. Они не только играли на саратовской сцене, но и преподавали в учебной студии, которую Мевес организовал при своём театре. Впервые в Саратове не дилетанты, а признанные профессионалы сцены преподавали начинающим актёрам сценическую речь, мастерство актёра, танец и прочие премудрости. Руководил процессом всё тот же Слонов.
Из этой студии выросла театральная школа, ставшая позже училищем. Небывалый доселе факт – в 1933 году, при жизни Слонова, театральному училищу присвоили его имя! Так что Иван Артемьевич преподавал в училище имени самого себя.
Три кита Ивана Слонова
Подробно изучив саратовскую театральную историю, историк-краевед Вячеслав Дьяконов вывел три принципа, три кита слоновской (читай: саратовской) театральной школы.
Первое: театр должен быть жизненным, актёры должны не представлять, а переживать (что перекликается с системой Станиславского).
Второе: театр должен быть ярким, праздничным (вахтанговские традиции).
Третье: театр должен быть музыкальным (в этом проявилась любовь Слонова к украинскому театру).
Дьяконов считает, что во всех своих ипостасях – как актёр, режиссёр, а позднее художественный руководитель театра – Слонов был верен этим трём принципам.
Так, будучи в середине 30-х годов художественным руководителем Саратовского театра им. Карла Маркса и делясь замыслами о постановке спектакля «Живой труп» по пьесе Льва Толстого, Слонов писал: «…Ничего впустую, ни одного лишнего утрированного жеста, ни одного резко подчёркнутого слова. Я всё время стремился и внушал всем исполнителям: бережливое отношение к тексту, борьба с желанием кого-нибудь окарикатурить…»
Без сомнения, на 30-е годы прошлого столетия пришёлся расцвет саратовского краевого театра: в труппе было 78 актёров, среди которых гремели имена Степана Муратова (его именем даже назвали волжский пароход), Зинаиды Зорич, Валентины Соболевой, Григория Несмелова, Константина Тверского, Натальи Сухостав (впоследствии возглавившей знаменитую студию при городском дворце пионеров) и многих других. Труппа была подобрана таким образом, чтобы имелись все возможные театральные амплуа. Поэтому театр мог взять в свой репертуар любую пьесу. Ставили много отечественной классики, зарубежные пьесы.
О саратовском театре шла такая слава, что Слонова пытались сманить в Москву. Обещали главные сценические площадки, квартиру, всяческие блага. Но Иван Артемьевич остался в городе, которому отдал 30 главных лет своей жизни.
«Фабрика звёзд»
Слонов и Ко пришли не на пустое место. Историки выяснили, что первый саратовский театр помещик Гладков открыл ещё в 1803 году. На саратовских подмостках в 1897–1900-х годах играл сам великий Качалов. Возможно, именно это сочетание – осевший в начале прошлого века в Саратове костяк актёров-профессионалов плюс художественные принципы Слонова – и создало уникальную питательную среду для начинающих артистов.
Саратовская театральная школа сразу же стала, как сказали бы сегодня, фабрикой звёзд. За первые 20 довоенных лет (до 1941 года) из её стен вышло множество будущих театральных и кинознаменитостей. Любимец советского зрителя Борис Андреев (фильмы «Большая жизнь», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Два бойца»), народный артист России, ведущий артист саратовской драмы Георгий Сальников, народный артист РСФСР Борис Горшенин.
В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время саратовское театральное училище прекратило своё существование. Но продолжал работать драматический театр. В 1943 году открывается ТЮЗ и студия при нём. Оттуда вышли Зоя Спирина, Юрий Ошеров, Светлана Лаврентьева, Валентина Ермакова.
Училище же открылось вновь лишь в 1960-м году, и началась в его истории «вторая волна». Ещё здравствовали многие корифеи из «первой волны», так что школа сохранилась, из её стен выходили новые звёзды. Владимир Конкин, Олег Янковский, Пётр Зайченко, Евгений Миронов, Галина Тюнина, Сергей Пускепалис, актёры нового поколения Максим Матвеев, Максим Локтионов. Саратовскую студию в городском дворце пионеров – у Натальи Сухостав! – прошёл Олег Табаков.
Не всякая будущая звезда, что называется, подавала надежды в студенческие годы. Преподаватели вспоминают, что один из самых востребованных и талантливых актёров нашего времени Евгений Миронов в первые годы учёбы ничем особенным не выделялся. И раскрылся только на третьем курсе, когда ему доверили главную роль в пьесе «Полёт над гнездом кукушки». Раз – и расцвёл!
Даже получив признание в столице, засветившись на экране, бывшие ученики любят приезжать в Саратов. Просятся на занятия к своим педагогам – просто посидеть. Или походить по сцене, где бессонными ночами репетировали свою первую Джульетту или Хлестакова, буквально млея от запаха родных коридоров, аудиторий.
Римма Белякова со смехом рассказывает, как ей из Москвы звонят бывшие ученики и делятся новостями, радостями, а то и поплачутся в трубку. К гордости преподавателей, ребята частенько удивляются, что какой-нибудь столичный театрик просто не дотягивает до уровня саратовской школы. Значит, чувствуют разницу, радуется Римма Ивановна.
А когда преподаватели уходят в мир иной, это утрата для бывших учеников. В 2003 году на похороны своего педагога Валентины Ермаковой приехали из Москвы её ученики Евгений Миронов и Галина Тюнина. И Миронов, куря сигарету за сигаретой, сбиваясь, рассказывал журналистам, как привык по вечерам перезваниваться с Валентиной Александровной, делиться мыслями. И как въелись в память цифры саратовского телефона, по которому теперь никто не ответит.
«Строительный техникум»
Многие выпускники училища помнят здание на Радищева, 24, считают его своим домом. Правда, сейчас прийти некуда – теперь это корпус духовной семинарии. Единственное, что здесь напоминает об училище, – это мемориальная табличка со словами, что здесь учился Олег Янковский.
В 1983 году театральное училище преобразовали в театральный факультет саратовской консерватории.
Римма Белякова вспоминает, как власти, выселяя студентов из дома на Радищева, обещали помещение попросторнее, сулили скорый ремонт. На деле оказалось, что здание на Рабочей вовсе не готово принять студентов. Раньше в этом корпусе был вычислительный центр, кабинеты с перегородками.
Римма Ивановна, которой достался первый набор театрального факультета, рассказывает, как студенты сами ломали перегородки, переносили стену, красили, клеили, прибивали, искали стулья. «Они ещё долго в капустниках эксплуатировали эту тему – мол, мы поступили не в театральный, а в строительный техникум». Через такое трудовое воспитание прошли многие первокурсники. Правда, за 27 лет, что существует факультет, половину аудиторий власти отремонтировали, но три актёрских мастерских до сих пор занимаются в декорациях пьесы Горького «На дне».
На мой вопрос, чем сейчас жива знаменитая саратовская школа, Римма Белякова отвечает виршами собственного сочинения:
«Хоть зальчик наш мал и прост,
Но творческий актёра рост
Зависит ведь не от масштаба роста!»
«Я сама мхатовка, – говорит Римма Ивановна, – застала знаменитых «стариков» Грибова, Кторова, Тарасова, Блинникова, Масальского, Степанову. Они несли русскую корневую школу – Станиславского, Слонова. Когда я приехала в Саратов, то застала старейших, ещё слоновских актёров и легко вошла в эту труппу, среду. Мы, мастера театрального факультета Александр Галко, Григорий Аредаков, Эльвира Данилина, Игорь и Любовь Баголеи, Татьяна Кондратьева, Виктор Мамонов, – педагоги разных стилей, но мы все проповедуем эту школу!»
Саратовская диаспора
За 27 лет факультет явил свету 24 выпуска актёров драматического театра, шесть выпусков актёров театра кукол, шесть выпусков актёров музыкального театра, экспериментальный выпуск актёров пластической драмы.
В 2010 году случились новые превращения: с первого сентября театральный факультет реорганизован в театральный институт саратовской консерватории. Директором института стала профессор Наталья Горюнова.
Сейчас здесь действуют три кафедры – мастерства актёра (возглавляет кафедру Римма Белякова), пластического воспитания актёра (Алексей Зыков), сценической речи (бессменный заведующий кафедрой профессор Виктор Кульченко недавно передал эстафету Александре Спириной). Обучение ведётся по специальностям «актёр драматического театра и кино», «актёр музыкального театра», «актёр театра кукол».
Выпускники театрального факультета, как и их предшественники из училища, тоже «выбиваются в люди». Сергей Казаков недавно стал художественным руководителем пензенского театра драмы. Максим Лактионов снялся в фильме-сказке. Максим Матвеев прославился главными ролями в фильмах «Стиляги», «Тиски». Владимир Кисаров – звезда пародийного телешоу «Большая разница». Многие снимаются в кино, мелькают в сериалах, кто-то уехал за границу, кого-то позвали в провинциальный театр…
В Москве обосновалась целая саратовская диаспора. Выпускник мастерской Галко Вячеслав Чепурченко принят в труппу «Табакерки» (недавно театр приезжал с гастролями в Саратов, и первый же выход Славы в роли Керубино из «Женитьбы Фигаро» зал приветствовал подбадривающими аплодисментами). Юрий Кравец работает директором в театральном колледже (проект Олега Табакова). Нашли свои театры в Москве Андрей Фомин, Евгений Редько, Сергей Сосновский и множество других выпускников. У них нет счёта в швейцарском банке, но все они – из Саратова.