«Спасибо за дорогой хлеб скажите правительству». Повышение цен на продовольствие – следствие дефицита сырья и дороговизны энергоресурсов

Оценить
Цены на продовольствие продолжат расти с ускорением. Такой неутешительный прогноз делают эксперты Центра анализа экономической политики Высшей школы экономики. По их мнению, уже в ближайшие один-два месяца резко должен подорожать хлеб (на 30–35 проце

Цены на продовольствие продолжат расти с ускорением. Такой неутешительный прогноз делают эксперты Центра анализа экономической политики Высшей школы экономики. По их мнению, уже в ближайшие один-два месяца резко должен подорожать хлеб (на 30–35 процентов), подсолнечное масло (на 50 процентов). Обещано также подорожание сахара и картофеля.
Саратовские специалисты не во всём соглашаются с московскими экспертами.

До конца года хлеб дорожать не будет

Причины ускоренного роста цен эксперты Высшей школы экономики видят в изменениях стоимости пшеницы – основного товара, торгуемого на продовольственных биржах. Аналитики констатируют, что пшеница на мировом и на внутреннем рынках уже подорожала на 50 процентов. И это, мол, далеко не предел.

Цены на пшеницу оказывают огромное влияние на цены других товаров (мука, хлеб, макаронные изделия, молоко, мясо и т. п.). Только за 2007–2008 годы цена на хлеб выросла более чем в полтора раза, а стоимость макарон – на 70 процентов. При этом аналитики отмечают, что в отношении хлеба и макарон проявился так называемый эффект «неснижаемости» цен. Это позволяет делать вывод, что даже при падении цен на зерно с выходом на рынок нового урожая цены на хлеб, достигнув определённого уровня, не снизятся.

Аналитики отмечают также, что в случае удорожания хлеба «спасибо» нужно говорить производителям. В Саратовском регионе с этой точкой зрения не согласились.

«Спасибо нужно говорить не производителям хлеба, а правительству и тем, кто регулярно повышает тарифы на энергоресурсы», – заявил нам заместитель генерального директора Саратовского комбината хлебопродуктов Владимир Смолякин. По его словам, цены на хлеб не могут не расти в условиях, когда всё вокруг дорожает – энергоресурсы, топливо, зерно.

«В цене на муку 80–85 процентов – это стоимость зерна. А зерно в цене выросло и продолжает расти. Делать прогнозы относительно цен на хлеб сейчас ещё слишком рано. Мы все ждём нового года, так как с января ожидается повышение тарифов на электроэнергию, газ и другие ресурсы», – говорит Владимир Васильевич. При этом он отмечает, что до конца текущего года цены должны сохраниться на прежнем уровне. Может быть, добавил он, поднимутся процентов на 20 в начале следующего года.

Того же мнения придерживается и Николай Колесников, председатель гильдии мукомолов, пекарей и кондитеров. «В то, что цены на хлеб могут вырасти на 30–35 процентов, я, честно говоря, не верю, – заявил Николай Григорьевич. – 10–15 процентов максимум. И то – в январе. До конца года хлеб дорожать не будет. А вот что будет в феврале, с учётом удорожания энергоресурсов, предугадать трудно. Поживём – увидим».

По словам Колесникова, многие предприятия по производству хлебопродуктов сегодня имеют маленькую прибыль, так как вынуждены порой сбывать продукцию по бросовой цене.

«Далеко не все хлебозаводы напрямую могут продавать свой товар. Они поставляют его в магазины и здесь вступают в конкурентную борьбу с подобными себе предприятиями. Чтобы сдать свою продукцию на реализацию, хлебозаводам иногда приходится серьёзно уступать в отпускной цене», – говорит наш собеседник. Другими словами, дороговизной хлеба потребители обязаны скорее торговле, чем производителям.

Колесников отмечает, что в процесс ценообразования может вмешаться власть. «Правительство области, скорее всего, просто не допустит такого резкого повышения цен, если оно вообще у нас будет, – говорит Николай Григорьевич. – Некоторые вещи действительно сейчас тяжело прогнозировать. Дорожает зерно, а за ним по цепочке всё остальное. В нашей стране нет чёткой политики по зерновым интервенциям. В этом вопросе вообще ясности мало. Все ждали, что власть выбросит на рынок товарное зерно. Обещали это долго, но зерна никто так и не увидел. Сейчас уже и вовсе возникают сомнения: а есть ли это товарное зерно вообще?»

Как и предыдущий эксперт, Колесников обращает наше внимание на то, что помимо стоимости зерна на цену хлеба серьёзно влияют цены на бензин и электроэнергию. «Мукомолы и хлебопёки тоже тратятся на эти ресурсы. И эти свои расходы они, естественно, закладывают в итоговую стоимость своего продукта», – говорит председатель гильдии мукомолов.

Семечки в два раза дороже прошлогодних

Цену на подсолнечное масло эксперты Высшей школы экономики тоже связывают с ситуацией на внешнеторговом рынке, так как Россия импортирует бутилированное масло, а экспортирует наливом.

По словам аналитиков, отечественные цены отстают от мировых примерно на два-три месяца. При этом изменения стоимости подсолнечного масла отечественных производителей практически полностью повторяют динамику мировых. В розничной торговле продавцы тоже пусть неохотно, но всё же следуют за ценами закупочными. Эксперты отмечают, что на мировых рынках цена на подсолнечное масло некоторое время ползёт вверх, что уже нашло отражение в ценах российских маслоделов. Перспективы роста розничных цен на рафинированное масло, по оценкам аналитиков, составляют 50 процентов.

Разговорить саратовских маслоделов оказалось довольно трудной задачей. Руководители большинства крупных предприятий по производству подсолнечного масла наотрез отказались обсуждать перспективы роста цен.

Однако с одним из местных производителей нам всё же удалось побеседовать. Индивидуальный предприниматель из Балаковского района, пожелавший не афишировать в газете своё имя, заявил, что нынешний рост цен на подсолнечное масло объясняется удорожанием сырья, которое в свою очередь связано с низким урожаем подсолнечника.

«В этом году мы покупали семечки очень дорого – по 22 рубля за килограмм. Причём стоимость сырья выросла в очень короткие сроки. Ещё летом подсолнечник для нашего производства обходился в 14 рублей за кг. А если сравнивать с прошлым годом, то нынешние цены на семена выросли более чем в два раза. Год назад семечки стоили 8–9 рублей», – рассказал предприниматель. Причём, как отмечает наш собеседник, такая картина характерна и для соседних регионов. В Воронежской области, например, семена подсолнечника стоят 24 рубля за кг.

Однозначно ответить на вопрос, может ли в нашем регионе масло подорожать на 50 процентов, предприниматель не смог. Было видно, что его одолевают сомнения: «С одной стороны, такая вероятность есть. Не знаю, на 50 процентов или меньше, но с учётом грядущего повышения тарифов на свет и газ исключать самой возможности удорожания продукта нельзя, – рассуждает предприниматель. – Однако сбить высокую цену легко. Достаточно привезти дешёвого сырья или продукта из-за границы (например, с Украины). Эта схема уже испытана, и она работает».

С другой стороны, продолжает рассуждать наш собеседник, никакого роста цен на масло может и не быть. По его словам, им просто уже некуда расти.

«Сегодня оптовая цена на подсолнечное масло, наоборот, снижается. Совсем недавно стоимость литра подсолнечного масла в опте доходила до 50 рублей. Сейчас уже 46–47 рублей», – поясняет он.

Картофель – товар дефицитный

С начала нового года обещают существенное подорожание картофеля. Россиян об этом предупредили уже не эксперты, а федеральное министерство сельского хозяйства. По данным ведомства, цена на популярный корнеплод вырастет вдвое. По официальным данным министерства, картофелеводческие хозяйства недобрали в этом году 44 процента урожая, при этом «доходность» с куста упала больше чем наполовину.

Своего картофеля России, предположительно, хватит до конца года. А уже в следующем году его нехватка может составить пять миллионов тонн. Решать проблему федеральная власть планирует импортом: за границей хотят пока закупить около четырёх миллионов тонн.

Цены на картошку, как отмечают аналитики, в текущем году выше прошлогодних в два раза. Но если сейчас картофель можно купить за 30–35 рублей за килограмм, то скоро не будет и таких цен. По мнению экспертов, с января по июнь 2011 года картошка будет стоить не менее 50–60 рублей.

Власть с прогнозами знакома

Прояснить ситуацию с прогнозом цен в областном министерстве сельского хозяйства нам не удалось. Если пресс-секретарь в отпуске, достучаться до министра невозможно.

Поэтому мы обратились в региональное министерство экономического развития и торговли. Первый заместитель министра Александр Ульянов сообщил нам, что министерство отслеживает все существующие предположения относительно поведения цен в ближайшей перспективе.

«На эту тему довольно много делается прогнозов. Нам знаком и тот, который приводите вы, и, например, прогноз команды Алексашенко. Стоит отметить, что они разнятся, – говорит Александр Александрович. – Безусловно, правительство Саратовской области принимает все возможные меры по сдерживанию роста цен на продовольственные товары. Работа эта ведётся постоянно, собственно, поэтому у нас самые низкие показатели. Мы держим первое место по России».

Александр Ульянов не стал распространяться о том, в каких моментах он с прогнозами согласен, а в каких нет. Но чётко дал понять, какое из утверждений экспертов Высшей школы экономики вызвало у него неприятие.

«Не могу согласиться с тем, что в России цены, начав расти, уже не снижаются, даже при падении стоимости сырья. У нас есть сезонные колебания, в рамках которых то снижаются, то повышаются цены на продовольствие, – отметил Александр Александрович. – И хлеб у нас дешевел, когда зерна было много, и яйца, и другие продукты. Этого почему-то никто не хочет помнить».

По словам Ульянова, от западных стран нас отличает в этом плане такая составляющая, как тарифы (на газ, электроэнергию, тепло, транспорт, связь и т. д.): «Они у нас только растут, и гораздо большими темпами, чем в ряде других государств».