Раки будут и 31 декабря, вопрос только в цене: предновогодний ажиотаж на рынках уже начался и набирает обороты
Мы продолжаем изучать цены и предложения на рынках Саратова и Энгельса – сравниваем, где хороший товар дешевле. Становимся всё более мудрыми хозяйками и разборчивыми покупательницами. Уже поняли, что покупать хорошие продукты дёшево может только неработающая женщина, а ещё лучше – женщина, освобождённая ото всех остальных домашних забот, кроме продуктовых закупок. Потому что если за свежей зеленью лучше всего ехать на рынок на Московской и Рахова, то за мороженой рыбой – на 3-ю Дачную, за свежей – на «Пешку», за овощами – на «Привоз», за мясом – в «Крытый» и в Юбилейный в будни. В каждом дне есть ещё наиболее удачный для покупок час.
Авторы: Дина Болгова, Ольга Копшева, Екатерина Кочкина
В Крытом рынке в четыре часа дня темно. Крупные ценники ещё видно, но разобрать, что написано на упаковках продуктов мелким шрифтом, уже точно нельзя. Продавцов жалко. Они портят глаза. А ещё им при таком освещении легко могут подсунуть фальшивые деньги. На вопросы, почему не заставят администрацию наладить яркий свет, как это положено по нормам для торговых залов, из-за прилавков отвечают, что ответ начальства знают: не нравится – уходите.
У прилавка с молочными продуктами узнаю новые тонкости о сливочном масле. Разбираем их на примере высококачественного продукта производства энгельсского молочного комбината и такого же высококачественного продукта марксовского производства. Разница в ценах на 13 рублей: энгельсский завод берёт с покупателя немножко за свой бренд, но в основном всё-таки проигрывает марксовским производителям из-за того, что молоко покупает у частников. У марксовского завода своя ферма. Но в главном продукты одинаковы: они сделаны из натуральных сливок.
Здесь же маленькая консультация по молоку. Продавец советует обращать внимание на слова «пастеризованное» и «стерилизованное». Пастеризуют доведением до высоких температур без кипячения и резким охлаждением. Процесс стерилизации известен каждой хозяйке по заготовкам солений-варений.
На рынок в посёлке Юбилейном в этот раз я попала в воскресенье и обнаружила, что уличные ряды в выходные гораздо богаче. С машин продают не только дешёвые корнеплоды, капусту и лук, но и остро пахнущие бочковые домашние соленья – арбузы, помидоры, огурцы, кабачки, патиссоны, мочёные яблоки. Самые большие очереди – к цистернам с молоком из фермерских хозяйств. Продавцы просят 20 рублей за литр, покупатели просят налить продукт в пятилитровые канистрочки. В Крытом рынке частники торгуют молоком по 60 рублей за литр.
У замёрзшего продавца перепелиных яиц покупаю 40 штук по цене 53 рубля за 20. С оставшимися 20 яичками он продолжает мёрзнуть, когда я обхожу с дозором уже весь рынок. Очень хочется купить, но накануне купила 40 в Крытом рынке (за 45 рублей десяток). Так что спасение продавца от холода может привести к чрезмерным яичным запасам в доме.
На выходе из рынка торгуют шерстью, замечательно пахнущей овчарней. Один моток за 150 рублей на две пары мужских носков. Купила два мотка и ещё берёзовые веники по 40 рублей за штуку. А вот за мясом в воскресенье в Юбилейный лучше не ездить. В будние дни на прилавки выкладывают гораздо более аппетитные куски.
На рынке на 3-й Дачной большинство продуктов сохраняют ценовое спокойствие. Пока на них не отражается даже приближение новогодних праздников. Стоимость товаров в мясном и рыбном отделах, как всегда, плавает от плюса к минусу в пределах 20 рублей.
Поразительную стабильность демонстрируют ценники на куриных тушках. За два месяца наших регулярных вылазок на рынки в роли заправских хозяек куры на здешнем рынке ни разу не изменили цене в 102 рубля.
«Наши хозяева дешевле продавать почему-то не хотят. Хотя, слава богу, и дороже не выставляют», – сообщила мне женщина за прилавком.
Деликатесным продуктом к Новому году станут, наверное, раки. Ещё две недели назад здесь их можно было купить по 170–200 рублей за килограмм. Сегодня уже по 300–350.
«Мы и 31-го декабря раков будем продавать. Вопрос только в том, сколько они будут стоить», – предупреждает меня продавец.
Резко выросла в цене гречка. На 3-й Дачной килограмм ядрицы сегодня стоит 80–90 рублей. «Да, гречка резко подорожала. Сама неделю на выходных была, выхожу, а тут такое, – пожаловалась продавец. – Уж и не знаю, с чем это связано. Дефицит, наверное».
Однако спрос на гречку, несмотря на дороговизну, не снижается. Люди, как сообщила продавец, берут её в обычных объёмах: «А куда деваться? Диабетики, например, только гречку и должны кушать, вот и покупают, сколько бы ни стоила».
С Сенного рынка куда-то исчез прудовой карп. Печально покачав головой, продавец рыбного отдела посоветовала кефаль – «и цена та же, и рыба вкусней».
Цены на картофель наконец успокоились, но видимо ненадолго. Основная масса товара пока выставлена по 30–35 рублей за килограмм крупного, отборного, мытого картофеля. Но кое-где над горками картошки кричат о себе ценники с надписью «40 руб.».
Сенной рынок славен своими социальными программами. В то время как цены на большинство продуктов медленно, но верно ползут вверх, есть здесь отделы с очень по нынешним временам дешёвыми продуктами. Слева от входа, в самом конце ряда есть отдел, где растительное масло до сих пор продаётся по 50 рублей за литр. Выбор широкий, производители разные.
В мясном отделе также дёшево стоят куриные тушки – по 80 рублей за килограмм. Это тоже социальная программа рынка. Правда, в отличие от продавцов на 3-й Дачной местные торговцы низким ценам совсем не рады: «Когда же уже закончится это благотворительность: четвёртый месяц пошёл».
На энгельсском продуктовом рынке, несмотря на середину буднего дня, продолжается предновогодний ажиотаж. Целый отдел выделили под грибы – шампиньоны, вёшенки. Рядом с ними лоток с клюквой.
Красная рыба расходится влёт. В рыбном отделе звучат деликатесные названия: «икра», «сёмга». Ни кризис, ни низкий уровень доходов да и жизни вообще не могут заставить россиянина отказаться от ритуального ежегодного вкушения икры. И неважно, если вкушается она только раз в году.
В бакалейном отделе на пакете с гречкой красуется ярко-жёлтый ценник, назойливо выделяющийся из всех остальных. Словно продавец нарочно подчеркнул форменное безобразие, на нём отражённое: 85 рублей. На мой нездоровый интерес к стоимости крупы продавец реагирует вполне тривиально: моя твоя не понимай. «Мне что привозят, какую цену говорят, ту я и ставлю», – с каким-то безразличием говорит женщина.
В мясном отделе ценовых изменений так и не обнаружила, хотя очень искала. И уступать продавцы готовы, и при тебе шкуру с куска свинины снимут, «чтобы лишнего веса не было – зачем нам лишний вес?».
Цены на растительное масло медленно, вкрадчиво так, ненавязчиво ползут вверх. Ещё две недели назад цена в пределах 60 рублей за литр была нормой. Сегодня литровые бутылки все как одна украшены ценниками «68», «70», «75». Правда, появился вариант: двухлитровая бутылка масла стоит 130 рублей. Кстати, в сетевом магазине в Энгельсе эту же двухлитровую бутылку можно найти за 105 рублей.
Сравнивая цены на энгельсском рынке и в сетевом магазине, делаю выводы не в пользу рынка. Гречка в магазине стоит 65 рублей против рыночных 85 рублей. И картофель пока в магазине по ценам ниже рыночных. Единственное но: цены в сетевых магазинах имеют тенденцию к резкому росту сразу, как только заканчивается акция на тот или иной товар.