Вся депутатская рабочая рать: те, кто хотят уйти от власти, так себя не ведут

Оценить
Подходит к концу срок исполнения полномочий депутатами Саратовской городской думы третьего созыва. Главный итог: за три месяца до новых выборов в Саратове создалась уникальная ситуация небывалого подъёма работоспособности и слаженности действий в обе

Подходит к концу срок исполнения полномочий депутатами Саратовской городской думы третьего созыва. Главный итог: за три месяца до новых выборов в Саратове создалась уникальная ситуация небывалого подъёма работоспособности и слаженности действий в обеих ветвях власти. Впору всерьёз думать о том, как автоматически продлить полномочия действующей саратовской власти. Конечно, это шутка. Конечно, выборы состоятся в назначенный срок. Но пока марафон отчётов и обещаний ещё не объявлен, стоит взглянуть, что уже успел оставить в истории этот сложный, неоднозначный и всё-таки очень эффективный созыв.

***

Все всё про всех давно поняли

Председатель саратовского городского собрания стал настоящим главой города. Разрозненные депутатские силы образовали мощный кулак, способный разрабатывать и принимать грамотные и долгосрочные решения. Администрация города Саратова выстроила свою работу с учётом чётких указаний из городской думы. Депутаты во главе со своим председателем не побоялись взять на себя ответственность не только за работу администрации, но и за жизнь в городе.

Сшибка личностей

Сначала, когда их только избрали на пять лет представителями интересов саратовцев во власти, они ничем не отличались от своих коллег – депутатов второго созыва саратовского городского собрания.

Так же одни выпячивали себя изо всех своих молодых депутатских сил, а другие, заняв своё скромное место, отсиживались и помалкивали, присматриваясь к обстановке и выбирая сильного, к которому стоило бы примкнуть. Пожалуй, единственной новинкой в думе третьего созыва был председатель.

После барина Юрия Аксёненко, мановению руки которого подчинялись все и вся, Олегу Грищенко, который не скрывал, что пришёл «с завода, если чё», явно не хватало повелительных жестов. Он был по-ученически внимательно напряжён. Как будто всё время опасался ошибиться, пойти не с той ноги, не успеть отреагировать на неожиданность. И ошибался, и шёл не с той ноги, и не успевал. Но уже на этом этапе показал, что умеет, не тушуясь, усмехнуться своему промаху, запомнить, где оступился, и идти дальше, не повторяя сделанной ошибки.

В начале работы думы ему досталась нелёгкая партия. Несколько думских фигур были видимо сильнее и ярче него. Всегда готовые вступить в аргументированный спор Ольга Баталина, Иван Лобанов, Леонид Фейтлихер, Виталий Коврегин, Виктор Марков. При любой удобной и неудобной возможности они в него и вступали. Значимо молчащий на заседаниях, но гнущий свою линию на закрытых фракционных собраниях депутатской группы единороссов Пётр Глыбочко. Настроенные на бой по любому поводу, желающие даже слабую заварушку превратить в публичную истерику Лариса Абрамова и группа депутатов-коммунистов. Очень часто именно они превращали заседания в «веселуху» для журналистов.

Журналисты быстро разобрались в расстановке сил. Кроме коммунистической фракции, элдэпээровцев и независимых, увидели разброд в стане формальных единороссов. Одну (большую) часть группу возглавлял Пётр Глыбочко. Другая тянулась к Грищенко. В неё входили в основном депутаты-одномандатники из Заводского района. По доброй воле к Грищенко тяготел и его сосед по председательскому столу, единогласно выбранный заместителем председателя собрания, в прошлом высокий прокурорский чин Геннадий Задков. С первых месяцев работы и практически до сегодняшнего дня Задков поставил на Грищенко и ни разу от него не отрёкся.

Изначально предполагалось, что у попавшего без заслуг на пост главы города Грищенко есть ещё один уважаемый покровительствующий – губернатор области Павел Ипатов. Однако очень скоро они вступили в непрерывные бои с тщательно спланированными и спонтанными битвами, где побеждал то один, то другой. Перемирия между ними скорее удивляли сторонних наблюдателей.

Сам Грищенко объяснял сложившиеся отношения существованием третьей силы, которая была одинаково важно весомой и для главы города, и для губернатора. «Мы столкнулись по определённым выборным моментам, и он остался на меня обижен, – объяснил Грищенко корреспонденту газеты «Взгляд» свои непростые отношения с первым лицом области. – Мне задачи ставят, я их выполняю, и на меня все обижаются».

На самом деле начинающий политик Грищенко просто был иноходцем. И наивно верил, что, дав согласие «бегать в табуне», обойдётся без узды и избежит седла с наездником. Иноходь Грищенко выражалась в заявках на получение реальных, а не виртуальных рычагов управления, в собственном мнении по кадровым вопросам и партийной демократии. Два года за эти амбиции он получал по носу. Научился договариваться. Но сам себя и свои основные жизненные принципы не сдал. И заслужил этим уважение. Сначала у коллег-депутатов, а потом и у «третьей силы».

Новая жизнь

Перелом в отношениях большинства депутатов к Грищенко связан с днём его отчёта о работе думы за 2007 год. В запомнившемся всем оранжево-коралловом галстуке (он его с тех пор и не завязывал) глава города стоял на трибуне и, достойно волнуясь, докладывал о том, что удалось сделать, а что ещё предстоит. И депутаты вдруг поняли, что сделано-то немало, а можно сделать много больше. Неожиданно даже для думского аппарата, который ожидал всегдашней негативно-неприязненной реакции от зала, отчёт приняли. И даже дали понять, что в будущее готовы смотреть и идти вместе.

Марш-броска в светлое будущее не получилось. Мешала сонливость администрации города, её нежелание попадать в думский ритм и играть по думским нотам. Осенью 2009 года Грищенко поставил перед «третьей силой», обладающей могуществом принимать и продвигать любые решения на территории области, вопрос ребром. У ЕР осталось мало времени, чтобы подготовиться к новым выборам. Если ничего не делать, депутатам-единороссам будет не с чем идти к избирателям. Население дало огромный кредит доверия новым командам во власти. И не видит изменений. «Опять «Единая Россия» будет призывать верить только делам. Каким делам?» – обострял ситуацию Грищенко.

На стороне главы Саратова в деле его борьбы за самостоятельность выступил даже единоросс губернатор Ипатов. Сказал, что если Грищенко хочет взять на себя ответственность за город, пусть возьмёт. А в обмен на уступку покажет горожанам серьёзность намерений «Единой России» победить на выборах. Если для этого ему нужен в администрации Алексей Прокопенко, пусть и его возьмёт.

Ранней весной 2010 года в городе Саратове началась новая жизнь. Депутатский оркестр зазвучал более профессионально, воспринимая движения дирижёрской палочки, которую держал в руках Грищенко. Единоросские скрипки усилили контрабасом Виктора Маркова из «Справедливой России». В группу саксофонов, вместо ушедших в загул элдэпээровцев, пробуют скрипачей Олега Комарова и Александра Ванцова. Фальшивящих барабанщиков и горнистов – коммунистов пока не трогают. С ритма они уже никого не сбивают. И даже наоборот – добавляют звучанию какие-то джазовые импровизации.

На условия для работы грех жаловаться. Аппарат думы и аппарат администрации работают как часы. Все документы, вся аналитика готовы в срок и выполняются более качественно, чем прежде. Злопыхатели пытаются разрушить сложившийся тандем Грищенко и Прокопенко намёками на то, что последний лишь ничего не решающая пешка в городской власти, а все права захватил Грищенко. На самом деле права этих двух городских начальников чётко разделены: Грищенко в паре – стратег, а Прокопенко решает тактические задачи на стратегически заданном направлении, с которым он согласен. И только для далёких от управленческих задач людей такое разделение может казаться подозрительным.

Председательский зачёт

Осенью нынешнего года Грищенко продемонстрировал думе и всем наблюдателям за её жизнью высший председательский пилотаж. С самых первых дней работы важной задачей для него было собрать достаточное число заседателей, чтобы ежемесячное собрание состоялось. Накануне каждого заседания думы он лично приглашает каждого депутата поучаствовать в обсуждении важных для города тем.

Но значимость кворума понимает не только Грищенко. За почти пять лет работы отсутствие кворума использовали как оружие в борьбе с Грищенко и единороссы, и элдэпээровцы, и коммунисты. То идя на уступки, то хитря, Грищенко научился договариваться с коммунистами и обеспечивать их стопроцентное присутствие в зале, который они покидали чаще и охотнее других.

С единороссами ему приходилось труднее. В последние годы вовсе не потому, что они бойкотировали его лидерство. Порой у отдельных представителей партии власти просто хромала дисциплина, или барахлило здоровье, или вновь возникающие обязанности и обязательства отодвигали далеко-далеко депутатские заботы. По объективным и не очень объективным обстоятельствам из думских кресел надолго исчезают и вовсе не партийные депутаты.

Нынешней осенью коммунисты-депутаты, рассчитав все эти тонкости, решили одержать сокрушительную победу в популистской борьбе за повышение арендных ставок для СПГЭС и в замораживании тарифов на городской электротранспорт. Покинув зал в середине заседания и сорвав очередную думу, они были на сто процентов уверены в том, что Грищенко придётся развернуть думскую машину и пойти на их условия, потому что кворума без коммунистов он не соберёт. А они могут прерывать заседания бесконечно. Грищенко кворум собрал. Без учёта голосов коммунистов. В зал пришла даже Лариса Абрамова. Голосование по всем вопросам состоялось. Все всё про всех поняли.

***

Сказали и сделали

Третий созыв отличается от второго делами иного порядка

Саратовская городская дума третьего созыва сделала несколько важных вещей. Она вернула администрации право распоряжаться землёй. Она приняла генеральный план развития города на ближайшие годы, определившись с участками для жилой застройки, для деловых центров, для зон отдыха и общего пользования. Не менее важны и более сиюминутные для городской жизни, но очень значимые для её обустройства решения. Но всё-таки главным результатом можно назвать создание механизмов управления и контроля на многих направлениях хозяйственной жизни.

Третий созыв реорганизует муниципальные предприятия и учреждения, ликвидирует ненужные. Оставшиеся должны работать только с прибылью, часть от которой передаётся в бюджет. На стратегических для жизнеобеспечения города предприятиях заметны положительные сдвиги. На баланс профильных организаций принимаются бесхозные коммуникации.

Самое провальное коммунальное предприятие – Саратовводоканал. За последние десять лет финансовый результат многочисленных очень дорогостоящих подключений новых пользователей к сетям Водоканала составил несколько сотен тысяч рублей. В ближайшие пять лет от этой услуги ожидают миллиарды. Объявлено, что мимо кассы теперь деньги никто носить не будет.

В СПГЭС алгоритм подключений новых пользователей к сетям отработан за несколько лет до автоматизма. Сдал документы – через месяц обозначили сумму. Заплатил – подключили. У предприятия появились деньги на закупку нового оборудования и прокладку новых сетей.

После трёх лет борьбы в 2009 году область вернула саратовской администрации право распоряжаться землёй в городе. Уже получен финансовый результат в бюджет в форме нескольких сотен миллионов рублей. Приняты правила землепользования и застройки, по которым можно всерьёз отстаивать интересы горожан перед застройщиками, давно уверившимися в том, что именно они главные цари и боги в городе. Теперь по новостройкам с недоделками не подписываются акты.

Дачным кооперативам предоставлены льготы по аренде земли и по земельному налогу. Одним из последних решений думы решён конкретно поставленный вопрос по уменьшению общей платы дачного кооператива за землю на платежи пенсионеров и других категорий населения, имеющих льготы.

У той части населения, что пользуется банями, тоже есть повод уважать власть. Муниципальные бани с помощью бюджетных денег и под нажимом депутатов отремонтированы, при этом тарифы депутаты повышать не стали.

Объявлена настоящая война ларёчникам, не имеющим на руках законно оформленных разрешительных бумаг на землю и торговлю. Законодательно запрещено их размещение на территориях общего пользования. Снесены почти 1300 ларьков, среди которых целый базарный ряд около Крытого рынка. То же самое обещано сделать на 3-й Дачной.

Приняты правила благоустройства и наконец-то заработала городская административная комиссия, которая за их нарушения штрафует, приучая горожан к порядку.

Думу, администрацию, муниципальные учреждения и предприятия к порядку в свою очередь призывает заработавшая контрольно-счётная палата. Её проверки действенны, а ежегодные отчёты – всегда тревожное событие. Но однажды принятая позиция остаётся всё время неизменной: все отчёты публикуются без купюр. Не только в городской газете, но и на заработавшем три года назад сайте городской думы, где можно найти самую разнообразную информацию не только об этом третьем созыве, но и о предыдущем.

Бюджет города вырос с четырёх миллиардов рублей до 10 уже в 2009 году. Десять миллиардов тоже не устраивают нынешнюю власть. Для эффективной работы в областном центре нужно иметь в расходной части около 20. И депутаты намерены в ближайшем будущем добиться нужного бюджетного расклада. Шансы получить хотя бы три дополнительных миллиарда есть.

Если всё задуманное удастся, то городская жизнь, видимо, для каждого изменится к лучшему. Скептики не верят. Но когда-то не верили и в то, что город удастся убрать. Теперь спешащие по утрам на работу саратовцы привыкли к рабочим в рыжих куртках и к тому, что из города убрали даже палую листву. И в отремонтированные дворы и межквартальные дороги не верили. Но теперь за новым траншем под новые обещания денег на дворы-дороги выстроилась уже очередь из управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК. Всё делается постепенно. И репутация в том числе.

***

Всё только начинается

«За» парковки, печки для снега, детские сады…

Депутаты второго думского созыва жили своим сроком. Практически все муниципальные программы принимали только на время действия своих полномочий – до 2006 года. Депутаты третьего думского созыва на исходе своего срока столбят дорогу в будущее. Весь 2010 год принимаются программы до 2012-го и даже до 2015 года, выделяются деньги под принятые администрацией ведомственные программы. Идёт интенсивная работа в думских комиссиях и на заседаниях рабочих групп. На них обсуждаются вопросы жизни города, которые впоследствии будут вынесены на общие заседания думцев.

В проекте бюджета будущего года – реконструкция и ремонт фильтров и коллекторов Водоканала, спортзалы в школах и новые полигоны для твёрдых бытовых отходов. Уже принимаются заявки на новый федеральный проект по ремонту дворовых территорий: центр пообещал 644 миллиона рублей.

Близка к завершению разработка схемы размещения муниципальных многоуровневых стоянок. Параллельно со стоянками будут созданы дополнительные парковочные места на улицах в виде карманов. Деньги за такую парковку брать пока не рассчитывают. Эффекта ждут от освобождения проезжей части, что позволит уменьшить пробки. Для борьбы с пробками (а в дальнейшем и для пополнения доходной части бюджета) создаются по настоянию депутатов и 48 официальных стоянок такси. Такси, рискнувшие встать в позу ожидания в не обозначенных знаками местах, будут нещадно штрафоваться.

В муниципальную собственность переходят четыре бесхозных подземных перехода (два на проспекте Энтузиастов, один на проспекте 50 лет Октября и один на улице Международной). Они будут реконструированы и освещены. Если будет решено использовать их площади для мелкорозничной торговли, то доходы от аренды торговых мест в переходах заведомо будут идти напрямую в бюджет.

В кабинетах думы и администрации обсуждаются поправки в Жилищный кодекс. Саратовские депутаты намерены доказать коллегам из Государственной думы важность изменений, связанных с полномочиями по контролю муниципальной власти за управляющими компаниями.

В 2007 году была запущена программа по возвращению в муниципальную собственность детских садов, помещения которых были проданы их собственниками. Одновременно строились новые детские сады и пристройки к существующим. За три года очередь детей, ждущих места в детском дошкольном учреждении, сократилась почти на две тысячи человек. В ближайшие годы будет открыто ещё 2400 мест, обещает глава города Олег Грищенко. Новую программу действий на этом направлении уже утвердили. Она начнёт действовать с 2011 года.

В ближайшее время должны заработать три муниципальные штрафные стоянки. Земельные участки для них выделены и поставлены на кадастровый учёт. Будет куда девать брошенные на обочинах машины, мешающие убирать улицы.

Как-то даже немножечко жалко, что до сих пор нам не пришлось быть свидетелями борьбы новой городской администрации со снегом на дорогах. Очень интересно посмотреть, как будут справляться со всегдашней саратовской зимней дорожной бедой новые КамАЗы с газовыми двигателями и непривычные для Саратова печки для растапливания снега, которые были закуплены на бюджетные деньги по настоянию депутатов и по согласию с ними.

***

Будни первого лица

По материалам новостной полосы сайта Саратовской городской думы

18.09.2008

Депутаты на очередном заседании обратили внимание на то, что в областном правительстве, предусматривая выделение средств Саратову и определяя перечень объектов, зачастую не учитываются самые насущные городские проблемы. Глава Саратова Олег Грищенко назвал это в первую очередь позицией губернатора. «Сколько было наших обращений в его адрес? А воз и ныне там. Земля, административные комиссии, выделение средств тому же Водоканалу – по этим важнейшим для Саратова вопросам ничего не решается», – сказал он.

18.12.2008

Глава Саратова обратился к губернатору с просьбой принять меры по снижению тарифов на энергоресурсы. В обращении Олег Грищенко подчёркивал, что в условиях экономического кризиса падение промышленного производства в области может продлиться до лета 2009 года. В таких сложных экономических условиях рост тарифов на энергоресурсы на установленном уровне будет являться непосильной нагрузкой для бизнеса и населения города.

13.03.2009

Глава Саратова предложил решение проблемы «сверхнормативного потребления» теплоэнергии. Он обратился к главе администрации Вячеславу Сомову с просьбой снизить расходы на содержание администрации, чтобы перераспределить освободившиеся 155 миллионов рублей для проведения мероприятий по установке общедомовых приборов учёта.

22.04.2009

Глава Саратова Олег Грищенко предложил городской администрации подготовить и представить в городскую думу проекты решений, предусматривающие ослабление налоговой нагрузки по ряду местных налогов (земельный налог, ЕНВД), неналоговых платежей (снижение арендной платы за право пользования муниципальным имуществом и т. п.), и тем самым поддержать предпринимателей в непростых условиях кризиса. «Нужно рассмотреть все возможные варианты, как власть может поддержать и простых людей, и предпринимателей, и принять грамотное, взвешенное решение», – прокомментировал глава города.

03.11.2009

Глава администрации Саратова Вячеслав Сомов представил информацию об исполнении муниципального заказа администрацией города за 9 месяцев 2009 года. При этом признался, что администрация недостаточно эффективно ведёт работу, направленную на сокращение количества муниципальных заказов, размещённых методом запроса котировок цен, и недостаточную работу по проведению совместных торгов при приобретении одноимённых товаров, работ, услуг для муниципальных нужд. Глава Саратова Олег Грищенко вопрос организации и проведения совместных торгов поднимал ещё в начале года. Поэтому он указал главе администрации на то, что по итогам 9 месяцев сумма контрактов, заключённых по результатам таких торгов, составила всего 0,6 процента от общей суммы заключённых контрактов. «Говорить об эффективности использования бюджетных средств не приходится. А ведь проведение совместных торгов позволило бы сократить бюджетные расходы, связанные и с размещением конкурсной документации, и с проведением конкурсных процедур; обеспечить более выгодные условия поставки, оплаты товара, исключить коррупционную составляющую и т. п.», – прояснил актуальность вопроса Грищенко.

19.11.2009

Глава муниципального образования «Город Саратов» Олег Грищенко распространил обращение к жителям Саратова. В нём он опроверг слухи о существовании «прайс-листа», в соответствии с которым чиновниками администрации Саратова устанавливаются расценки за пособничество при обращении граждан и организаций по вопросам предоставления земельных участков. Всех, кто столкнулся с проблемой, связанной с применением незаконных процедур администрацией города при предоставлении земельных участков на территории Саратова, просил сообщать эти сведения на свой электронный адрес, а также по телефону горячей линии Саратовской городской думы, пообещав разобраться в каждом конкретном случае.

29.11.2010

Олег Грищенко обратился к главам районных администраций с предложением ежедневно объезжать территорию, чтобы знать, что происходит в районе и обращать особое внимание на незаконные торговые точки и незаконную рекламу не только на билбордах, но и на заборах, на магазинах. «Работа по ликвидации незаконных торговых точек налажена, система действует, есть судебные решения, там, где заканчивается срок договоров аренды, надо их разрывать и объяснять недовольным: сопротивление бесполезно!» – сказал он.