«Не обсуждая заслуги…» Председателя ассоциации муниципальных образований переизбрали при двух воздержавшихся

Оценить
Третий съезд ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области», назначенный на минувшую пятницу, особенно не афишировали. Журналистов там было – по пальцам одной руки пересчитать, ни одной телекамеры. Такая секретность, а также предпол

Третий съезд ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области», назначенный на минувшую пятницу, особенно не афишировали. Журналистов там было – по пальцам одной руки пересчитать, ни одной телекамеры. Такая секретность, а также предположения о том, что на съезде собираются «снять» председателя ассоциации, опального ныне энгельсского главу Михаила Лысенко, стали достаточным поводом поспешить туда.

Михаил Лысенко, находящийся под следствием и под арестом, понятно, отсутствовал. Даже имя его не упомянули ни разу. До самого момента икс, который настал к концу заседания. И переизбрали его, несколько лет занимавшего пост председателя, совершенно обыденно.

Как сообщил собранию один из делегатов, поднявшись со своего места в зале, «перед съездом состоялось заседание правления совета муниципальных образований Саратовской области, на котором обсуждался вопрос руководящих органов… Не обсуждая заслуги главы Энгельсского муниципального образования Михаила Алексеевича Лысенко, на втором съезде совета ему выразили заочное доверие как председателю». И дальше сразу, без перехода: «Предлагаю Лысенко освободить от занимаемой должности…»

«За» голосовали явно не все, хотя поднятых рук «против» не было. Воздержались два представителя Энгельсского муниципального образования. В итоге пост вместо Лысенко занял глава Балаковского муниципального района Александр Алексеев.

Бумажным языком

А начиналось всё довольно скучно и традиционно для отчётных заседаний. Входя в зал социально-экономического университета, главы из районов шумно здоровались друг с другом. Явно радовались случаю пообщаться. Старались сесть на галёрке, но перед началом их попросили пересесть в первые ряды, чтоб удобнее было считать поднятые руки при голосовании. Долго ждали, когда на сцене за столом соберётся президиум – министр по делам территориальных образований Саратовской области Павел Беликов, исполнительный директор ассоциации Александр Степанов, заместитель председателя ассоциации Александр Алексеев и депутат областной думы Василий Синичкин.

В повестке дня значились пункты об итогах работы совета за 2009–2010 годы, о её финансово-хозяйственной деятельности, о стратегическом плане и приоритетных направлениях в будущем году.

Всё шло по накатанной схеме. Министр Беликов монотонно говорил о недавнем послании президента Медведева, о новых стандартах оказания государственных услуг. В том смысле, что чиновники служат народу, а не вершат его судьбу.

Отчитываясь о работе ассоциации, её директор Александр Степанов гордился тем, что «мы лучше стали разбираться в законодательстве, узнавать его», имея в виду муниципальную реформу. Совет, по словам Степанова, стал своего рода юридической консультацией для глав всех уровней. И вот уже есть пример реальной помощи – положительная практика в решении проблем со скотомогильниками.

Степанов предложил помощь юристов ассоциации в законном оспаривании претензий контролирующих органов, прокуратуры. Правда, с ремаркой: «Зачастую оснований (для оспаривания. – Прим. авт.) нет, явно просматривается бездействие. Чаще всего и финансы не нужны, а нужно лишь своевременно принять соответствующий нормативно-правовой акт».

Выступающие далее по списку главы муниципальных образований говорили ровно, «бумажным» языком подготовленной загодя речи. Рапортовали о проведённых круглых столах, обучающих семинарах, изучении судебной практики, опыта передовых районов и т. д. Они хотя и осторожно называли пару-тройку проблем из области МСУ, но общая интонация была столь монотонная, что сказанное мгновенно выветривалось из памяти. Оставалось впечатление, что главы в новых условиях муниципальной реформы вполне себе освоились, а проблемы решаемы. Ни одного вопроса из зала, ни одной реплики!

В какой-то момент кто-то из президиума объявил, что записалось ещё 12 человек. Зал возроптал, и все дружно проголосовали за то, чтобы прекратить прения.

«Как нам выживать?»

Глава Краснореченского муниципального образования Пугачёвского района Марина Шаброва была последней, кому дали слово. Это был крик, даже вопль души. Коллеги в зале притихли, а когда истекли положенные по регламенту десять минут и об этом выступающей напомнили из президиума, все закричали: «Пусть говорит! Хоть послушаем, а то всё сказки рассказывают!» Несколько раз взволнованную речь Шабровой поддерживали аплодисментами.

Судя по рассказу Марины Викторовны, новые законы устроили главе сельского поселения невыносимую жизнь. Вверенное заботам Шабровой хозяйство – это шесть населённых пунктов, две с половиной тысячи человек, 960 подворий. Хотя бюджет по налогообложению исполняют здесь на 100 процентов (собирают один миллион 400 тысяч рублей), всё тратится на зарплату (1,1 миллиона рублей) и ТЭРы. «На развитие остаются копейки. Мы ничего не можем себе позволить», – рассказывала глава. Например, оргтехника и машины, полученные в 2005–2006 годах благодаря федеральному закону № 131, давно пришли в негодность, а новые купить не на что.

Со страхом здесь ждут начала 2011 года, когда вступят в силу поправки в Налоговый кодекс и местные бюджеты потеряют земельные налоги. При этом в Краснореченском поселении земельные сборы составляют 70–80 процентов от поступлений в местный бюджет, напоминает Шаброва и вопрошает: «Как же нам выживать?»

Тяжело исполнимые законы

Речь о развитии поселения вовсе не идёт. Денег нет ни на уличное освещение, ни на содержание мест захоронений, ни на ремонт памятников. По этой же причине в администрации не могут ввести ставку юриста, хотя он нужен как воздух. Чтобы разбираться в документах, помогать отвечать на иски, оформлять документацию. Всё это приходится делать главе и коллективу администрации МСУ. «Время, которое я могла бы потратить на решение социальных вопросов, я трачу на составление нормативно-правовой базы, поиски данных в Интернете и так далее», – поясняет Шаброва.

Новые законы не действуют на сельском уровне – «они тяжело для нас исполнимы», делает вывод Краснореченский глава. И приводит пример, когда законы даже противоречат друг другу. Так, 131-й ФЗ обязывает органы местного самоуправления обеспечить первичные меры пожаротушения, а 69-й – ещё и локализовать пожары. При этом новый пожарный пункт в Краснореченском муниципальном образовании строят собственными силами, побираясь по спонсорам.

Различные инстанции периодически «щиплют» глав поселений. ОВД требует, чтобы участковым купили оргтехнику, мебель, обеспечили связью. «Мы себе-то не можем этого позволить!»

Прокуратура засыпает главу всевозможными требованиями, протестами и предписаниями. Судят за ненадлежащую организацию сбора и вывоза мусора, пожарной безопасности, обеспечения населения питьевой водой и т. д. и т. п. Служба пожарного надзора штрафует муниципалитеты за бесконечно находящиеся нарушения, при этом пожарные посты обязан содержать местный бюджет. Из кармана местного населения оплачиваются и ремонты помещений пожарных пунктов, и тушение лесных пожаров. Эти поборы вызывают массу недовольства у людей, говорит Шаброва. И приводит главный убойный аргумент: «В марте выборы районного уровня, и мы к людям должны с чем-то выйти!» Мол, если оставить всё как есть, то сказать населению перед выборами будет нечего.

«Проблемы есть, и без областного и федерального уровней их не решить», – закончила под аплодисменты Марина Шаброва. Но развивать эту тему никто не стал. Только глава Марксовского муниципального образования Юрий Моисеев предложил написать письма на имя премьера Путина и президента Медведева.

Умеренная активность Моисеева оказалась тем более не напрасной, потому как в ходе переизбрания руководства ассоциации его выбрали заместителем председателя.

***

Ассоциация «Совет муниципальных образований Саратовской области»учреждена 20 апреля 2006 года на основании федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О некоммерческих организациях». В ассоциации состоят 438 муниципальных образований области (99,8 процента от общего числа).

По статусу совет – некоммерческая организация, её учредителями являются только муниципалитеты. Директор ассоциации совета Александр Степанов ставит эту структуру в один ряд с Общественной палатой. Ассоциация создавалась с целью обеспечения взаимодействия между региональной и муниципальными властями. Она призвана отстаивать интересы муниципальных образований.