Бездорожные условия: в каждом четвёртом случае ДТП на территории России виноваты дорожно-транспортные службы, но дорожники признавать свою вину не торопятся

Оценить
Девять погибших, более 30 пострадавших – весть о крупном дорожно-транспортном происшествии у села Орловское в Марксовском районе пришла в пятницу, 3-го декабря, и молниеносно разлетелась по всем федеральным каналам. Аварии такого масштаба в нашей обл

Девять погибших, более 30 пострадавших – весть о крупном дорожно-транспортном происшествии у села Орловское в Марксовском районе пришла в пятницу, 3-го декабря, и молниеносно разлетелась по всем федеральным каналам. Аварии такого масштаба в нашей области случаются, к счастью, не часто. Но общее количество ДТП и число погибших и пострадавших в них растут.

В пятницу около пяти часов утра автобус Hager с 38 вахтовыми рабочими управляющей компании «Калмнефть», следовавший из Элисты в Казань, выехал на полосу встречного движения, где и столкнулся с КамАЗом, гружённым подсолнечником.

По данным пресс-службы губернатора, в ДТП погибли девять и ранены 18 человек: «Всего в автобусе находилось 35 человек. Водитель автобуса, сидевший за рулём, погиб. Водитель КамАЗа получил телесные повреждения. Раненые доставлены в марксовскую центральную районную больницу, где им была оказана вся необходимая медицинская помощь».

Ространснадзор обвинил в произошедшей аварии водителя автобуса. По факту ДТП возбуждено уголовное дело по ч. 5 ст. 264 УК РФ (нарушение ПДД, повлёкшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

«Самое удивительное, что никаких знаков не было»

Николай Фёдоров незадолго до страшных событий попал в аварию на этой же трассе (Балаково – Саратов). «Последний месяц каждые выходные по работе мотаюсь в Балаково, – рассказывает он. – Ночью 28 ноября меня посетила «приятная» неожиданность в виде раскопок дорожников. На скорости 80 км/ч на ближнем свете влетел в яму шириной во всю полосу. Её формы были характерны для предремонтной подготовки дорожного полотна (далее по ходу движения были ещё ямы меньших размеров). Устраивать маневровые этюды для встречного потока не стал, хотя, может быть, и стоило. В результате пробил передний диск-резину, на заднем образовалась грыжа. Припарковался рядом с «Газелью», у которой вся правая сторона пострадала (это для понимания размеров ямы). По словам её водителя, я был пятым, кто покалечил своё авто таким образом. Самое удивительное, что никаких предостерегающих знаков не было».

Мой собеседник не стал вызывать ГИБДД и ждать сотрудников на морозе, которые наверняка приехали бы не раньше чем через два-три часа (ДТП произошло в 12 часов ночи). К юристу также не обращался, говорит, по опыту приятелей знает, что любые тяжбы с дорожниками – процесс долгий и неприятный. «Простого и чёткого механизма фиксации дорожной ситуации у нас нет, как и нет механизма возмещения затрат на ремонт автомобиля, – сетует Николай. – Более того, бытует мнение, что величина ущерба оценивается по остаточному принципу, то есть мой ущерб на бумаге наверняка оказался бы существенно меньше реальных затрат».

На восстановление своего авто водитель в итоге потратил более четырёх тысяч рублей: из них 800 на правку диска (по-хорошему его надо было бы менять, но это плюс к затратам) и 3,5 тысячи рублей за две шины.

Пишите жалобы!

По статистике, которую приводит межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог», в каждом четвёртом случае ДТП в России виноваты дорожно-транспортные службы. При этом официальные источники сообщают о гораздо меньших показателях.

По данным Росавтодора, за десять месяцев текущего года из более чем 160 тысяч ДТП только 31 тысяча аварий произошла по причине плохого состояния дорожного полотна. В Саратовской области зафиксировано всего 244 ДТП из-за дорожных условий (дефектов покрытий, недостаточного освещения, низких сцепных качеств и так далее).

Причину такой ситуации магистр права, адвокат Денис Шашкин видит в нежелании ГИБДД честно выполнять свою работу. «Подобные аварии сотрудники дорожной автоинспекции не квалифицируют, как это положено, – разъясняет он. – Не признают, что виновниками аварий являются дорожные службы. Кроме того, не проводят дознание, поскольку это достаточно трудоёмкое и кропотливое занятие. Часто пользуются юридической безграмотностью автомобилистов, говорят: надо было смотреть, куда едешь». Да и сами автомобилисты не всегда ищут правду в суде и рассуждают, как Николай Фёдоров: попал в яму, значит не повезло.

«Конечно, воевать с дорожниками затратно в финансовом плане (услуги юриста стоят недёшево) и долго, самое сложное в таких делах – найти ответчика, то есть выяснить, кто отвечает за данный участок дороги, на котором прошло ДТП. А это сделать непросто», – поясняет адвокат и вспоминает случай пятилетней давности, который произошёл на Вольском тракте.

Из-за ужасного состояния дорожного полотна (на нём имелись выбоины, кромка края дороги была в три раза занижена от допустимого по ГОСТу), у автомобиля во время движения оторвало колесо, из-за чего он потерял управление и вылетел на полосу встречного движения. В итоге из средств передвижения оба автомобиля превратились в кучу металлолома. Пострадали и люди: один человек погиб, трое получили ранения разной степени тяжести.

При этом нарушения скоростного режима зафиксировано не было. Органами следствия и судом была установлена вина обслуживающей этот участок дороги организации, то есть ответчиком выступал комитет по дорожному хозяйству Саратовской области. В качестве соответчиков привлекался ряд организаций, которые по цепочке занимались обслуживанием дороги. Денежные средства в результате были взысканы – около 100 тысяч рублей. Решение суда послужило основанием для получения возмещения вреда и водителю встречного авто, и родственникам погибшего.

Александр Воронин, глава крупной юридической саратовской компании, также советует автомобилистам обращаться в суды. «Ведь закон «О безопасности дорожного движения» гласит, что ответственность государства выше, чем ответственность гражданина. Это значит, что суд прежде всего должен рассматривать вину дорожных служб, а уже потом водителя. И первичной является вина дорожников, не справившихся, например, с гололёдом, а не водителя, который якобы не учёл дорожных условий», – говорит он. Правда, водители, кажется, уверены всё же в обратном.

Там, где машины ходят пешком

Неприятные сюрпризы, к сожалению, поджидают автолюбителей на многих трассах нашей области. По мнению большинства опрошенных нами водителей Саратовского автотранспортного предприятия, наши дороги оставляют желать лучшего.

«В каком бы направлении вы ни поехали, везде найдёте ямы», – предупреждают они. На просьбу оценить трассы по десятибалльной шкале саркастически улыбаются и больше пяти не ставят. В итоге из всех направлений самым плохим (по наличию неровностей) оказалось направление Саратов – Петровск. Водитель автобуса поставил дорожному полотну аж минус один. Говорит, до села Захаркино идут десять километров хорошей дороги, потом начинается «прыг-скок».

Станислав Вдовухин, водитель с сорокалетним стажем, негативно отзывается о трассе Ершов – Балаково. «На неё мы тратим времени больше, чем до Саратова, хотя расстояние до областного центра гораздо больше. Но что делать, нельзя же оставить людей без сообщения. Сельчане из Кушума, Елюзани, Чапаевки ездят в больницы Балакова, а мы продолжаем гробить на этих ужасных дорогах свои машины и терять колёса. Ведь перевозчикам-автомобилистам никто транспорт не чинит, между тем денег расходуется на это уйма, – описывает он сложившуюся ситуацию, – недавно вот отремонтировали дорогу до Маркса, прокатили по ней президента. Я считаю, пыль в глаза пустили. Лучше бы эти деньги потратили на более нуждающиеся трассы».

Кстати, состояние саратовских дорог межрегиональным общественным центром «За безопасность российских дорог» признано удовлетворительным. В рейтинге безопасности, составленным центром, лидерами являются Тюмень, Новосибирск, Воронеж, аутсайдерами – Челябинск, Екатеринбург и Уфа.

***

Ремонт в 2011 году не предусмотрен?

По информации министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, в текущем году на ремонт региональных дорог было выделено 45 миллионов рублей.

«Работы велись в Базарно-Карабулакском, Вольском, Хвалынском, Балаковском, Марксовском, Пугачёвском, Энгельсском и Озинском районах. Кроме того, было выделено 25 миллионов на ремонт автомобильного моста «Саратов – Энгельс». Суммы выделенных средств явно недостаточно, – сообщили «Газете недели» в министерстве. – Практически вся дорожная сеть области требует ремонта, большая часть автодорог не отвечает нормативным требованиям по безопасности движения. На 2011 год финансирование ремонта региональных дорог не предусмотрено».

***

Дорожные условия способствовали…

По информации ГИБДД области, за 10 месяцев 2010 года на территории региона произошло 2016 ДТП, в которых погибло 320 и получили ранения 2383 человека. В 2009 году за аналогичный период дорожно-транспортных происшествий было совершено 2078, в которых погибло 345 человек и получили ранения 2482 человека.

Наиболее аварийными направлениями в 2010 году стали: Самара – Пугачёв – Энгельс – Волгоград, Сызрань – Саратов – Волгоград. Частыми причинами дорожно-транспортных происшествий являются: несоответствие скоростного режима, очерёдности проезда, выезд на полосу встречного движения. В 2010 году дорожные условия способствовали возникновению 244 ДТП (это дефекты покрытия, недостаточное освещение, низкие сцепные качества, отсутствие тротуаров и т. п.). В 2009 году произошло 144 аналогичных случая.