Мы заживём теперь по кодексу: пока каждому предпринимателю разрешили внести в него свою оговорку

Оценить
Комитет по имиджевой политике при торгово-промышленной палате области на втором своём заседании озаботился разработкой Кодекса деловой этики и чести саратовского предпринимателя.

Комитет по имиджевой политике при торгово-промышленной палате области на втором своём заседании озаботился разработкой Кодекса деловой этики и чести саратовского предпринимателя.

Можно, конечно, с иронией вспомнить Илью Ильфа, который писал об учебнике киноэтики. А вся киноэтика сводится к тому, чтобы режиссёр не спал с актрисами.

Но у саратовских предпринимателей, вошедших в комитет, были более серьёзные соображения для создания своего кодекса чести. По словам председательствовавшего Владимира Шашко, негативное отношение общества в целом к предпринимателям продолжает расти. Более того, оно захватило и средства массовой информации. Шашко говорил о том, что если в газетной статье или в телесюжете появляется предприниматель, то он заведомо отрицательный персонаж. Лично я таких наблюдений не вёл, но мне кажется, что г-н Шашко всё-таки сгущает краски.

Обида на средства массовой информации сквозила и в других выступлениях: мол, мы делаем добрые дела, а нас либо не замечают, либо предлагают оплатить публикации или телесюжеты. Но не будем затевать спор, приведём только один встречный довод, что руководители СМИ – такие же предприниматели, только их товар – это или эфирное время, или газетные площади.

Но обратимся к самому Кодексу деловой этики и чести саратовского предпринимателя. Объёмный документ на трёх страницах мелким шрифтом, кажется, предусмотрел все коллизии трудной жизни бизнесмена. Семь глав, сорок восемь статей.

Есть откровенно декларативные – вроде «Гордимся своей принадлежностью к предпринимательскому сообществу и будем всецело способствовать формированию и поддержанию высокой положительной репутации саратовского и российского предпринимательства».

Есть афористичные: «Прибыль важнее всего, но репутация дороже прибыли».

Есть спорные: «Мы должны выработать твёрдую позицию к неотвратимости наказания за коррупцию, воровство и нарушения закона. Прояви гражданскую ответственность противостоять коррупции и преступности».

Сначала кто-то сказал, что такие положения более органично смотрелись бы в кодексе чести работников правоохранительных органов. А Дмитрий Луговой – генеральный директор группы компаний «Трайтек» – озадачил собравшихся вопросом: если он, спеша на деловую встречу, дал «на лапу» милиционеру, нарушил он тем самым кодекс? Разговор перешёл в иную плоскость. Кто будет определять, нарушил тот или иной предприниматель свод правил, им же подписанный? И что делать с нарушителями? Дезавуировать их подписи? Михаил Волков (ГК «Лекарь») с некоторым скепсисом заметил, что в других странах достаточно договориться в харчевне или там в пабе скрепить договор рукопожатием, и он будет действовать веками.

В общем, решили идти обычным путём. Первое: создать рабочую группу, чтобы учесть прозвучавшие на заседании замечания. Второе: проект кодекса разослать всем предпринимателям, чтобы они могли внести свои коррективы. Тот же Волков с тем же сомнением заметил, что будет столько вариантов кодексов, сколько у нас предпринимателей. Но руководители имиджевого комитета полны оптимизма, они уверены, что им удастся с учётом всех мнений создать жизнеспособный документ.