Единственный положительный импульс «часто теряется и прерывается»

Оценить
В Интернете началось обсуждение нового закона «Об образовании» (его второй редакции). Такое решение принял президент Дмитрий Медведев. С первого декабря 2010 года по первое февраля 2011 года на сайте Zakonoproekt2010.ru каждый желающий может оставить

В Интернете началось обсуждение нового закона «Об образовании» (его второй редакции). Такое решение принял президент Дмитрий Медведев. С первого декабря 2010 года по первое февраля 2011 года на сайте Zakonoproekt2010.ru каждый желающий может оставить своё мнение о готовящемся документе.

Или конкретно, или компактно

За неделю, что прошла с начала обсуждения законопроекта, россияне уже оставили на сайте больше 30 предложений и комментариев. В основном это критика: некоторым статьям не хватает конкретики, много непонятных терминов.

Вот некоторые поправки, которые предлагают внести в текст документа эксперты Общественной палаты: «Дошкольное образование не должно быть обязательным. Нужно законодательно закрепить возможность продления пребывания ребёнка в детском садике до восьми лет, если таково его психофизиологическое развитие. Сажать ребёнка за школьную парту с 6,5 лет нецелесообразно. Для каждого ученика средней школе нужно чётко определить ежедневную максимальную нагрузку и т. д.».

Сильно критикуют законопроект «Об образовании» российские ректоры. По их мнению, он убьёт научную деятельность в университетах, запутает работодателей и помешает развитию образования.

«Закон полон хороших и красивых слов. Но если читать закон и спрашивать, какие права и обязанности установлены, чьи это права и обязанности и что будет, если они нарушены, то окажется, что ответов не видно», – считает ректор МГУ Виктор Садовничий. Единственный положительный момент Садовничий нашёл в том, что проект несёт «определённый модернизационный импульс», но даже этот импульс «часто прерывается и теряется».

Ректор Московской государственной юридической академии имени Кутафина, член президиума Ассоциации юристов России Виктор Блажеевсчитает, что новый закон слишком детализирует часть норм, относящихся к «другой опере», – размер стипендий, поступление в аспирантуру и т. д. При этом важные положения не отработаны, говорит ректор-юрист. Например, студент должен будет заключать с вузом при поступлении договор, но закон не уточняет, какой.

Вице-президент Торгово-промышленной палаты России Владимир Исаков высказался и вовсе категорично, сказал, что закон может «стать эпохальным» только в том случае, «если решит один вопрос – переход России к всеобщему бесплатному высшему образованию».

Министр образования Андрей Фурсенкоуже довольно резко ответил ректорам: «Ваши замечания носят противоречивый характер: вы говорите, что проект должен быть компактным, и требуете включить туда конкретные вещи. И то, и другое сделать невозможно», – сказал министр.

Ректоры собираются создать рабочую группу для доработки проекта. Планировалось, что он будет рассмотрен и принят Госдумой до конца 2010 года. Однако Андрей Фурсенко заявил, что лучше пожертвовать сроками, но не допустить принятия документа, в котором будут противоречия.

С оглядкой на первый блин

Совсем недавно такой же публичный фильтр прошёл закон «О полиции», который сейчас уже внесён в Госдуму. С 7 августа по 15 сентября на сайт Zakonoproekt2010.ru поступило более 21 тысячи комментариев, его посетили более полутора миллионов человек. И вот 27 октября президент Медведев внёс в думу закон «О полиции» с поправками.

Особенно горячие споры вызвало переименование милиции в полицию, а также пункт о беспрепятственном проникновении полицейских в жилые помещения граждан. В итоге пункт «о проникновении» в новой редакции отсутствует, а переименование осталось в силе. Зато новый документ запрещает сотрудникам полиции состоять в политических партиях, применять пытки, насилие и жестоко обращаться с людьми.

«С учётом нашей позиции по поводу этого законопроекта сложно предположить, как он может быть изменён к лучшему. Это закон ни о чём, – считает Павел Чиков. – Он не затрагивает никаких самых важных вопросов: какова будет структура этого органа, процедура назначения руководителей, подотчётности, переаттестации сотрудников при переходе на службу из милиции в полицию».

Директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты РФ Александр Брод называет законопроект сырым. Например, Брода не устраивает раздел об общественном контроле за деятельностью МВД. Даётся ссылка на действующее законодательство, где на самом деле это совершенно не прописано.

Особо скептически настроенные россияне пытаются постичь тайный смысл публичных обсуждений.

Ден Кутишенко: «Необходимо понять, что федеральный закон «О полиции» с действующими поправками был готов задолго до его обсуждения в Интернете, поскольку все провокационные статьи в нём носили чисто липовый характер, с целью отвлечения внимания от реально существующих проблем. Собственно говоря, их цель достигнута: все без исключения, включая меня, акцентировали внимание на тех же банальных запретах на право пыток и применения насилия и т. п.».

Саша Иванов: «Надо понимать, что нет желания что-то реально делать. Вся деятельность президента, премьера и правительства сводится к самопиару, чтобы только удержать власть…»

Сергей Зюзюн: «У нас в стране больше же нет проблем, как переименовывать службы… Назвать можно как угодно, но суть всё равно не изменится, тем более не изменится состав «органов». Лучше бы средства, которые потратят на переименование, пустили на повышение зарплат рядовых ментов».

***

Будет ли законопроект «Об образовании» действительно доработан в соответствии с запросами общественности и иных заинтересованных лиц или обсуждение документа окажется, как и в случае с законопроектом «О полиции», чистой воды профанацией, мы узнаем совсем скоро.