Учителя-блогеры ждут учеников в Кампусе: информатизация образования «по-Cоветски»

Оценить
Учителя-блогеры ждут учеников в Кампусе: информатизация образования «по-Cоветски»
В Советский район мы приехали накануне Всемирного дня информации. Для кого-то, может быть, это и не праздник вовсе, но здесь, где о компьютерах и IT-технологиях говорят с придыханием, этому дню придают большое значение.

В Советский район мы приехали накануне Всемирного дня информации. Для кого-то, может быть, это и не праздник вовсе, но здесь, где о компьютерах и IT-технологиях говорят с придыханием, этому дню придают большое значение.

«Посёлок, степь, глушь» – первые ассоциации, которые возникают при упоминании Степного. Надо сказать, ошибочные ассоциации: этот посёлок, пожалуй, как никакой другой в Саратовской области старается идти в ногу со временем. Процесс информатизации затронул все стороны жизни, но в большей степени коснулся сферы образования.

Ваша «Ф@милия.ru»?

Со Всемирной паутиной здесь дружат давно и достаточно продуктивно. Три года назад на базе средней общеобразовательной школы был создан муниципальный информационно-методический центр (ИМЦ). Тогда никто и предположить не мог, что его работа будет столь плодотворной. Местные учителя и ученики теперь не просто продвинутые пользователи Интернета, но и неоднократные победители областных олимпиад по информатике, члены образовательных социальных сетей, обладатели собственных сайтов.

На две школы посёлка в общей сложности приходится пять компьютерных классов, один из которых дистанционный. В нём обучаются не только школьники, но и студенты-заочники классического университета. На базе этого класса обычно и проходят всевозможные дистанционные курсы. Из недавних – семинары по работе с социальным сервисом «ОпенКласс» (место встречи учителей, где они могут виртуально общаться), двухнедельный дистанционный мастер-класс для педагогов «Региональное вики в организации учебной деятельности».

Среди ноу-хау – дистанционная интернет-олимпиада «Ф@милия.ru», участниками которой стали более ста человек (в их числе представители омской и ставропольской школ), а также дистанционные курсы по созданию плэйкастов (электронных открыток нового времени, в которых органично сочетаются текст, музыка, картинка).

Дистанционные курсы разной направленности – местная гордость. Сейчас запущены два новых проекта. В одном из них преподаватели учатся делать блоги в «Кампусе» (виртуальном образовательном сообществе учителей, учеников и студентов). Во втором совместно с балаковской площадкой идёт подготовка к государственной итоговой аттестации учащихся девятых классов. «То есть это место, где ребёнок параллельно с учёбой в школе может готовиться к экзамену», – поясняют организаторы.

Учителя активно изучают блогосферу. В этом им помогают разработанные здесь же курсы для педагогов, которые, к удивлению их организаторов, посещают учителя, чьи профильные предметы касаются не только математики и информатики. «Масштаб проекта получился иной, нежели мы ожидали. Среди участников были замечены учителя из других муниципальных районов – Саратовского, Ртищевского, Петровского», – рассказывает глава ИМЦ Рашид Рахманкулов, он же главный вдохновитель и идеолог информатизации в сфере образования Советского района. Благодаря его усилиям три года назад отдел образования обзавёлся собственным сайтом, который по информационной насыщенности нисколько не уступает городским.

О своём детище создатель рассказывает с большой любовью: «Сайт находится на бесплатном хостинге. Сначала работали в оболочке «Сайткрафт», затем создали сайт в системе «Юкос» (она наиболее проста в обращении). Здесь мы выкладываем всю нормативно-правовую базу, где кроме локальных актов, документов, приказов имеется обязательная страничка методических рекомендаций».

По словам главы ИМЦ, сайт пользуется спросом среди читателей. С начала августа по ноябрь текущего года посетителями стали более трёх тысяч человек. Причём не только из России, но также с Украины, из Норвегии, Белоруссии, США, Казахстана, Йемена, Канады, Израиля, Грузии. Единственное, что огорчает Рашида Рафаильевича, – невысокая скорость Интернета. Правда, в этом году учреждения образования переключились на другого провайдера. Если раньше скорость была до 128 кб/сек., то теперь хотя бы 512 кб/сек.

«Информатизация сферы образования, да и всей нашей жизни, – это закономерный и вполне ожидаемый этап, – говорит Рашид Рафаильевич. – Я сам пользуюсь и интернет-магазинами, покупаю железнодорожные билеты с помощью Всемирной паутины. Благодаря ей же имею доступ к государственным услугам. Страшного здесь ничего нет. Хорошо, что это поняли наши педагоги, школьники».

Электронный журнал от родителей не спрячешь

«Татьяна Васильевна, почему вас в «скайпе» сегодня не было? Мне с вами один вопрос надо было обсудить», – первое, о чём спрашивает Рашид Рафаильевич, зайдя в учительскую степновской средней школы № 1.

Татьяна Дадатченко – учитель русского языка и литературы, с компьютером, что называется, на «ты»: без него, говорит, сегодня никуда. Активная участница всевозможных дистанционных курсов, член многих профильных интернет-сообществ, больше года назад создала именной сайт и первой в районе стала использовать электронный журнал и дневник:

«Дело в том, что в 10-м классе, в котором я являюсь классным руководителем, сегодня обучаются дети из четырёх населённых пунктов Советского района – районного посёлка Степное, сёл Розовое, Золотая Степь, Пионерское. Родители школьников, к сожалению, не имеют возможности часто приезжать к нам, а мне, как классному руководителю, конечно, всегда есть что им сказать».

Теперь, чтобы просмотреть текущие оценки своего чада или пообщаться на интересующую тему, родителям достаточно просто зайти на сайт классного руководителя, найти ссылку «Журнал», затем ввести код, который обеспечивает полную конфиденциальность информации. После этих нехитрых действий открывается страничка, где содержатся список класса, расписание и оценки, то есть родители могут видеть полную картину успеваемости своего ребёнка.

«Пока журнал обновляется два раза в неделю. Хотелось бы, конечно, чаще, но времени совершенно не хватает», – сетует учитель. – Занятие это очень трудоёмкое, да и скорость Интернета не всегда позволяет». Частенько родители пользуются и разделом «Личная переписка», а особо «забывчивые» или ленивые школьники кликают по ссылке «Домашнее задание».

Форма, которую использует Татьяна Васильевна, проста в обращении и понятна. Инновационным дневником, кстати, заинтересовались и родители степновских школьников. Так что, возможно, уже скоро этот опыт переймут и другие образовательные учреждения района. Кстати, бумажная версия дневника также останется в обращении, от неё совсем отказываться не собираются.

«Традиционный дневник, конечно, нужен. Мы привыкли к нему», – говорит Алия Исмаилова, ученица 10-го класса, и, улыбаясь, добавляет: – Детям будем его показывать». К слову, как обязательная норма электронные дневники будут введены в школах к 2012 году.

С учениками Татьяна Васильевна общается как через сайт, так и при помощи «скайпа» – программы, которая не только позволяет обмениваться мгновенными сообщениями, но и слышать собеседника, видеть его. «На днях общались в чате с ребятами по поводу участия в интернет-конкурсе «Ф@милия.ru», – рассказывает педагог. – Правда, недавно дети научились «перекрываться», ставить невидимку. Но это скорее исключение, чаще всего ребята идут на контакт первыми».

Школам помогаем, детсады крутятся сами

Однако если в школах процесс информатизации проходит успешно, то дошкольные учреждения испытывают с этим определённые трудности.

«Должен признаться, что не все сады у нас имеют компьютер и доступ к Сети, работа в этом направлении ведётся, но пока за счёт спонсоров, родителей», – говорит Рашид Рахманкулов. Очевидно, что этим учреждениям будет весьма проблематично выполнить 293-й федеральный закон. Согласно ему, с 1 января 2011 года абсолютно все образовательные учреждения, помимо всего прочего, должны будут обзавестись своими сайтами. В Советском районе компьютеры имеют только три поселковых дошкольных учреждения.

«Главное – чтобы заведующая была человеком прогрессивно мыслящим, тогда всё получится, – уверен начальник информационно-методического центра. – И даже при отсутствии должного технического оснащения проблема будет решена».

Детскому саду «Теремок» районного посёлка Степное одному из немногих повезло: здесь работают как раз такие воспитатели, о каких говорит Рахманкулов. Не так давно благодаря спонсорской помощи они стали счастливыми обладателями компьютерной техники. Два месяца назад создали свой сайт.

Этому всячески способствовали родители. «Они у нас продвинутые, педагогически грамотные, – говорит старший воспитатель Александра Рудакова. – Их сейчас интересует информация разного рода. На сайте нам задавались вопросы о питании – в частности, про разнообразие блюд, их калорийность. Интересуются родители и новинками в системе дошкольного образования, то есть по каким программам работаем, какие технологии, методики используем. Конечно, на собраниях мы эту информацию даём, но для тех, кто хочет глубже вникнуть, размещаем ссылки на документы на нашем сайте».

В ближайшее время воспитатели планируют ввести новую интернет-услугу. Обещают, что на сайтах детсадов появится раздел, в котором будет размещена электронная форма заявки для принятия в дошкольное учреждение. Это должно значительно облегчить жизнь и сэкономить время, поскольку родителям не придётся никуда бежать и стоять в очереди. Таким образом, списки будут составляться автоматически.