Валерий Нестеров: Такого спектакля в Саратове никогда не было!

Оценить
Валерий Нестеров – руководитель балетной труппы Саратовского академического театра оперы и балета. В репертуаре театра множество балетов и танцев, которые придумал и поставил Нестеров. Его отдельная любовь – спектакли для детей. Как раз сейчас в разг

Валерий Нестеров – руководитель балетной труппы Саратовского академического театра оперы и балета. В репертуаре театра множество балетов и танцев, которые придумал и поставил Нестеров. Его отдельная любовь – спектакли для детей. Как раз сейчас в разгаре репетиции нового детского балета «Белоснежка и семь гномов». Хореограф уверен: новый балет станет событием для Саратова.

Мне давно хотелось поставить «Белоснежку», такого спектакля в Саратове никогда не было. Музыка композитора Карена Хачатуряна мне кажется очень яркой, красивой. Хачатурян – один из лучших современных композиторов, пишущих для детей. Сейчас роль Белоснежки репетируют четыре балерины, и я пока не выбрал, кто будет танцевать премьеру. Для меня не столько важна техническая часть партии – должен получиться образ добрый и всеми любимый.

«Белоснежка» – пятый по счёту балет, который я ставлю для детей. До этого были «Доктор Айболит», «Конёк-Горбунок», «Муха-цокотуха», «Снежная королева». Вообще, «детским вопросом» наш театр занимается особо: в прошлом году мы выиграли федеральный грант на миллион рублей в рамках экспериментальной программы «Музыкальный театр для детей и молодёжи». Театр организует конкурсы для детей, поездки по области, ставит детские спектакли и так далее.

Сейчас мы на той стадии репетиций, когда процесс постановки, что называется, перевалил через экватор. Вот-вот начнётся общая, «сводная», работа, когда танцоры примерят костюмы, будем подбирать свет, опробуем декорации. Художник-постановщик спектакля – Сергей Болдырев, а художник по костюмам – Ольга Колесникова. Не хочется раскрывать все сюрпризы до премьеры (она запланирована на 25 декабря), но световые и сценические эффекты, этакие сказочные неожиданности будут. Сказка есть сказка!

Когда я ставил «Снежную королеву», то мне пришло в голову, что злой тролль обязательно должен проявить своё волшебство. Мы пригласили фокусника, и он устроил трюк, когда из палочки тролля вырывается пламя. Это точно сработало на образ! А в балете «Девушка и смерть» я почувствовал, что в одном эпизоде Смерть должна внезапно исчезнуть со сцены. Снова позвали фокусника. В итоге всё смотрелось так: Смерть поднимает плащ (Нестеров вскакивает, снимает пиджак, показывает), он падает, а за ним – никого! Куда делся артист? А вот не скажу! (Улыбается.)

Я всегда стараюсь делать постановки с элементами юмора, потому что дети очень отзывчивы на шутки. Кстати, в танце гораздо легче выразить трагизм или героизм, но не юмор. Например, в балете «Доктор Айболит» мы придумали такую юмористическую сцену: когда злая Варвара бросается обнимать Доктора, то вместо него вылезает Медведь, тащит её, а она брыкается. Дети визжат от восторга!

Что смешного будет в «Белоснежке»? Ну, например, все семь гномов у нас будут с разными характерами. Я подсмотрел это в знаменитом мультфильме Диснея. Растяпа, Весельчак, Мудрец, Чихун, Ленивец… Все они по-разному будут проявлять себя в общении с Белоснежкой. Кстати, роли гномов я распределял с учётом особенностей характеров танцоров труппы. Как известно, в конце сказки злая мачеха, пославшая Белоснежку в лес, умирает от злости. В балете мы решили обойтись без этого. И хоть злые силы в сказке есть, спектакль хочется сделать добрым и радостным.

Сейчас такое время, когда детей постоянно подталкивают к соревновательности, конкуренции с другими. Викторины, спортивные программы, различные состязания… Докажи, что ты лучше, что ты можешь, ты достоин и т. д. Получается, что если ты ничего особенного в жизни не добился, то ты неудачник, «лузер»? А я хочу показать этим спектаклем, как ценна дружба и добрые отношения. У нас никто ни с кем не соревнуется, а все помогают друг другу. Белоснежка, несмотря на свою беззащитность, своей добротой и умением дружить побеждает все злые козни. Хочется, чтобы у современных детей это тоже присутствовало в жизни.

Я очень люблю сказки, много их прочёл. Лет до 18 во всех библиотеках, в которые был записан в Саратове, брал почитать сказки. Замечательные они у Андерсена. Мало кто знает, что Андерсен занимался балетом, брал уроки в труппе известного датского балетмейстера Августа Бурнонвиля. Андерсен сохранил этот мир детства в себе, и это чувствуется в его сказках.

Дети воспринимают спектакли по-своему, так что и не угадаешь, что понравится ребёнку больше всего. Помню, повёл своего трёхлетнего сына на балет «Муха-цокотуха» моей же постановки. Малыш высидел оба действия, а потом оказалось, что из всего балета ему запомнился огромный паук, который сидит в пещере и шевелит щупальцами. Всегда любопытно наблюдать, кому после спектакля дети дарят цветы. Часто несут букет не главным героям, а какому-нибудь зайчику или обезьянке, которые, может, и на сцене-то один раз появились. По детям сразу видно, нравится им спектакль или нет. Нравится – они хлопают и кричат, а скучно – болтают, бегают по залу.

Помнится, один писатель сказал: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше!» Я считаю, что по такому же принципу надо ставить и балет для детей. Так что «Белоснежка и семь гномов» – абсолютно профессиональная работа артистов нашей труппы, полноценный спектакль с оригинальным хореографическим решением, с трудными поддержками, танцевальными элементами. Этот спектакль мы ставим в традициях романтического русского балета.