«Поможем животным вместе»: так называется группа добровольцев, опекающих городских собак и кошек, попавших в беду
Саратов, четверг, три часа дня, остановка трамвая «девятки». Двое договорились встретиться. Миловидная тоненькая девушка, по виду обычная студентка – каблучки, серёжки, сумочка, – протягивает тысячерублёвую бумажку. «Это для Рыжика!»
Драник, Вареник, Степан и другие
Рыжик – уличный рыжий кот на трёх лапах. Его фотография выложена в популярной социальной сети. Под фотографией с грустной мордочкой написано: «Помогите погасить долг в ветеринарном госпитале за кота-инвалида Рыжика (1785 руб.)!!!»
Обычный кот жил в городском дворе, его кормили сердобольные жители. Недавно Рыжик пропал, а когда вернулся, все ужаснулись: от задней лапы осталась голая кость, вместо хвоста – обрубок. Бродяге повезло – о нём узнали в группе помощи животным и быстро среагировали. Договорились с ветеринарной клиникой об операции, выходили, нашли временных хозяев.
Эту своеобразную службу спасения два года назад создали добровольцы Саратова и Энгельса. Группа волонтёров «Поможем животным вместе» (так они называют себя в Интернете) опекает таких вот «рыжиков» – бездомных, больных или попавших в беду городских собак и кошек.
В четверг днём активисты группы Наталья Занозина и Ирина Дёмина едут на трамвае навестить своих подопечных. Взяли с собой мужа Иры Александра (нужны сильные мужские руки) и меня.
В частном доме в Заводском районе нас встречает радостный лай. Здесь живут шесть собак и два кота, всех когда-то подобрали на улице. Они здесь временно, в группе это называется «устроить на передержку». Две псины так понравились хозяйке перевалочного пункта Наде, что она оставила их у себя насовсем. Остальным ищут постоянных хозяев.
Ребята идут в будочку к Варенику, чтобы сделать укол. Вообще-то, Варенику больше подошло бы имя Драник. Ира, смеясь, вспоминает, с каким трудом этого пса ловили на улице, как он, несмотря на гноящуюся болячку на носу, лишаи и травмы, рычал и кусался. Как держал Ирину руку в пасти, пока ему давали наркоз перед операцией. «Он не злой, просто у него характер такой боевой, он за себя бьётся!» – поясняет девушка.
Ира Дёмина окончила биологический факультет СГУ. Бесстрашно делает дворнягам уколы, не брезгует обрабатывать раны, разбирается в лекарствах и мудрёных диагнозах. Ира обожает собак, они и сами льнут к ней на улице и даже приходят домой.
В этот раз Вареник вёл себя паинькой, Саше даже не пришлось особо его держать. Псу быстренько сделали укол и дали наградной мосол.
Потом наступила очередь кота Степана. Этот бело-рыжий деревенский увалень жил у старушки, а когда хозяйка умерла, её дети выкинули Степана на улицу. Пока не нашёлся новый хозяин, кота надо вылечить от ушного клеща. Ира обрабатывает лекарством уши, Наташа крепко держит усатого, что весьма непросто. Степан упирается, рычит, но терпит – куда же денешься, – а после процедуры убегает с глубоко оскорблённым видом.
Наташа Занозина тоже окончила СГУ, она филолог, сейчас растит маленькую дочку. Наташин профиль – кошки. Дома живут свои усатые-полосатые, подобранные в разное время, кто-нибудь периодически гостит на передержке. Наталья – негласный координатор группы, её телефон звонит без умолку.
Группа быстрого реагирования
У группы «Поможем животным вместе» нет официального статуса, она не значится ни в каких списках и отчётах (кроме своих собственных). Волонтёры сразу предупреждают, что против подкармливания кошек и собак у подъездов, но тем более – против отстрела. «Мы за гуманные способы регулирования их численности… Мы за этичное отношение к животным!» – написано на интернет-страничке группы.
Добровольцы понимают, что охватить всех бродячих кошек и собак Саратова и Энгельса (а их сотни!) они не смогут. Да и цели такой не ставят. Бездомные животные на улицах – проблема городского масштаба, считают основатели сообщества «Поможем животным вместе».
Себе же волонтёры отводят роль службы скорой помощи. Это такая реанимация для бездомных собак и кошек, находящихся под реальной угрозой уничтожения: сбила машина, жестоко обращался хозяин, маленькие котята остались без кошки, тяжёлое заболевание или травма зверя и т. п.
Одно из главных направлений, которым занимается группа «Поможем животным вместе», – пристраивание животных в добрые руки. Естественно, бесплатно. Ищут будущих хозяев через объявления, Интернет, бегущую строку по телевидению, по сарафанному радио. Породистых собак и кошек стараются вернуть бывшим хозяевам. Судьбой котят и щенков от домашних животных группа принципиально не занимается.
«Мы считаем и стараемся убеждать в этом людей: беспородных домашних животных надо стерилизовать, – говорит Наталья Занозина. – Почему на наших улицах так много бездомных кошек и собак? Потому что среди обывателей до сих пор царят предрассудки: мол, лучше утопить котят или отдать их перекупщику на рынок, где они подцепят какую-нибудь инфекцию, чем стерилизовать или кастрировать своего питомца. Это безответственно! Чаще всего дело не в отсутствии финансов (такая операция стоит около 600 рублей), а в банальном невежестве. Мы против излишней сентиментальности, мы за этичное отношение!»
Активисты группы борются с невежеством тех, кто подкармливает животных у подъездов, а стерилизацию считает насилием над природой. Листовки на эту тему раздают на пикетах, которые организует группа помощи животным. Пикеты обычно проводят в людных местах Саратова, выносят стенды с фотографиями питомцев, которым нужен хозяин. Недавно стали устраивать арт-базар, где продают сделанные своими руками поделки, а деньги и пожертвования пускают на подопечных.
Ежедневно приходится решать финансовые проблемы. Главные статьи расходов – передержки и лечение. Сами активисты берут животных на передержку бесплатно, а «платникам» организация предлагает зарплату: за кошку – тысячу рублей в месяц, за собаку – две тысячи.
Источники финансирования крайне непостоянны. Например, утром долги за передержки или клинику составляют до 10 тысяч рублей, а вечером, глядишь, бросили клич и набрали нужную сумму. «Если мы понимаем, что можем помочь ещё одному-двум животным, то залезаем в долги», – говорит Наташа.
Руки, ноги и хвосты
На интернет-страничке группы (на сайтах Zoo-sar.ru , Vkontakte.ru) жизнь кипит – каждый день сыплются новости. Радостные и печальные. Умер слепой котёнок Шурик, которого лечили всем миром. Трёхногой дворняге Лоре нашли хозяина аж в Германии. Инвалида-кота Рыжика мечтает взять к себе семья с детьми и двумя котами – осталось уговорить папу. Кто-то ищет лоток или клетку, кто-то советуется, чем лучше лечить или кормить и т. д.
Самых активных деятелей, на которых всё держится, около двадцати человек. Они и есть ядро, мотор, благодаря которому второй год вращается этот своеобразный «механизм». В основном это студенты или недавние студенты (преимущественно гуманитарии) и молодёжь постарше. Средний возраст – до 35 лет, правда, есть и несколько пенсионеров.
Активисты – рабочие руки и быстрые ноги группы. Они покупают своим подопечным корм, лекарства, привозят их в ветеринарную клинику, делают перевязки, уколы и другие процедуры. Каждый член команды готов взять домой погостить очередного найдёныша. В группе идёт постоянный обмен новостями – договариваются, кто поможет поймать животное на улице, готов вымыть его, кто расклеит объявления, предоставит транспорт, сфотографирует зверя для сайта, чтобы быстрее нашёлся хозяин и т. д. и т. п.
За два года группа обросла связями и единомышленниками. Есть пара-тройка адресов в Саратове, где могут выручить со срочной передержкой. Есть свои знакомые кинологи и ветеринары.
Добровольцы наладили контакты с одной из клиник Саратова, где больных животных «от группы» лечат и оперируют со скидкой, по льготной цене. Почему? Как объяснил главный врач Андрей Рыхлов, «животных чисто по-человечески жалко». Сколько операций найдёнышам сделала врач Ирина Бибина – не сосчитать. Кстати, Ирина Юрьевна сейчас главный претендент на звание «Человек года – 2010» (конкурс проходит в рамках программы «Новости. Телеобъектив» (ТНТ-Саратов).
На себя вся надежда
Основатели группы уверяют, что их стихийная организация открыта и доброжелательна ко всем: охотно приветствуют новеньких, покажут любое животное, отчёты о финансовых поступлениях ежедневно выкладывают в Интернете с именем дарителя и суммой пожертвования, фотоальбомы пополняются новыми фотографиями.
Тем не менее здесь понимают – чтобы развиваться, чувствовать себя более значимыми и свободными, группе нужен официальный статус. Быть просто сообществом в Интернете не солидно.
«Если мы станем, например, некоммерческой организацией, то сможем участвовать в конкурсах на получение грантов, – поясняет Ирина. – Ведь существует масса всероссийских и международных фондов помощи животным, с которыми мы могли бы взаимодействовать». Правда, пока дело с оформлением статуса застопорилось: юристы пугают ребят сложной процедурой оформления, поиском помещения, да и стартовый капитал нужен.
«Собрать 20–30 тысяч рублей разом для нас пока непосильная задача, да и нашим подопечным эти деньги сейчас нужнее», – говорит Наташа. Впрочем, здесь надеются на чудо в виде крупного благотворителя, который поможет с оформлением статуса.
Кроме того, добровольцы мечтают создать в Саратове частный приют для животных. Он мог бы существовать на частные пожертвования крупных спонсоров и простых саратовцев. При этом добровольцы не питают никаких иллюзий относительно помощи от властей. Достаточно вспомнить многолетние обещания выделить здание городскому приюту для бездомных животных. Так что частный приют и собственная инициатива кажутся активистам гораздо более реальными.
На мой вопрос, зачем вы «всё это» делаете, Наталья и Ирина сообща ответили так: «Сейчас в России очень активизировалось молодёжное волонтёрское движение. Молодёжь помогает одиноким старикам, неизлечимо больным людям, детям-сиротам. А мы делам это по отношению к животным, потому что в нашей стране им никто не помогает! Кстати, в любом городе России есть такая группа помощи животным, как наша. Для нас это возможность проявить активное сочувствие к тем, кого мы любим».
***
Среди фотоальбомов есть один с названием «Они нашли дом». За год группа «Поможем животным вместе» нашла постоянных хозяев для 200 питомцев.
***