Бюджет безрадостного будущего: депутаты, может, и показали бы главному финансовому документу «пару ласковых» жестов, да Ландо не позволяет

Оценить
Очередное, 38-е заседание Саратовской областной думы было бы совсем похоже на настоящее, если бы почти из каждого вопроса не высовывалась наша доморощенная политика.

Очередное, 38-е заседание Саратовской областной думы было бы совсем похоже на настоящее, если бы почти из каждого вопроса не высовывалась наша доморощенная политика.

Тем не менее, заседание получилось презабавным, но очень длинным. Таймер на видеозаписи думского заседания показал 4 часа и 37 минут. А для думы нынешнего созыва это очевидный рекорд.

Рекордным было и количество заданных вопросов, и количество пунктов повестки дня, по которым эти самые вопросы задавались (мы остановимся только на пяти). А ещё очень порадовала активность и богатая эрудиция нашего губернатора.

«Анадырь» – это на Кубе

Началось всё, понятно, с коммунистки Ольги Алимовой, которая, за неимением иных, вовсю использует площадку областной думы. Ольга Николаевна заинтриговала публику уже на третьем вопросе повестки дня, посвящённом предоставлению льгот участникам операции «Анадырь», которая проходила в далёком 1962 году на Острове свободы во время Карибского кризиса. Дело не в участниках, коих в области всего 48 человек. И не в ежемесячном пособии в 350 рублей, которое им теперь будут выплачивать, а в вопросе Алимовой.

Ольга Николаевна скромно поинтересовалась, насколько выполним этот свежепринимаемый закон, «цена» которого 205 тысяч рублей в год, если пунктом 17-м повестки дня предполагается приостановить выплату льгот и пособий многим категориям остро нуждающихся граждан. Выплаты приостанавливаются из-за отсутствия денег в бюджете, уточнила Алимова.

На наживку коммунистки попалась заместитель председателя думы Марина Алёшина, которая сообщила, что цена вопроса невелика и потому правительство уверяет, что деньги на кубинских ветеранов найдутся. Надо отдать должное Марине Владимировне, ответив на не очень удобный вопрос, она ловко перевела (стрелки?) ответственность с депутатского корпуса на исполнительную власть.

Следующий пункт повестки заседания, который обсуждался очень живо, касался жилья ветеранов Великой Отечественной войны. Всем известно, что в год 65-летия Великой Победы предполагалось осчастливить всех ветеранов. А именно – либо отремонтировать им жильё, либо предоставить новое. На практике вышло по незабвенному Виктору Степановичу Черномырдину.

Нет, некоторым ветеранам повезло и их квартиры многочисленные инспекции признали либо непригодными для жилья, либо нуждающимися в ремонте. И чудо случилось. Но изрядному числу пожилых людей показали от ворот поворот. Или ветераны просто не подозревали о грядущем жилищном счастье и не подали соответствующие документы. Для таких действие закона о «…мерах социальной поддержки…» продлили на год.

Тут вопросам не было конца. Алимова интересовалась, могут ли ветераны ещё раз подать документы в случае необоснованных отказов, Николай Семенец спрашивал, что делать, если этот необоснованный отказ пришёл аккурат под Новый год, и можно ли попробовать ещё раз попытать счастья. На помощь докладчику и. о. министра строительства Денису Филиппову ринулись депутаты Леонид Писной и Павел Большеданов, которые, как казалось, были в теме больше чиновника. Судя по всем ответам, у ветеранов будет всё в порядке.

Это вам не богадельня

Но самым обсуждаемым вопросом на заседании областной думы получился, как ему и положено, но чего не было в последние годы, закон о бюджете на 2011 год.

Грустный депутат Владимир Капкаев прочитал не менее печальный доклад с массой цифр. И подытожил своё выступление словами о том, что бюджет скуден как никогда. Также Владимир Васильевич сообщил, что «регион самостоятельно финансировать инвестиционные проекты не в состоянии, поскольку очень велика социальная нагрузка, поступления из федерального бюджета неустанно сокращаются». Поэтому правительству надо предпринимать усилия, чтобы увеличивать налогооблагаемую базу. «В противном случае наше будущее безрадостно», – совсем обречённо сообщил Капкаев. То есть удивил собравшихся тем, что надо развивать экономику региона.

Естественно, первой в бой вступила Алимова. Её интересовал перечень детских садов, подлежащих ремонту, а также зачем в условиях жёсткого дефицита бюджета увеличивать финансирование на информационное освещение думы, ведь всё равно «пишем ни о чём».

Алимовой отвечал Владимир Капкаев. Он сообщил, что с перечнем может ознакомиться любой желающий, а что касается «пишем ни о чём», то «это ваше право». Тему подхватил спикер Валерий Радаев, который вспомнил про пикеты, встречавшие депутатов перед зданием думы, и выразился в том смысле, что если бы эти люди считали, что мы здесь ничем не занимаемся, то не пришли бы сюда с плакатами.

Депутат Семенец попросил слова, сообщив, что «у меня вопрос ни о чём не связан», и посетовал, что жителям 30-километровой зоны около БалЭС отменили льготы на оплату электроэнергии, после чего поинтересовался, нельзя ли вернуться к этому вопросу позже и изыскать возможность… Отвечал сам губернатор Павел Ипатов, который сообщил, что он работает в этой отрасли (именно так, в настоящем времени) и точно знает, что никакого воздействия на людей от атомной станции нет. И что надо определиться, является ли бюджет богадельней.

Неприличными словами не выражаться!

Депутат Ландо вспомнил вопрос Алимовой про увеличение средств на освещение деятельности думы и сообщил, что никакого увеличения нет, просто раньше за этими деньгами ходили с протянутой рукой в министерство информации, а сейчас сумму завели в думскую смету. И тут же получил отповедь Ольги Николаевны, которая, как выяснилось, окончила физико-математическую школу, считать умеет и потому твёрдо знает, что 13 миллионов больше 10.

Ещё Ландо спросил у Ипатова, с чего это в условиях всё того же дефицита бюджета в штате правительства появились кураторы регионов, и вообще, что это за «смотрящие»? Тут Павел Леонидович поразил всех своими обширными знаниями. Он сообщил Александру Соломоновичу, что «смотрящие» – это в уголовном мире. А в правительстве – чиновники с должностными инструкциями и никакого «общака». «Чего это вы нас так опускаете?» – посетовал открывшийся с неожиданной стороны губернатор.

Вопросы следовали один за одним, но прения прекратил депутат Писной, который заметил, что наступило время перерыва, а депутаты всё работают, что не очень правильно, и что пора принимать бюджет, а отношения выяснять в кулуарах, пока не приняты поправки Ландо в регламент. Заинтригованная Писным публика отправилась на перерыв.

Поправки в регламент, точнее их обсуждение, и правда, оказались забавными. Касались они очередного нововведения Александра Ландо, который пестует думский регламент, как собственного ребёнка. Теперь Александр Соломонович раскрывал понятие «депутатской этики».

Закопёрщиком обсуждения выступил Писной, который сообщил, что помимо оскорбительных слов, которые теперь в думе недопустимы, могут случиться и оскорбительные жесты. И предложил продемонстрировать их с десяток. Ольга Алимова приняла поправки на свой счёт и напомнила, что регламент редактируется на каждом думском заседании. Александр Соломонович отбивался очень уверенно и в конце концов победил. Документ, как и все остальные, приняли большинством голосов.

Где планы, а где реальность

Ближе к финалу основной части заседания (есть ещё и правительственный час, на котором уставшие депутаты не очень внимательны) обсуждали прогнозный план приватизации госимущества на 2010 год. Докладчику министру-председателю комитета по управлению имуществом Александру Бовтунову вопросов досталось больше, чем кому-либо. Впрочем, соответчиком у Александра Викторовича был Павел Ипатов.

Все вопросы в основном касались одного: почему заявленная изначально сумма в 800 миллионов рублей, которую планировалось выручить от продажи госимущества, сократилась до 110 миллионов, которую записали в бюджет. Более того, и этих денег пока никто не видел, в бюджет поступило пока только 35 миллионов рублей. И почему нельзя было изначально правильно определить цену вопроса.

Александр Бовтунов сказал, что планы и реальность – это разные вещи. И что некоторые обстоятельства не позволяют реализовать планы. На вопросы Александр Викторович отвечал коротко, но не конкретно. А Павел Ипатов в ходе обсуждения сообщил, что изначально от приватизации областного имущества ждать было нечего, потому что область распродали ещё до 2005 года всяким пипиям, что Бовтунов суперпрофессионал и ничем себя не замарал. Депутаты задали с десяток вопросов, получили на них ответы, которые депутатов не удовлетворили. Короче, дискуссия была долгой, но безрезультатной, и публичной порки Бовтунова не получилось.