Николай Телятников: Всего два ведомства знают реальную экономическую ситуацию в стране

Оценить
Месяц назад завершилось самое крупномасштабное статистическое обследование – Всероссийская перепись населения. На горизонте новое, доселе незнакомое российскому обывателю – перепись экономическая. Обследование состояния малого и среднего бизнеса буде

Месяц назад завершилось самое крупномасштабное статистическое обследование – Всероссийская перепись населения. На горизонте новое, доселе незнакомое российскому обывателю – перепись экономическая. Обследование состояния малого и среднего бизнеса будет проводиться в стране впервые. Об итогах одной и начале другой переписной кампании мы беседуем с руководителем Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области Николаем Телятниковым.

– Николай Борисович, вы проводите не первую перепись в качестве руководителя Саратовской статистики. Поделитесь своими наблюдениями и выводами о Всероссийской переписи населения.

– Нынешняя перепись проводилась спустя восемь лет после последней переписной кампании, хотя по закону о переписи она должна проводиться раз в десять лет. Статкомиссия ООН обратилась ко всем странам мира провести единовременный срез населения, чтобы уточнить численность населения планеты. Россия откликнулась и присоединилась к большинству стран мира, согласившись провести переписную кампанию в 2010 году.

Если говорить об отличительных особенностях переписи 2010 года, то она, на мой взгляд, проходила более квалифицированно с точки зрения отношения к ней населения. У людей настрой был рабочий и был интерес, ответственность. На нашу горячую линию поступило около тысячи звонков с разными вопросами, уточнениями. Правда, было несколько заявлений об отказе участвовать в переписи, написанных как под копирку: мы не хотим, чтобы наши данные попали в ЕС, ООН и НАТО, не хотим переписываться. И такая ересь на двух листах. Хотя мы всем в прессе разъясняли, что вся информация, полученная во время переписной кампании, конфиденциальная. Это оговорено федеральным законом.

– Работа переписчика не только тяжёлая, но временами и опасная. И люди неадекватные встречаются, и собаки могут покусать. Попадали ваши переписчики в такие ситуации в этом году?

– Во время прошлой переписи от собак пострадало несколько человек, в эту перепись 8 человек были покусаны. Причём кусали не уличные псы, а домашние собаки: просто срывались с цепей, даже когда хозяева были дома. Но все переписчики застрахованы, поэтому все пострадавшие получили выплаты.

Федеральное правительство обращалось к главам муниципальных образований с просьбой перед началом переписной кампании навести порядок – восстановить освещение на улицах, в подъездах, отремонтировать лестницы. И всё-таки одна переписчица получила травму: тёмный подъезд, ступенька сломана, женщина оступилась и сломала ногу.

Другая переписчица пострадала, можно сказать, морально. Женщина проводила опрос населения в общежитии. Один нетрезвый гражданин вышел за ней на улицу и начал предлагать свои услуги в любви. У каждого нашего переписчика был свисток, и она вовремя сообразила, стала свистеть. Выбежали жители, скрутили гражданина, вызвали милицию. Потом женщина забрала своё заявление: видимо, человек был нормальный, просто выпил лишнего, расслабился.

– Сколько всего человек было задействовано в переписной кампании? Зарплата соизмерима с трудозатратами?

– Для работы на переписи было привлечено свыше 11 тысяч человек. На тот момент мы были самыми крупными работодателями области. Пусть небольшой срок, но люди работали. Большое внимание мы уделяли студенчеству. На переписи работали 1,2 тысячи студентов. Зарплата переписчика, конечно, несоизмерима с его трудом. Она составляла 5,5 тысяч рублей – это копейки. Некоторые отказывались, когда понимали, что необходимо действительно работать. Это тяжёлый труд – ходить по квартирам, общаться с людьми, а люди бывают разные: кто-то плохо слышит, кто-то не видит, не доверяет.

– Когда же нам ждать итогов переписной кампании – 2010? Уже сейчас можно огласить какие-то результаты?

– Первые итоги переписи мы получим в апреле 2011 года. Это будут данные о численности населения (в том числе о количестве мужчин и женщин) с разбивкой на городское и сельское население. Сегодня, согласно количеству листов, заполненных по форме «Л» («постоянно проживающие на территории области»), в регионе проживает два миллиона 482 тысячи человек. Столько переписных листов было заполнено. Потом, когда пойдёт выверка, возможно, количество изменится, но приблизительно эти цифры будут совпадать.

Я считаю, что не совсем верны цифры по количеству временно находящихся на территории области. Было заполнено 454 листа. Это неверные цифры, мигрантов значительно больше. Просто люди не хотят говорить правду. Начиная с предпоследней переписи и по сей день я и мои коллеги ратуем за то, чтобы ввести закон об обязательности участия в переписи, аналогичный тому, который есть в США. Там за неучастие в переписи штрафуют.

Второй вопрос, который нас волнует, – это правдивость ответов. Сегодня респондент может сказать всё что угодно, а переписчик в переписном листе должен это записать. Не сомневаюсь, что в некоторых листах будут весьма своеобразные записи.

– Как бы вы оценили итоги переписной кампании? Точно все жители Саратовской области попали в анналы истории?

– В принципе перепись прошла нормально, переписали и спецконтингент. Это военные, сотрудники ФСБ, заключённые. Переписывали бомжей – опрашивали тех, кто находился в спецприёмнике в Заводском районе и на вокзале.

Несколько человек пожаловались президенту на то, что к ним не приходил переписчик. Каждый случай мы отдельно проверяли, выезжали, разбирались. Старались ответить на все вопросы, урегулировать все недоразумения и обязательно переписать людей.

– В скором времени саратовским статистикам предстоит провести ещё одну перепись – малого и среднего бизнеса. На что это будет похоже?

– Правильнее будет говорить не «перепись», а «сплошное федеральное наблюдение за деятельностью субъектов малого предпринимательства». Мы уже получили специальные конверты, в которых будут находиться анкеты и конверты с обратным адресом. Эти пакеты мы будем рассылать предпринимателям и ждать от них ответов. Признаться, есть подозрения, что не ото всех получим ответ. Но если предприниматели не будут отвечать почтой, к ним пойдут наши переписчики. На область выделили всего 44 переписчика.

Сроки проведения – второй квартал 2011 года. По нашей области в этом мероприятии должны принять участие 29 тысяч малых и микропредприятий, 46 тысяч индивидуальных предпринимателей всех видов экономической деятельности.

Это новое для статистиков дело – работа по почте. Но будем надеяться, что справимся. Предстоящее сплошное обследование в нашей области обойдётся в 3,6 миллиона рублей.

Кроме этого, внедряется технология интернет-сообщений. Специалисты Росстата разрабатывают систему отчёта по Интернету. Как раз в эту перепись будем испытывать в том числе этот новый метод.

– В чём же основная цель этой переписи? Что государство хочет узнать о малом и среднем бизнесе? Он же и так отчитывается постоянно.

– Основная цель – получить полную, максимально достоверную картину положения малого и среднего предпринимательства в РФ. Это необходимо для определения дальнейших возможностей его развития в качестве приоритетного сектора экономики. Но прежде чем двигаться куда-то, надо посмотреть, сколько у нас всего есть.

Хотя учёт малого и среднего бизнеса ведётся, есть много «мёртвых душ» и однодневок. Поэтому необходимо уточнить и конкретизировать всю имеющуюся картину. Так же, как и при переписи населения, вся информация носит конфиденциальный характер и не подлежит разглашению. Предварительные итоги будут уже к декабрю 2011 года, окончательные – к 1 июля 2012 года.

– О чём же должен будет отчитываться малый бизнес? По тем же вопросам, что и в текущей отчётности, или будут какие-то новшества?

– Основные вопросы совпадают с текущей отчётностью, но исследование проводится намного обширнее. У нас есть две формы статистических наблюдений. Одна форма – для индивидуальных предпринимателей, вторая – для малых предприятий.

Мы спрашиваем у предпринимателей основные сведения: дата регистрации, начало хозяйственной деятельности, сведения об уставном капитале, основные показатели деятельности за 2010 год. Также в анкете есть вопросы об основных средствах – брал ли он их в аренду или располагает своими.

Затрагивается инновационная деятельность. В анкете нужно отметить, имела ли организация в течение 2010 года затраты на следующие типы инвестиций: технологические инновации, маркетинговые инновации и т. д. В общем, должны будут рассказать всё о себе. Если перепись населения – это информация о человеке, то экономическая перепись – о деятельности организации.

– Уже предвидите сложности при проведении сплошного наблюдения? Если даже физические лица не хотят раскрывать о себе всю информацию, что уж говорить о предпринимателях.

– Я думаю, что предприниматели будут побаиваться отвечать по тем пунктам, которые могут коснуться налогообложения. Но хочу ещё раз подчеркнуть, что все данные будут обезличены. Если на какую-то часть вопросов руководитель не ответил, то эти неполные данные также будут учитываться. Например, если он производит 10–12 наименований продуктов, а нам показал 5, то они также будут считаться. Но, возможно, придётся обращаться к предпринимателям повторно, посылать интервьюеров.

Сейчас сложно сказать точно, ведь это новое дело. Надо будет смотреть, сколько придёт ответов, какова будет заполняемость опросных листов. Ведь если будет заполнен один пункт из пяти, то, естественно, мы ничего не получим. Это будет пустая трата времени и денег.

– Сколько времени может занять заполнение такой анкеты?

– Время заполнения анкеты зависит от того, как на предприятии налажен учёт. У всех предпринимателей уже будут иметься годовые данные, поэтому заполнение анкеты не будет затруднительным. Мы отправим бланки в конце декабря – начале января, а отчитаться им будет необходимо до 1 апреля. Государство даёт достаточный срок для отчёта – целый квартал.

– Может ли государство как-то заинтересовать бизнес для участия в наблюдении, простимулировать?

– К сожалению, пока нет никаких механизмов, способных подтолкнуть предпринимателей к участию в переписи. Конечно, можно сказать, что это дело чести каждого. Хотя, мне кажется, можно было бы что-то придумать, как-то поощрить предпринимателей.

С другой стороны, чем полнее, чётче и правдивее информация, собранная в регионе, тем удобнее работать самому бизнесу. Ведь мы будем спрашивать самые обыкновенные вещи, всё в рамках постоянных учётных операций, которые ведут организации.

– Перепись населения – 2010, экономическая перепись – 2011, Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2012 года. Саратовская статистика готова?

– Конечно, статистика готова. Меня настораживает только один момент. Несколько месяцев назад президент сказал, что чиновников надо сокращать. Сразу же пришло письмо, запрещающее принимать на вакантные должности людей, потому что планируется сократить 20 процентов работников, а это большая цифра. Поэтому мы теперь как с обрубленными руками. Люди уходят на пенсию, а я не могу принять человека.

Но думаю, здравый смысл восторжествует, и предстоящие переписи как-то на это повлияют. В России всего два ведомства, которые обладают сведениями о реальной экономической ситуации в стране, – это статистики и налоговики. Люди настроены на работу. Поэтому мы будем делать дело, которое нам поручено.