«Театр особого назначения»: история самого первого ТЮЗа – с надеждой на продолжение

Оценить
«Театр особого назначения»: история самого первого ТЮЗа – с надеждой на продолжение
Юрий Петрович Киселёв
В минувший четверг губернию облетела радостная новость. Федеральный центр дал добро на финансирование строительства Саратовского ТЮЗа. Из государственной казны на долгострой будет выделено 283 миллиона рублей. Этих денег должно хватить на завершение

В минувший четверг губернию облетела радостная новость. Федеральный центр дал добро на финансирование строительства Саратовского ТЮЗа. Из государственной казны на долгострой будет выделено 283 миллиона рублей. Этих денег должно хватить на завершение всех работ. Сдача объекта, как сообщается в ликующих пресс-релизах, запланирована на 2011 год.
Очень хотелось бы верить, что на этом закончатся злоключения гордости Саратова – театра юного зрителя.

«Синяя птица» с оркестром в антрактах

4 октября 1918 года в нашем городе открылся первый в мире профессиональный театр для детей. Зрителей приглашали к пяти часам по новому времени на пьесу в семи картинах. Афиша провозглашала «открытие бесплатного для детей пролетариата и крестьян Советского драматического школьного театра имени вождя рабоче-крестьянской революции Владимира Ильича Ленина». Первым спектаклем стала сказка «Синяя птица» Мориса Метерлинка. В антрактах играл оркестр военной музыки.

Инициатором создания детско-юношеского театра стал начальник саратовского отдела искусств при губисполкоме актёр и режиссёр Дмитрий Бассалыго. В 1917 году этот уроженец Минской губернии был мобилизован в армию и направлен в Саратов. До этого Бассалыго учился в студии Станиславского, играл на сцене Малого театра, работал помощником режиссёра. В 1920 году артист покинул наш город, успев перед этим организовать Высшие государственные мастерские театрального искусства (впоследствии – театральный техникум, театральное училище им. Слонова и в итоге театральный факультет консерватории).

В декабрьском журнале «Художественные известия» за 1918 год сообщалось: «Детским комитетом, сформированным при театре для детей, под председательством тов. Бассалыго поднят вопрос о желательности организации детской драматической студии при театре… Артисты приступили к организации этой студии, имея целью создать такое подразделение, задачей которого явилось бы непосредственное выявление сил и способностей юнцов на сцене».

В апреле 1920 года при театре открылись Высшие государственные мастерские театрального искусства (ВГМТИ). Руководил театром в те годы режиссёр и педагог Абрам Роом. С первых же месяцев учёбы актёры стали давать «показательные» спектакли. Критики тех лет отмечали, что «детские спектакли ВГМТИ привлекают к себе внимание продуманностью художественных решений», «покоряют своим остроумием и яркостью».

Бригада палешан и киевский худрук

За свою 92-летнюю историю детско-юношеский театр работал на разных площадках и с перерывами – правда, были они вынужденными. Несколько раз менялось и его имя. В театр юного зрителя он был переименован в 1930 году.

Осенью этого же года группа ведущих актёров Саратовского ТЮЗа была командирована в Москву на Всероссийские курсы по подготовке работников детских театров. В 1931 году весь творческий коллектив театра ездил на встречу с Ленинградским ТЮЗом, которым руководил выдающийся театральный деятель, основоположник тюзовского движения в стране Александр Брянцев. В августе 1934 года саратовский театр начал свою работу при Государственном театральном техникуме им. Ивана Слонова.

В 1936 году художественным руководителем и директором театра становится режиссёр Александр Соломарский. Один из основателей Киевского ТЮЗа был в 1930 году брошен на помощь детским театрам в другие города, в числе которых оказался и Саратов.

Постоянной прописки у ТЮЗа не было до 1937 года, пока театр не переехал в бывший клуб НКВД, в котором располагается до сих пор. Новое помещение полностью переоборудовали. Стены в фойе расписывали знаменитые палехские мастера. Были придуманы «уголок сказок» с причудливыми аквариумами и сказочными гротами и «зимний сад», в котором стали разводить экзотические растения.

Новый театр открылся 5 мая 1937 года спектаклем Соломарского «Конёк-Горбунок» Петра Ершова. В репертуаре современного театра тоже есть спектакль с таким названием. Поставил его в 2007 году нынешний художественный руководитель ТЮЗа Юрий Ошеров.

С появлением собственного здания педагогическая часть театра начинает налаживать работу по воспитанию зрительской культуры. Организуются творческие диспуты и обсуждения спектаклей в школах и детских домах, проводятся предварительные читки пьес.

В 1939 году Саратовскому ТЮЗу присваивают имя Ленинского комсомола – в честь 20-летия ВЛКСМ. Сам Соломарский получает звание народного артиста.

Вынужденный перерыв в работе театра случился в начале Великой Отечественной войны. С октября 1941-го по ноябрь 1942 года в здании театра был размещён эвакуированный из Москвы художественный театр. Летом 1943 года детский театр открывается вновь. В его труппу входят артисты Калининского, Днепропетровского и Саратовского ТЮЗов. Художественным руководителем вновь организованного театрального коллектива становится молодой режиссёр Юрий Киселёв. И с тех пор у ТЮЗа начинается совсем другая жизнь.

ТЮЗ не роскошь, он – необходимость

Первым спектаклем нового режиссёра стала «Осада Лейдена» по пьесе Исидора Штока. Зрители увидели премьеру 20 февраля 1944 года.

Киселёв был командирован в Саратов после решения комитета по делам искусств при Совете министров СССР о восстановлении детских театров. В итоге остался здесь навсегда. Позднее Киселёв вспоминал:

«В тяжелейшие военные дни меня, назначенного главным режиссёром в Саратовский ТЮЗ, уже на вокзале поразила своим темпераментным заголовком местная молодёжная газета: «Городу нужен ТЮЗ!». Поначалу ни помещения, ни актёров, ни материальных средств, а через полгода сыграли премьеру. Город помогал самым в то время необходимым, когда необходимое было почти недосягаемым. Но без детского театра обойтись не могли. Почему? Да потому что ТЮЗ не роскошь, он – необходимость, насущный духовный хлеб, наше будущее».

В 1944 году при театре открывается студия. Первые студийцы спустя годы обретут почётные звания и заслуженные награды. Это народные артисты СССР Зоя Спирина, Валентина Ермакова, Николай Михеев, заслуженные артисты России Алексей Быстряков, Валентина Немцова и другие.

По итогам Всероссийского смотра театров для детей 1946 года Саратовский ТЮЗ, наряду с Ленинградским и Новосибирским ТЮЗами, признан лучшим детским театром страны.

В 1948 году Вадим Давыдов ставит сказку Сергея Аксакова «Аленький цветочек». Спектакль-долгожитель и по сей день, периодически обновляясь, остаётся в репертуаре театра.

Широкое отечественное признание пришло к ТЮЗу в начале 1950-х, вскоре после премьеры спектакля «Алёша Пешков». Киселёву и группе ведущих актёров была присуждена Сталинская премия.

В 1957 году в Москве на Всероссийском фестивале детских и юношеских театров Саратовскй ТЮЗ вновь отмечен престижным дипломом. Получая его, Киселёв сказал: «Не ради наград и премий мы работаем. Но поддержка и поощрение пришло очень вовремя. Мы рады тому, что наш молодой, в муках рождённый ТЮЗ признан на всех уровнях, в том числе и на государственном. Для нас особым, проникновенным смыслом наполняются слова нашего патриарха Александра Брянцева о театре детства как «театре особого назначения».

В 1967 году за спектакль по пьесе Акулова «Сказ о времени далёком и близком» театр удостоен Государственной премии РСФСР, а в 1969 году награждён орденом «Знак почёта».

В 1970–1980-е годы Киселёв, будучи одним из создателей системы АССИТЕЖ(Международной ассоциации театров для детей и молодёжи) и активно в ней работая, делится богатым режиссёрским опытом, накопленным в Саратовском ТЮЗе, с творческими работниками Кубы (1974–1975-е годы) и Чехословакии (1982 год). В 1979 году ТЮЗ получает приглашение на Международный фестиваль детских и юношеских театров под эгидой АССИТЕЖ в Лионе, где актёры представили спектакль на французском языке.

Этапным в тюзовской истории конца 1980-х годов становится спектакль «Вечный муж» по Фёдору Достоевскому. «Достоевский, – признавался Киселёв, – едва ли не самый близкий нам писатель изо всей русской и мировой литературы. Каждое обращение к нему стимулирует развитие собственных нравственно-философских убеждений и, что самое главное, вызывает искренние душевные порывы и истинные актёрские откровения».

В 1984 году за большие заслуги в развитии театра для детей и юношества и в связи с 70-летием со дня рождения Киселёва награждают орденом Ленина.

Юрий Киселёв руководил ТЮЗом 53 года. Благодаря его таланту театр из простого детско-юношеского со временем превратился в семейный. Эстетический закон художественного руководителя, активно им отстаиваемый, заключался в том, что держать юных зрителей на скудном пайке, то есть отгораживать их от горьких и трудных проблем, ни в коем случае нельзя.

Правда, у Киселёва существовало одно важное но: «Если одна доза лекарств положительно влияет на организм взрослого, то она может нанести непоправимый вред ребёнку и подростку. Лекарства, в сущности, одни и те же и для молодых, и для пожилых. Но не случайно врач так строго следит за дозировкой. То же, я настаиваю на этом, должно происходить и в искусстве, врачующем детскую душу. Неумеренное потребление того горького лекарства, которое иные мои коллеги именуют «наготой правды», способно иссушить и озлобить детскую душу. Без веры в добро человеком стать не дано, это очевидно».

В 1995 году по инициативе маэстро, волновавшегося за проблему художественной и нравственной преемственности тюзовской программы, главным режиссёром был назначен ученик Киселёва Юрий Ошеров, чуть ранее получивший звание народного артиста РФ. В тот же год директором учреждения становится заслуженный работник культуры страны Валерий Райков.

Как режиссёр Ошеров дебютировал в 1972 году в спектакле «Весенние перевёртыши» по повести Владимира Тендрякова.

В декабре 1997 года ТЮЗу было присвоено имя Юрия Киселёва. Именем выдающегося мастера отечественного детского театра называют и часть улицы Первомайской. А через год театр удостаивается почётного звания «Академический».

Спустя 90 лет…

Летом 2003 года в ТЮЗе прошёл Первый открытый фестиваль детских театров Поволжья имени Киселёва «От А до Я». Год спустя культурное учреждение получило приз фонда Ролана Быкова «За верность большому искусству и маленькому зрителю» как лучший детский театр России.

С 2006 года в театре по инициативе театрального критика Олега Лоевского проходит экспериментальный проект – творческая лаборатория по современной драматургии «Четвёртая высота». С тех пор проведено уже шесть лабораторий.

В 2007 году в руководстве театра происходят изменения. Главным режиссёром становится народный артист России Григорий Цинман, Юрий Ошеров занимает пост художественного руководителя.

Спустя 90 лет, в юбилейный творческий сезон театр возвращает в афишу исторический для себя спектакль «Синяя птица».

Через два года Саратовский ТЮЗ награждается литературными премиями имени Самуила Маршака и Антона Чехова за вклад в развитие детской литературы и воспитание подрастающего поколения. Такое решение приняли Московская городская организация Союза писателей России и Союз писателей-переводчиков.

В этом году в Санкт-Петербурге в рамках Седьмого фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» ТЮЗ был удостоен специальной национальной театральной премии за весомый вклад в развитие детского театра в России.

Запылившийся золотой ключик

Завершить материал хотелось бы темой нового ТЮЗа – нашего строительного рекордсмена. Возводить его начали в 1986 году. Деньги на это строительство тратили государственные, региональные и частные. Так, весной 1999 года под лозунгом «Юному зрителю – большой ТЮЗ!» в Саратове проходил телерадиомарафон, на котором собирали средства на новое здание. Во время марафона была организована большая культурная программа, устроенная прямо на строящейся сцене нового ТЮЗа. Зрителям показали спектакли «Золотой ключик» Алексея Толстого и «Привет вам, господа!» Дениса Фонвизина.

В октябре 2003 года в жизни театра произошло знаменательное событие – открытие малой сцены нового ТЮЗа. С тех пор дело достройки здания театра с места практически не сдвинулось.