Мутные волны над жилым фондом: чиновники и строители разыграли сцену в трёх действиях

Оценить
«Регион может лишиться поддержки из центра, губернатор – доверия федерального правительства!»
«Программа по переселению из ветхих домов в Саратовской области находится под угрозой срыва!» Тему поджаривали всю минувшую неделю.

«Регион может лишиться поддержки из центра, губернатор – доверия федерального правительства!»
«Программа по переселению из ветхих домов в Саратовской области находится под угрозой срыва!» Тему поджаривали всю минувшую неделю.

Чиновники и депутаты регионального уровня в комментариях для прессы называли сложившуюся ситуацию «трагедией» и во всём винили администрацию города Саратова. Администрация молчала. Мы попытались разобраться, кому выгоден конфликт. И склоняемся к тому, что самыми подозрительными лицами можно назвать как раз тех, кто громче всех кричал «Держи вора!».

Нужен крайний? Крайний есть!

Муниципалитет оказался в данной ситуации крайним по одной простой причине. Фонд содействия реформированию ЖКХ, как известно, спонсирует регионы по двум направлениям – капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Регионы и муниципалитеты в целях привлечения средств фонда и выполнения федерального закона разрабатывают свои региональные, муниципальные и ведомственные целевые программы по каждому из направлений.

В Саратовской области в части расселения ветхих и аварийных домов, большая часть которых находится в областном центре, весь груз ответственности ложится на плечи муниципальной власти. Именно муниципалитет в рамках ведомственной программы переселения должен приобретать новые квартиры, куда должны переехать жильцы старых аварийных домов.

Невыполнение регионом взятых на себя обязательств по расселению ветхого жилого фонда (в данном случае обязательств администрации Саратова) чревато отзывом уже выделенных из фонда средств (на 2009–2010 годы региону предоставили 1,4 миллиарда рублей) и отказом в дополнительном финансировании. А оно может составить два миллиарда рублей, которые губернатор Павел Ипатов практически выпросил у президента России Дмитрия Медведева, когда тот в сентябре наведывался в Саратовскую область.

Каждый о своём

До конца текущего года муниципалитет должен купить для жильцов аварийных домов 192 квартиры (36 однокомнатных, 123 двухкомнатных и 33 трёхкомнатных). А купил пока только 30.

В министерстве строительства и ЖКХ, ответственном за выполнение программы в целом по региону, убеждают, что городской администрации справиться с поставленной задачей не удастся. И даже объясняют, почему. Вот, например, исполняющий обязанности министра строительства Денис Филиппов на недавней встрече губернатора с главами строительных компаний и руководством саратовской администрации сообщил, что из 22 ожидаемых разрешений на ввод в эксплуатацию построенных домов муниципалитет выдал только 8.

Город признаёт, что действительно несколько затянул с проведением конкурсов. Но только оттого, что саратовская администрация стала более требовательной к застройщикам и к качеству предлагаемого ими жилья, что, конечно, не очень радует представителей строительного сообщества. Повышенные требования администрации к качеству новых многоквартирных домов не одобряют в областном министерстве строительства. Когда на карту поставлены миллиардные объёмы, не так уж важно, в каких условиях будут жить переселенцы из ветхих домов. Главное – продать квартиры на аукционе. Но второй аукцион на покупку квартир для переселенцев назначили на 12 ноября. И он не состоялся.

Хор сотоварищей

«Отмены, переносы, затягивание, административные барьеры – всё это не стимулирует застройщиков иметь дело с мэрией», – заявил в своих комментариях одному из саратовских изданий заместитель председателя правительства области Дмитрий Федотов, курирующий деятельность областного минстроя.

И добавил, что разговоры о наличии большого количества никому не нужного жилья не соответствуют действительности. При этом Дмитрий Александрович решил выступить в роли супергероя, всегда готового прийти на помощь попавшим в беду. «Программа, безусловно, должна быть выполнена. Мы будем вынуждены спасать ситуацию с помощью предоставления городу квартир, построенных в рамках других областных программ», – сказал Федотов, обращаясь ко всем заинтересованным.

Следом к линчеванию городской администрации присоединился известный строитель и депутат областной думы Леонид Писной. Он намекнул на одно возможное решение проблемы – приобретение квартир у единственного поставщика, которого ещё надо найти «в сложившихся условиях войны администрации и строителей».

Срыв аукциона 12 ноября строитель и депутат назвал «трагедией».

Факт, которого не было

На самом деле на 12 ноября никакого второго аукциона на закупку квартир не назначалось. 12 ноября был объявлен администрацией последним днём приёма заявок на второй аукцион. Торги были назначены на 22 ноября. Об этом было известно 21 октября – за месяц до даты проведения аукциона.

Всего, как мы выяснили по опубликованной на сайте администрации конкурсной документации, муниципалитет определил три аукционных дня. Первый аукцион был проведён 19 октября, как раз тогда и были приобретены 30 трёхкомнатных квартир. Основную массу жилых квадратных метров муниципалитету продала Поволжская строительная компания.

На втором аукционе 22 ноября планировалось приобрести 33 однокомнатных, 116 двухкомнатных и одну трёхкомнатную квартиру. Третий аукцион должен состояться 9 декабря. На нём муниципалитет рассчитывает выкупить 12 квартир: три однокомнатных, семь «двушек» и две «трёшки».

«Такая мелкая шинковка (дробление предметов аукциона. – Прим. ред.) объясняется тем, что квартир за те деньги, которые город может тратить на их приобретение (23,5 тысячи рублей за кв. м), не так уж много, – пояснили нам в администрации Саратова. – Ещё меньше тех, кто соглашается по этим ценам квартиры муниципалитету продавать. Мы буквально уговариваем строителей прийти на торги и поучаствовать в них. И в этой работе активно участвуют и Дмитрий Федотов, и Леонид Писной».

Вероятности в теории

В свете этой информации позиция Дмитрия Федотова и Леонида Писного выглядит несколько странно. И этому можно попытаться найти несколько объяснений.

С одной стороны, авторитетное лукавство заявлений о сорванном конкурсе, а также поднявшаяся вокруг этого шумиха, видимо, должны были окончательно дожать саратовскую администрацию, чтобы та пошла на уступки и снова начала закрывать глаза на некоторые недочёты в сдаваемых новостройках.

Косвенно это предположение подтвердил в своём комментарии для «Газеты недели» Леонид Писной. Он сказал, что при тех условиях, в которые строителей ставит федеральный закон № 94 и фонд содействия ЖКХ, дома действительно могут сдаваться с определёнными недоделками. «Все они носят сезонный характер, – уверял нас Леонид Александрович. – Это, например, утепление фасадов, благоустройство придомовой территории и тому подобное».

Проблемы устранения этих недоделок, по словам Писного, должны решаться в конструктивном диалоге между администрацией и строителями. «Если вспомнить прошлый год, то многие строительные компании, чтобы помочь городу вовремя отчитаться перед фондом, вынуждены были работать в авральном режиме последние месяцы года, – напомнил Писной. – Мне, например, пришлось выводить людей на работу даже в новогодние праздники. А сегодня вместо спасибо мы получаем судебные иски».

При этом Леонид Александрович просит не расценивать отказ строительных компаний участвовать в аукционах муниципалитета как шантаж.

Есть и другие версии. Например, и Писной, и Федотов могут быть лично заинтересованы в реальном срыве второго аукциона. Из конкурсной документации по закупке городской администрацией квартир для переселенцев из аварийного жилья видно, что наибольшая масса федеральных денег, на которые муниципалитет приобретает квадратные метры, должна быть поделена именно на втором аукционе. Здесь «разыгрывается» приобретение 150 квартир, причём 116 из них – двухкомнатные.

Как признались в городской администрации, двухкомнатные квартиры – это самое больное место. «С однокомнатными квартирами проблем нет, их достаточно по тем ценам, которые муниципалитет может предложить (750 тысяч рублей. –Прим. ред.)», – сообщили нам. А вот двухкомнатные квартиры за 1325 тысяч ещё нужно поискать.

Леонида Писного, компания которого (ЗАО «Саратовоблжилстрой») в прошлом году чаще всего становилась победителем саратовских муниципальных аукционов, в отличие от других строителей бюджетная цена на квартиры вполне устраивает. И именно он в своих комментариях напоминает о существовании запасного выхода для города в случае срыва аукционов: «приобретение квартир у единственного поставщика».

Однако единственным поставщиком, помимо ЗАО «Саратовоблжилстрой», может стать и казённое предприятие Саратовской области «Государственное жилищное строительство» (КПСО «Госжилстрой»). Эта структура находится в прямом подчинении у Дмитрия Федотова. Есть информация, что именно эта фирма является владельцем большей части двухкомнатных квартир в саратовских новостройках. Поговаривают, что как раз КПСО в конце концов и станет тем «любым поставщиком», с которым город заключит контракт, минуя аукцион.

Закон о государственных закупках разрешает такой вариант. Но для этого надо получить благословение областного комитета по государственным закупкам. Никто не сомневается, что структуре, подчинённой председателю правительства Павлу Ипатову, дорога репутация губернатора Павла Ипатова. И значит, добро на упомянутый вариант не сегодня, так послезавтра саратовской администрации дадут. И переселение состоится. А пресс-служба губернатора сообщит о том, что мудрость первого лица области помогла людям стать новосёлами, исправив ошибки администрации Саратова. Ничего не поделаешь, скоро выборы, и борьба за внимание избирателей началась.

Заместитель председателя правительства области Дмитрий Федотовна вопрос редакции о том, зачем нагнеталась атмосфера вокруг муниципального аукциона по закупке квартир, если законом предусмотрены запасные выходы из сложившегося положения, ответил резким «Достали!».

Но затем, немного подумав, сообщил, что ему в данной ситуации «неправильным кажется одно»:

– Все аукционы по аварийному жилью можно было проводить начиная с июля месяца. Было времени больше, был выбор, никакой суеты не было бы. Но город оказался неготовым к этим аукционам, в отличие от многих других субъектов Российской Федерации.

Сейчас, когда всё это делается в такой пожарной спешке, есть серьёзные опасения, что ничего не получится. Конечно, в рамках 94-го ФЗ приобретение необходимых квартир возможно у единого поставщика, хотя это не очень хорошо. Просто если бы нормально был сформирован аукцион, с нормальной документацией, без отмен, то, возможно, выбор был бы больше. А сейчас выбора практически нет.

Переселение аварийного жилья – это не программа по улучшению жилищных условий. Это программа по спасению людей, живущих в аварийных домах. Вот здесь о чём идёт речь. Неуместно мотивировать задержки тем, что людям в квартирах что-то не нравится. Есть нормы, есть СНиПы. При любом переселении возникают конфликты, кто-то хочет в одном районе жить, кто-то в другом, кто-то на таком этаже, кто-то на другом.

Но переселенцы должны получить то, что им положено по закону. Угодить каждому, переселяя несколько тысяч человек, просто нереально. Есть суды – пожалуйста.

Справочно:

Казённое предприятие Саратовской области (КПСО) «Госжилстрой» было создано по распоряжению губернатора в 2006 году для строительства государственного жилого фонда Саратовской области.

Его учредителем и непосредственным управленцем по закону являлось министерство строительства под руководством Дмитрия Федотова. На предприятие были возложены функции заказчика-застройщика по строительству объектов государственного жилого фонда области.

Финансироваться новое областное государственное предприятие, по первоначальной задумке, должно было за счёт 1,5 процентов от сметы строящегося дома. Редакции неизвестно, как осуществляется финансирование на самом деле. Потому что нового государственного жилого фонда в Саратове нет.

Есть полноценный хозяин жилья (например, многоквартирных домов в микрорайонах посёлка Солнечный), который выставляет их на продажу. Как и когда КПСО сменило профиль, превратившись из застройщика в посредника, который скупает, а потом реализует дома, неизвестно.

Зато, если поднапрячь память, можно вспомнить, что года четыре назад Леонид Писной активно пропагандировал новую схему застройки Саратова, где у КПСО было совсем иное, нежели сейчас, назначение. Суть схемы была в том, что региональное правительство будет покупать у города Саратова ветхие дома, передавать их на баланс КПСО, а те будут расселять жильцов, формировать под домом земельный участок и продавать его инвесторам нового многоэтажного дома за 15 процентов квартир. Получив через своё казённое предприятие этими процентами несколько десятков квартир, правительство заселяет в них жильцов очередного ветхого дома, участок под которым вновь оформляет и продаёт строителям.

Схема не заработала, но можно предположить, что видоизменилась. И участки начали формировать в местах квартальной застройки. Получать за них квартиры и почему-то продавать. Как всё происходит на самом деле, написано в уставе и других документах казённого предприятия, которое по закону должно финансироваться по смете бюджетными деньгами и за долги которого правительство области несёт субсидиарную ответственность.