Депутаты министра не послушали: ключ, которым область заперта от инвесторов, показали журналистам

Оценить
Министру инвестиционной политики Ирине Блохиной не удалось поговорить с депутатами Саратовской областной думы о факторах формирования инвестиционного климата Саратовской области. Депутаты на встречу с министром в минувшую пятницу не пришли.

Министру инвестиционной политики Ирине Блохиной не удалось поговорить с депутатами Саратовской областной думы о факторах формирования инвестиционного климата Саратовской области. Депутаты на встречу с министром в минувшую пятницу не пришли.

Ирина Блохина планировала за круглым столом обсудить реально существующие возможности для укрепления или, скорее, сохранения тех позиций, что сделали Саратовский регион в какой-то степени привлекательным для инвесторов. Необходимость этого разговора министр объяснила просто: согласно прогнозам, бюджет Саратовской области будет дефицитным. А для того, чтобы привлечь капиталовложения извне, региону тоже необходимо кое во что вложиться. Но за неимением депутатов пришлось Ирине Ивановне выступить с монологом на эти темы перед журналистами.

Начала министр с перечисления и описания ключевых факторов, формирующих довольно мягкий инвестиционный климат на территории Саратовской губернии. Земельные отношения, кадровое обеспечение, тарифная политика, инфраструктура и логистика, по словам Блохиной, влияют на уровень конкурентоспособности Саратовской области в борьбе за инвестиции с другими регионами. Но, отмечая сильные стороны региона по каждому из названных факторов, Ирина Ивановна обращала внимание и на те недоработки в них, что создают сначала инвесторам, а потом и самому региону определённые проблемы. Вот, например, сфера ЖКХ и проводимая в ней тарифная политика. По словам Блохиной, именно жилищно-коммунальное хозяйство является ключевым ограничителем в развитии региона.

«Все мы прекрасно знаем, что ЖКХ нуждается в модернизации и правительство реализует ряд мер, чтобы запустить в этой сфере определённые инвестиционные проекты, – отметила министр. – Однако любой проект в данной области рано или поздно поставит вопрос об увеличении тарифов. Инвестор, вкладывая деньги, будет рассчитывать на повышение тарифов как на возможность в более короткие сроки окупить свои вложения. И это палка о двух концах. Для инвестора в области ЖКХ повышение тарифов – момент, конечно, положительный, но для граждан, для бизнеса и в целом для региона крайне негативный».

Например, для компаний в сферах сельского хозяйства, промышленности, строительства, для инвесторов, работающих в данных отраслях, повышение тарифов, скорее всего, обернётся удорожанием их продукции и тех проектов, которые они реализуют.

«Но повышение тарифов противоречит сбалансированной тарифной политике, которая ведётся правительством, – тут же заявила министр. – Твёрдая позиция правительства Саратовской области заключается в том, что тарифы расти не будут».

Выход из данной ситуации, когда возможность увеличивать тарифы выгодна потенциальным инвесторам, но совершенно неприемлема для региона, областное министерство инвестиционной политики видит в разработке механизмов, способных удешевить инвестиционные проекты ЖКХ: «банковские гарантии, возможность структурирования бюджета, с тем чтобы максимально минимизировать те риски, которые инвестор берёт на себя и т. п.».

В вопросах земельных отношений, как сказала Ирина Блохина, министерство за пять лет существования свою работу отладило довольно хорошо. «Любой инвестор, независимо от той отрасли, в которой он работает, обращается к нам, и мы подбираем ему площадку, – отметила Ирина Ивановна. – В рамках решения земельных вопросов мы оказываем инвесторам помощь и в плане согласования инженерных коммуникаций».

Однако именно в сфере земельных отношений, по словам Блохиной, есть довольно серьёзные проблемы, в решении которых как раз и требуется участие депутатов областной думы.

«Далеко не все инвестиционные площадки, которые мы предлагаем инвесторам, до конца сформированы, – пояснила министр. – По существующему законодательству, если право на землю не разграничено, то в силу 131-го ФЗ за формирование земельных участков, учёт, предоставление отвечают органы местного самоуправления. Но у органов МСУ не всегда хватает сил, бюджетных ресурсов и других возможностей формировать уже готовые инвестиционные площадки. Чаще всего все вопросы здесь упираются именно во время и в дефицит бюджета».

Раньше, как сказала министр, «в жирные годы», регион справлялся с проблемой предоставлением инвесторам различных преференций. То есть многие земельные вопросы инвесторы готовы были решать самостоятельно, в обмен, например, на налоговые льготы.

«А что мы будем делать в условиях дефицита бюджета, который прогнозируется на 2011 год? Какие варианты существуют, чтобы не только не растерять инвестиционный потенциал, не утратить уже занятых регионом позиций, но ещё и усилить привлекательность региона для инвесторов? – задала журналистам риторический в данном случае вопрос министр Блохина. – Я надеялась, что именно об этом мы подискутируем с депутатами. Думала, что, может быть, нащупаем какие-то оптимальные варианты решения».