Спрос на ГЛОНАСС будет принудительным: дополнительное преимущество для владельцев телефонов или их новая головная боль?

Оценить
Российское правительство готово буквально принудить население страны пользоваться отечественной навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС. Разговоры о том, что к концу 2012 года рынок будет завален устройствами, работающими с ГЛОНАСС, уже сегодня на

Российское правительство готово буквально принудить население страны пользоваться отечественной навигационной спутниковой системой ГЛОНАСС. Разговоры о том, что к концу 2012 года рынок будет завален устройствами, работающими с ГЛОНАСС, уже сегодня начинают воплощаться в реальность.

Во всяком случае зарубежным производителям мобильных телефонов не так давно намекнули, что пора активней в своём производстве использовать модули ГЛОНАСС. Так как в скором времени устройства, поддерживающие исключительноGPS, будут облагаться 25-процентной таможенной пошлиной.

С устройств, поддерживающих сразу две системы навигации – российскую ГЛОНАСС и американскую GPS, – таможенные пошлины взиматься не будут, успокоили в правительстве. И добавили, что введение подобных мер «не принуждение, а мотивация». Просто, видимо, иначе развивать национальную спутниковую навигацию не удаётся.

Пока приёмниками ГЛОНАСС в принудительном порядке оснащается весь общественный транспорт крупных городов России. Для этого была запущена даже федеральная система мониторинга транспорта «Эра ГЛОНАСС», в рамках которой навигационные передатчики, подключённые к спутниковой системе ГЛОНАСС, устанавливаются на весь общественный транспорт, служебные машины ГИБДД, МЧС и других структур. Саратовский регион в этом случае не исключение.

По словам Андрея Чудина, гендиректора ОАО «Центральная диспетчерская служба», которое сегодня выполняет функции регионального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности при министерстве транспорта Саратовской области, на муниципальный транспорт терминалы ГЛОНАСС устанавливаются в обязательном порядке, на коммерческий – в рекомендованном.

В беседе с корреспондентом «Газеты недели» Андрей Геннадьевич сообщил, что саратовский транспорт оснащается двухсистемными приборами, принимающими сигналы как спутников ГЛОНАСС, так и спутников GPS. «Ориентированы наши приборы, конечно, прежде всего на российскую навигационную систему, – поясняет Чудин. – Но в случае, когда сигнал ГЛОНАСС по каким-то причинам не доступен, приёмник переключается наGPS. Это удобно тем, что связь (картинка) получается стопроцентной».

Андрей Геннадьевич отметил, что практически беспрерывная связь со спутниками двухсистемных терминалов – главное их преимущество перед любым моноприёмником. Хотя, по его же признанию, с навигаторами, поддерживающими лишь систему ГЛОНАСС, ему лично работать не приходилось. «Насколько мне известно, такие приёмники есть пока только в проекте», – поделился сомнениями Андрей Чудин.

Действительно, российские ГЛОНАСС-навигаторы пока находятся в стадии доведения до ума. Они значительно уступают западным аналогам по компактности и энергоёмкости. Нет ещё и пригодных для установки в мобильные телефоны навигационных чипов с поддержкой российской навигационной системы.

Продавцы мобильных телефонов отмечают, что сейчас чипы ГЛОНАСС имеют гораздо большие размеры, чем чипы GPS, и они потребляют больше энергии. Для примера: в среднем телефону (смартфону) достаточно одной подзарядки в сутки. При включённом GPS такой аппарат будет работать половину суток, а при включённом ГЛОНАСС аккумулятор разрядится за несколько часов.

Кроме того, для приёма сигнала от системы ГЛОНАСС, по словам специалистов, нужна антенна, размеры которой существенно больше, чем размеры антенны для приёма сигнала GPS. Именно эти недостатки и не позволяют пока использовать ГЛОНАСС в мобильных телефонах.

Однако конструкторы российской микроэлектроники утверждают, что ГЛОНАСС-приёмники, которые могут быть использованы в мобильных устройствах, появятся уже в следующем году. Это будут миниатюрные двухсистемные ГЛОНАСС/GPS-чипсеты, удовлетворяющие всем потребностям рынка мобильных устройств.

Владимир Евтушенков, председатель совета директоров АФК «Система» (контролирует созданную вместе с Роскосмосом компанию «Навигационно-информационные системы» (НИС) – федерального оператора системы ГЛОНАСС), считает, что именно 2011 год должен стать годом массового производства оборудования ГЛОНАСС в России. По его словам, опытные образцы приёмников сигналов российской навигационной системы появятся уже до конца года.

«Нами проведены беседы практически со всеми поставщиками подобной аппаратуры, такими как Nokia, Siemens, Motorola. Они понимают прекрасно, что мы всё равно закроем рынок для аппаратуры, которая будет без чипа ГЛОНАСС, – отметил он. – Американцы точно так же защитили в своё время свой рынок, когда переходили на GPS».

Операторы сотовой связи со своей стороны не видят никаких проблем во внедрении ГЛОНАСС. В комментарии «Газете недели» представители одного из операторов заявили, что «поддержка навигационной системы ГЛОНАСС станет дополнительным преимуществом для пользователей мобильных телефонов». «На качестве связи дополнительный чипсет в мобильном аппарате никак не скажется. Система ГЛОНАСС, так же как и GPS, влияет только на потребление интернет-трафика. А сейчас мы наблюдаем, что при росте популярности мобильного Интернета снижается его стоимость. То есть это не особенно отразится и на расходах потребителей», – сообщили нам.