Трудоёмко, затратно, хлопотно: мобильных операторов хотят привлечь к борьбе с ворами

Оценить
Кражи мобильных телефонов могут потерять смысл. Российские законодатели возвращаются к идее обязать операторов сотовой связи блокировать похищенные мобильники. С законодательной инициативой в Государственную думу обратилась городская дума Москвы.

Кражи мобильных телефонов могут потерять смысл. Российские законодатели возвращаются к идее обязать операторов сотовой связи блокировать похищенные мобильники. С законодательной инициативой в Государственную думу обратилась городская дума Москвы.

В основу законопроекта положена практическая возможность идентификации мобильных аппаратов по уникальному серийному номеру – IMEI. Другими словами, местонахождение любого телефона (в данном случае похищенного) можно определить с помощью заводского электронного идентификатора, вшитого в каждый аппарат.

К работе над этим законопроектом подключены структуры ГУВД. Однако первичным в данном вопросе остаётся мнение операторов, ведь это их биллинг (систему контроля и управления оплаты мобильных счетов) собираются использовать для определения украденных аппаратов. Два года назад (когда аналогичный законопроект в Госдуму вносил госсовет Татарстана) крупнейшие операторы сотовой связи выступили против этой инициативы, назвав её слишком затратной. И теперь они весьма осторожно высказываются о новом законопроекте.

Один краденый на сотню купленных

В комментарии «Газете недели» специалист по связям с общественностью «МТС Поволжье» Екатерина Карповасообщила, что компания «Мобильные ТелеСистемы» внимательно следит за законодательной деятельностью по вопросу IMEI-контроля как на федеральном уровне, так и в отдельных субъектах РФ. Безуспешность предыдущих попыток введения такого контроля, по её словам, прежде всего связана с «недоказанной эффективностью» реализации этой идеи в российских условиях.

«В России, в отличие от западных стран, действует большое количество «серых» аппаратов, у которых IMEI либо одинаковый, либо «нулевой», – поясняют в пресс-службе МТС. – И если обсуждаемый законопроект будет принят, то непонятно, что делать с этими телефонами. Ведь блокируя один IMEI-номер, мы можем заблокировать сотни абонентов по всей стране, при этом краденым будет только один телефон».

По словам Екатерины Карповой, в настоящий момент IMEI-номер в большинстве моделей аппаратов абсолютно никак и ничем не защищён от смены. То есть при наличии специального программного обеспечения, которое сегодня доступно для свободного скачивания из Интернета, этот номер можно легко «перешить».

При этом, как отмечает наша собеседница, стоимость оборудования, которое позволит отслеживать IMEI, достаточно высока, и далеко не все операторы (в первую очередь региональные) смогут позволить себе оперативную установку такого оборудования. «Законопроект будет иметь эффект только при строгом соблюдении условий всеми игроками рынка», – заявила Екатерина Карпова.

Проследить преступную активность с помощью IMEI-контроля очень сложно, а для оператора такая «слежка» обернётся необходимостью дополнительных инвестиций и повышением экономических издержек при неоднозначном эффекте. «Придётся разрабатывать и внедрять платформы, которые должны отслеживать и блокировать IMEI-номер, решать проблему с абонентами, использующими аппараты с одинаковыми IMEI, и прочее. То есть фактически проблема с кражей телефонов не решится, просто поменяются её основные параметры», – отмечает пресс-служба «Мобильных ТелеСистем».

Требуется запрет на «серые»

С этим мнением практически полностью согласен и директор саратовского филиала ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») Андрей Коробейников.Он отметил, что его компания готова принять участие в обсуждении данной законодательной инициативы и что технически блокировка телефона по IMEI-коду действительно возможна.

«Но в тоже время существуют определённые сложности IMEI-контроля», – заявил наш собеседник. Он тоже обратил наше внимание на большое количество «серых» телефонов на рынке: «По данным нашей компании, IMEI может дублироваться до нескольких тысяч раз в сети одного оператора в одном филиале». То есть в Билайне тоже говорят о том, что в случае блокирования одного IMEI без связи окажутся «в том числе и добросовестные покупатели мобильных телефонов».

В целом оценить возможности реализации подобного проекта на территории России, по словам Коробейникова, можно лишь после получения деталей проекта законодателей. Но сейчас в компании считают, что облегчить борьбу с кражами мобильников могла бы борьба с «клонированными» («серыми») телефонами, то есть запрет на их ввоз и продажу.

Три десятка запросов по каждой краже

В компании «МегаФон» и вовсе считают идею IMEI-контроля «невозможной для реализации». По словам менеджера по связям с общественностью саратовского регионального отделения Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Ольги Макеевой, для такого контроля необходимо выполнение последовательности действий:

«Во-первых, необходимо заявление собственника похищенного абонентского устройства, которое подаётся в правоохранительные органы.

Во-вторых, при рассмотрении заявления милицией должно быть установлено наличие права собственности заявителя на похищенный телефон и определён его номер IMEI. А много ли абонентов имеют документы, подтверждающие право собственности на телефон, и помнят IMEI?

В-третьих, правоохранительными органами осуществляется необходимый комплекс организационных мероприятий по составлению, ведению и управлению единой для РФ базы данных IMEI. Поэтому подобные изменения потребуют дополнительного финансирования для разработки (закупки) такого рода баз данных для органов внутренних дел по всей стране.

И в-четвёртых, при внесении в базу данных IMEI-номера правоохранительный орган направляет всем операторам связи (а не только большой тройке) запрос с целью выявления обслуживания абонентского устройства с IMEI-номером. Таким образом, при каждом обращении о краже телефона милиционер будет направлять более трёх десятков запросов».

Остаётся неясным МегаФону и порядок реализации операторами связи меры по блокированию телефона.

«Возможность оказания услуг подвижной радиотелефонной связи неразрывно связана с таким идентификатором, как сим-карта, а не с пользовательским оборудованием, а также с выделением клиенту абонентского номера, однозначно определяющего оконечный элемент сети связи, но не вид (модель, серийный номер и т. п.) оборудования, используемого в качестве пользовательского», – отмечает Ольга Макеева.

Между тем в Украине эффективность IMEI-контроля уже доказана. Здесь с 2009 года введена обязательная регистрация IMEI-кодов всех мобильных аппаратов. А на ввоз мобильных телефонов необходимо сначала получить разрешение Украинского государственного центра радиочастот. «Серые» телефоны, не вошедшие в общую базу данных, не обслуживаются ни одним украинским оператором.