Полина Дашкова: Угадывать, кто убийца, это так скучно!
Полина Дашкова, одна из самых известных современных российских писательниц, в конце октября приехала в Саратов, чтобы встретиться с читателями и журналистами.
Откуда я беру сюжеты для книг? Самый короткий и честный ответ: я их выдумываю. Взять их просто неоткуда. Вот прототипы у некоторых моих героев имеются, но, как правило, это собирательные образы. Существуют такие люди-символы, например есть типичные гламурные персонажи, успешные политики или типичные чиновники. Про таких говорю: «он очень персонажен».
Когда я пишу, то не думаю, что читатель должен угадать, кто убийца. Это так скучно! Я просто пишу историю, которую придумала и хочу рассказать, чтобы ответить на какие-то серьёзные для меня вопросы, касающиеся человеческой психологии, истории и т. д.
Ходит миф, что я переписывалась с заключёнными. Расскажу. В юности я работала в журнале «Сельская молодёжь», в отделе литературы. Тогда огромное количество людей занимались литературным творчеством, они отправляли свои стихи и прозу в редакции. Положено было на каждую рукопись писать ответ, отзыв, чем и занимался литконсультант, то есть я. Процент пишущих среди заключённых был высок, иногда попадались любопытные характеры, и вот один человек меня заинтересовал – нетривиально мыслил. Мне стало интересно, по какой статье попал в тюрьму. Когда он ответил, что сидит за групповое изнасилование, он перестал быть мне интересен и переписка прекратилась.
Меня называют мастером социальной прозы, но я не знаю, что это такое. Литература не та область, в которой есть конкуренция. Хорошая книжка пишется долго, а читается очень быстро. Человек, прочитавший хорошую книжку, – это потенциальный читатель. А после трёх-четырёх плохих книг он может перестать читать вообще. Потому постоянная ошибка издателей – выпускать серии. Например, есть серия «Детектив глазами женщины»: два-три брендовых автора, а к ним – как вагончики к паровозу, абы кого. Вот и погорела эта серия, потому что люди быстро раскусили обманку.
У меня обострённое чувство языка и текста. Не могу читать то, что плохо написано, что коробит. Поэтому предпочитаю проверенные тексты – Бунина, Набокова. Сейчас моя младшая дочь Даша читает перед сном «Дар» Набокова. Надо сказать, что у нас в семье была традиция – читать перед сном. «Дар» – мой любимый роман, я знаю его наизусть, и, читая дочери, почувствовала почти физическое удовольствие от этого текста! Есть такие вечные книги – «Капитанская дочка» или «Мёртвые души», – их можно открыть с любого места. Последние несколько лет я читаю огромное количество мемуаров, исторических документов, потому что сейчас пишу исторический роман. На чтение современной литературы не хватает ни времени, ни сил. Для меня большой писатель – Людмила Улицкая. Это мАстерская, глубокая проза, то, что останется. Считаю Сергея Лукьяненко лучшим в своём жанре.
Последнее моё сильное литературное впечатление – роман Нарокова «Мнимое величие». Читала впервые, ничего не знала об этом писателе. Он эмигрант, отсидел в России и умудрился сбежать после войны. Этот роман о 37-м годе. Нароков почти не переиздавался у нас, и я сейчас хочу убедить издателей издать. Это очень сильный роман!
Не считаю, что в России стали меньше читать. Во все времена нас за это упрекали. Я смотрю на друзей своих дочерей – читают они! Всегда в классе есть те, кто никогда не читает и не будет, и те, кто не может жить без книжки. Соотношение всегда примерно одинаковое. Вот Англия – страна вообще не читающая! Германия – читает, но у них сейчас спад, как у нас, тиражи падают у всех.
Московская публика достаточно пресыщена. А приедешь в Воронеж, в Ростов или к вам в Саратов и понимаешь, что люди живые, что они читают, думают, им интересно жить. И уходит это ощущение, что никто ничего не читает, что всё плохо... Кстати, саратовские журналисты производят на меня очень приятное впечатление, очень профессионально работают. Ни одного глупого, хамского, бестактного вопроса!