Украл? В тюрьму! К ответственности за расхищение энгельсской агрофирмы привлечены не все…

Оценить
Громкое дело о рейдерском захвате ОАО «Агрофирма «Энгельсская», разворачивавшееся на протяжении последних двух лет, сегодня, казалось бы, подошло к своему логическому завершению. Мошенники выявлены и наказаны. Фирма хоть и без имущества, но вернулась

Громкое дело о рейдерском захвате ОАО «Агрофирма «Энгельсская», разворачивавшееся на протяжении последних двух лет, сегодня, казалось бы, подошло к своему логическому завершению. Мошенники выявлены и наказаны. Фирма хоть и без имущества, но вернулась к своим законным владельцам. Однако… не всё так просто и однозначно. И точку в этом деле ставить рано.

Обо всех перипетиях, происходивших с агрофирмой «Энгельсская» в последние годы, сложно рассказывать коротко. Но напомнить основные вехи минувших событий всё же необходимо.

ОАО «Агрофирма «Энгельсская», в прошлом энгельсский «Горплодовощторг», имело славу стабильно работающего и даже процветающего предприятия. В собственности компании значились сельскохозяйственный рынок, 16 магазинов, два овощных склада. Всё время своего существования (свыше 30 лет) это предприятие занимается закупкой, хранением и реализацией овощной и другой сельскохозяйственной продукции. Баснословной прибыли не получает, но доход имеет стабильный.

Агрофирма «Энгельсская» – одно из немногих предприятий, которое в процессе всеобщей приватизации в «лихие 90-е» так и не попало в одни частные руки. В ноябре 1991 года коллектив выкупил имущество у муниципалитета.

Но буквально два года назад ситуация стала, что называется, исправляться. Началось с того, что в июле 2008 года акционеров ОАО «Агрофирма «Энгельсская» созвали на внеочередное собрание, где рассматривался вопрос о смещении с должности действующего директора предприятия Николая Моцного и замещении его неким Романом Романовым. При этом утвердили Моцного, который к тому моменту уже более 20 лет возглавлял фирму, месяцем ранее, на таком же собрании акционеров.

Самого Николая Васильевича в июле, на момент проведения того рокового собрания акционеров, даже не было в городе: он отбыл в отпуск. Да и многие другие акционеры на собрании не присутствовали. Однако кандидатуру Романова на пост генерального директора каким-то чудом всё же утвердили, предъявив, как потом выяснится, поддельные доверенности и голоса отсутствующих участников общества.

Не успев усесться в директорское кресло, Романов распродаёт имущество агрофирмы. Уже в сентябре 2008 года собственниками 95 процентов активов предприятия становятся третьи лица. Причём лица хоть и третьи, но отнюдь не чужие агрофирме. Одной из собственниц имущества предприятия становится, например, главный бухгалтер ОАО Нина Шигаева, другой – мать гендиректора Романова.

Организовать столь скорую продажу имущества агрофирмы «Энгельсская» Роман Романов вряд ли смог бы в одиночку. Ему, конечно, помогли. Причём помощь исходила от довольно влиятельных в Энгельсе людей. Одним из таких помощников стал Юрий Сулян – личность, широко известная в узких кругах, в том числе и криминальных. Он в своё время занимал должность заместителя председателя энгельсского комитета по имуществу. Родственники Суляна, кстати, тоже стали собственниками части имущества агрофирмы. Известно, что на сестру бывшего заместителя председателя городского комитета имущества было оформлено 25 процентов активов компании.

Замешанными в разделе ОАО «Агрофирма «Энгельсская» оказались и правоохранительные органы. Точнее, действующие сотрудники силовых структур. Они вообще принимали очень активное участие в этой дурно пахнущей истории. Например, когда смещённый с должности директора Николай Моцный взялся отвоёвывать своё предприятие через суды, его пытались привлечь к уголовной ответственности по самым разным поводам. То вдруг у него в машине обнаруживаются пистолет со стреляной гильзой, то в туалете его офиса отыскивается героин. Дела эти довольно быстро разваливаются, за неимением явных улик против Моцного. Тогда в ход идут открытые угрозы: анонимные телефонные звонки не раз предупреждали Николая Васильевича, что вести ему себя нужно «правильно», иначе, мол, пострадает не только он, но и вся его семья.

На текущий день в судах уже доказана вина и Романова (по ст. 159-й – «Мошенничество», 160-й – «Присвоение и растрата»), и Суляна (ст. 159-я и 210-я – «Организация преступного сообщества»). Оба сейчас находятся в местах лишения свободы. В отношении главного бухгалтера агрофирмы Нины Шигаевой возбуждено уголовное дело по статье 160-й.

Уже отбывающие своё наказание мошенники в ходе следствия указали на содействие захвату и участие в переделе ОАО «Агрофирма «Энгельсская» офицеров-силовиков по фамилиям Мазюк и Рябов. Но не дошли у правоохранительных органов руки до крышевавших рейдерский захват подполковников. Известно, что они продолжают исполнять свои служебные обязанности в структуре органов госбезопасности.

Вместе с тем, согласно показаниям других членов рейдерской группировки, бывшая жена Мазюка якобы получила четверть имущества ОАО «Агрофирма «Энгельсская», да и Рябов, судя по тем же показаниям, оформил на своего человека Вадима Прохницкого свою часть поделённых активов предприятия.

Таким образом, в захвате и переделе имущества агрофирмы «Энгельсская» участвовали как минимум пять человек. При этом реальные сроки получили только двое – организатор Сулян и исполнитель Романов. Вина третьего участника – главбуха Шигаевой – пока не доказана, но она хотя бы находится под следствием. А вот грозит ли что-нибудь Мазюку и Рябову? Или участие в дележе ворованного не влечёт участия в распределении ответственности за воровство?