Откликнулось не так, как аукнулось: дискуссия о поправках в Трудовой кодекс зашла в тупик
Работодатели и профсоюзные деятели по всей стране в шоке. Глава комитета по рынку труда и кадровым стратегиям Российского союза промышленников и предпринимателей, президент компании «Онэксим» Михаил Прохоров вынес на публику предложения по поправкам в Трудовой кодекс. В частности, предлагается узаконить 60-часовую рабочую неделю вместо нынешней 40-часовой. В конце минувшей недели федеральные чиновники начали объяснять журналистам суть этих поправок в Трудовой кодекс.
Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Иван Шкловец считает, что разговоры о 60-часовой рабочей неделе не следует воспринимать катастрофой.
Шкловец признаётся, что сам документ его ведомство пока не получало, но он достаточно информирован о поправках. По его мнению, речь в поправках о 60-часовой рабочей неделе идёт о том, чтобы увеличить время работы для совместителей. Сегодня закон не позволяет специалисту работать у одного работодателя более 40 часов в неделю. При этом на основной работе и работе по совместительству сотрудник может трудиться в общей сложности 60 часов. Поправки предлагают разрешить работнику «совмещаться» и работать 60 часов на одного работодателя.
Пока объяснения и разъяснения сверху спускаются вниз, работодатели на местах выражают категорическое несогласие с «антисоциальными» предложением по увеличению рабочего времени.
Михаил Ткаченко, председатель Федерации профсоюзных организаций Саратовской области:
ТРЁХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ НЕ ПРОПУСТИТ
– Великий экономист Михаил Прохоров на всю страну заявил: надо работать по 60 часов в неделю. Получается, по 10–12 часов в день? Мы семью не должны видеть? Это же надо сделать такое заявление! При этом надеяться на то, что такие предложения пройдут и будут приняты, не надо. У нас в стране есть российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Если одна сторона с чем-то не согласна, то по Конституции изменения никогда в Трудовой кодекс не будут внесены.
Максим Фатеев, председатель Союза работодателей и товаропроизводителей Саратовской области:
ПРОХОРОВУ НАДО СПУСТИТЬСЯ НА ЗЕМЛЮ
– Две российские революции начинались с того, что народ требовал сокращения рабочего времени. Поэтому сегодня, я считаю, во-первых, такие предложения вносить несвоевременно. Во-вторых, мне вообще не понятна инициатива Прохорова об увеличении рабочего времени. В рамках трудового договора работодатель и наёмный работник и при существующем Трудовом кодексе могут договариваться о компенсации за дополнительное рабочее время.
Я думаю, что это популистское заявление, причём не очень продуманное. Лично я – сторонник европейской модели формирования отношений между работодателем и работником. А Прохоров – американист. В Соединённых Штатах, действительно, существующий закон в большей степени на стороне работодателя. Утром с тобой могут встретиться, улыбнуться, спросить «Как дела?» и сказать «Ты уволен».
Существующие в странах Западной и Восточной Европы ценности профсоюзного движения, ценности защиты труда нам намного ближе. Прохорову надо спуститься на землю, съехать на лыжах с Куршевеля и жить проблемами России.
Сергей Канчер, генеральный директор ЗАО «Стройматериалы. Энгельсский кирпичный завод»:
ЭТОТ САМЫЙ ПРОСТОЙ ПУТЬ ДАСТ БОЛЬШЕ НЕГАТИВНОГО
– Я лично считаю, что рабочее время увеличивать бессмысленно. Надо научиться укладываться в существующие возможности. Увеличение рабочего времени принципиально ни к чему не приведёт. В то время как необходимо развиваться инновационно, технологически, мы решили пойти самым простым путём. Увеличим рабочее время – улучшим ситуацию на два процента. Была зарплата 1000 рублей, а будет 1020 рублей. Большая разница? Поэтому я не вижу смысла в этом изменении: здесь будет больше негативного, чем положительного.
Евгений Резник, генеральный директор ОАО «СЭПО»:
НАДО ЗНАТЬ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
– Считаю, что предложение об увеличении рабочего дня – самый натуральный абсурд. Это заявил человек, который, можно сказать, никогда не работал в реальном секторе экономики. Я понимаю, что клерк может просидеть в кресле с красивой секретаршей, с чашкой чая или рюмкой коньяка и 12, и 16 часов. Но токарю простоять у станка 12 часов нереально. Есть две стороны – работник и работодатель. Всегда можно сесть за стол переговоров. Работодатели всегда пойдут навстречу, чтобы сохранить и производство для последующих поколений, и традиции, заложенные предыдущими поколениями.
***
О профпригодности профдеятелей
В минувшую среду обнародована позиция и самого возмутителя спокойствия. В своём «Живом журнале» Михаил Прохоров удивился тому, что «в коем-то веке комитет РСПП подготовил предметные поправки в пользу трудящихся, и, как говорится, «за что боролись, на то и напоролись».
По мнению олигарха Прохорова, среди профсоюзных деятелей «специалистов, понимающих предмет», совсем немного. Поэтому миллиардер запланировал организовать для профдеятелей изучение Трудового кодекса с последующей выдачей документа на профпригодность.
***
Облегчить жизнь работодателю
Кроме 60-часовой недели, комитет по рынку труда и кадровым стратегиям РСПП также настаивает на предоставлении оплачиваемого отпуска на время учёбы только тем работникам, которых работодатель сам направил на обучение. Проект поправок предусматривает возможность работодателей заключать срочные договоры на два-три месяца со студентами и пенсионерами.
Помимо этого, поправки могут облегчить жизнь работодателю, позволяя прекратить отношения с работником «по причинам экономического характера» с предупреждением об этом всего за месяц до расторжения договора. Сейчас предупреждать надлежит за два месяца.