Надежда Пучкова: Хотите весело жить? Идите работать в школу
Гость рубрики – Надежда Пучкова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории лицея № 2, лауреат конкурса «Учитель года – 2007».
В детстве у меня было три мечты. Я хотела стать либо актрисой, либо врачом, либо учителем. Но так или иначе, было желание обязательно связать свою работу с детьми. Если актрисой, то в детском театре, если врачом, то педиатром. Но актёрством я переболела ещё в детстве. Теперь я это выражаю в своей нынешней профессии. Относительно врачевания я понимала, что химия, биология – это не моё. А к 6-му классу твёрдо решила стать учителем. Когда я поступила на 1-й курс СГУ, в самый первый день у нас состоялась творческая встреча с известным учителем Ильиным. Он тогда сказал фразу, которая запомнилась мне на всю жизнь, о том, что учитель содержит в себе три составляющие: учитель – это профессионал, учитель – это врач и учитель – это актёр. В тот момент я поняла, что сделала правильный выбор.
В школе один день не похож на другой. Школа – живой организм. Это детские души, которые не позволяют ни скучать, ни расслабляться. Мы постоянно что-то придумываем, участвуем в конференциях, ходим в театры, устраиваем творческие вечера, для которых я пишу сценарии, стихи. Ещё когда я сама училась в школе, наша учительница немецкого языка в начале урока часто спрашивала нас: «Хотите весело жить?» Мы, конечно, хором кричали: «Да, хотим!» «Тогда идите работать в школу, и вам каждый день будет весело», – говорила она.
До сих пор удивляюсь тому, как действует на меня атмосфера урока. Бывает, что плохо себя чувствуешь, голова болит, заползаешь в класс, начинаешь урок – и вдруг всё проходит! И вместо запланированных шести проводишь незапланированные десять уроков. Эта работа помогает забыться. Если ты настоящий профессионал, то на уроке отключаешься от внешнего мира, все проблемы уходят на второй план. Сказать, что у учителя ненормированный рабочий день, это ничего не сказать. Постоянные бессонные ночи, нехватка времени. Я себе не принадлежу. И тем не менее, ни дня не могу без работы.
На первый взгляд, работа учителя заключается в том, чтобы учить, учить и учить. Но чем больше работаешь, тем больше понимаешь, что этого мало. За свои 17 лет работы в школе я поняла, что главное – постараться увидеть и воспитать в ребёнке личность, помочь ему реализоваться, помочь поверить во что-то. И если будет существовать это взаимопонимание между учителем и учеником, если будет что-то большее, чем просто рамки урока, то, думаю, можно сказать, я свою задачу выполняю правильно.
Ученики помнят меня, даже когда покидают школу.Это самая большая награда, какая только может быть на свете. Мои выпускники семилетней давности каждый год приходят ко мне домой, и мы замечательно проводим время, вспоминаем прошлое, обсуждаем настоящее и будущее. Они все уже окончили вузы. Одна девочка защитила кандидатскую и теперь тоже работает в нашей школе учителем химии.
Сейчас у учителей очень много бумажной работы. На это уходит уйма времени и сил. Век компьютерных технологий не облегчил, а осложнил наш труд. Даже встаёт вопрос, как бы за этими бумагами не забыть о самом главном – о детях. Важно правильно расставить приоритеты. И всё успевать. А для этого нужно полностью отдаваться работе.
Чтобы постоянно совершенствовать учеников, необходимо начинать с себя, совершенствоваться самой. Учитель должен постоянно побуждать детей на что-то. И помнить, что если ему это интересно, то будет интересно и детям. Если учитель чем-то горит, болеет, то они обязательно почувствуют это. Если развивать себя, сможешь развить и их. Важно верить, что твой выбор – это единственно правильный путь. Как сказал Калинин, «педагог – это инженер человеческих душ». Может, звучит грубовато, но это действительно так.