Почётный житель столицы Поволжья. Хотим мы этого или нет, но Дмитрий Фёдорович Аяцков – это целая эпоха в жизни Саратовской области
9 ноября Дмитрий Аяцков отмечает 60 лет. Уж
Первый и единственный всенародно избранный (как настаивает сам Аяцков) губернатор, он в 1996 году разворошил оазис застоя, как тогда называли нашу область. Руководил регионом Аяцков до начала 2005 года.
9 ноября Дмитрий Аяцков отмечает 60 лет. Уже 5 лет он работает за пределами губернии. Но его помнят, его дела вспоминают, его крылатые фразы цитируют до сих пор.
Разворот подготовили Елена Микиртичева, Люся Шлёпкина
Роль хозяина ему к лицу
Аяцков «умён, амбициозен, деятелен, сексуален и обаятелен. Роль хозяина губернии ему к лицу, и чувствует он себя в ней уютно» – писала в 1996 году журналист газеты «Сегодня» Татьяна Малкина. Вообще, о Дмитрии Фёдоровиче писали много, по-всякому, но всегда с удовольствием. Поводы для проявления в СМИ Аяцков давал щедрой рукой.
Даже сегодня, спустя пять с половиной лет после того, как «первый и единственный всенародно избранный» сошёл с саратовской политической арены, можно с лёгкостью восстановить основные этапы большого пути.
Есть что вспомнить
– «Сделаем Саратов столицей Поволжья» – этот лозунг родился сразу по приходу Аяцкова на Московскую, 72. И активно внедрялся в сознание граждан все годы его правления.
– Первый в регионе договор об общественном согласии был подписан в июне 1996 года.
– В феврале 1997 года состоялось первое заседание Общественной палаты Саратовской области. На федеральном уровне общественной палаты ещё не существовало.
– В августе 1997 года мы отрапортовали о сборе шести миллионов тонн зерна. Тогда же наш саратовский калач начал своё второе рождение.
– В августе 1997 года из центра Саратова убрали трамваи маршрутов № 1 и 15. Немногим позже, в сентябре, прошло грандиозное празднование 200-летия губернии.
– В ноябре 1997 года Саратовской областной думой был принят первый в стране закон «О земле».
– В 1998 году в качестве областной награды были введены почётные знаки губернатора «За любовь к родной земле», «За стойкость и выживание», «За мужество и героизм», «За милосердие и благотворительность», «Надежда губернии» и другие. Список знаков расширялся вплоть до 2005 года.
– В 1999 году в правительстве области появилась галерея бюстов саратовских губернаторов.
– В 1999 году был дан старт «Большой биографии» Вячеслава Володина. В апреле Вячеслав Викторович покинул пост вице-губернатора и перебрался в Москву, чтобы заняться партийным строительством.
– Среди самых грандиозных свершений Аяцкова – Музей боевой славы в парке Победы и Национальная деревня на Соколовой горе. Они были открыты 9 мая 1999 года.
– Летом 1999 года в области появился «народный хлеб» и «народный бензин».
– В ноябре 1999 года были проведены Первые российские молодёжные дельфийские игры.
– В январе 2000 года был открыт 10 корпус СГУ.
– Футбольный сезон 2000 года был важен для поклонников саратовского «Сокола», который вышел в высшую лигу.
– В декабре 2000 года была торжественно открыта первая очередь автомобильного моста через Волгу у села Пристанное.
– В октябре 2001 года состоялось торжественное открытие института прокуратуры.
– В апреле 2002 года был открыт первый и пока единственный в стране памятник Петру Столыпину.
– В декабре 2002 года запущен завод по уничтожению химического оружия в Горном, который должен был быть перепрофилирован на выпуск мирной продукции в 2007 году.
– В сентябре 2003 года прошла Первая летняя спартакиада учащихся России.
Были среди планов и идей Аяцкова эпатажные и несбывшиеся
– С 1 января 1999 года закрыты все вытрезвители области. (Автор идеи – Александр Ландо.)
– Объявлено о планах строительства международного аэропорта на острове Казачий, что посреди Волги (1997 год).
– Сообщается о планах строительства супер-бизнес-центра на месте САРГРЭС (1997 год).
Говорят, что эти два проекта планировала реализовать американская фирма «Кушман и Кушман», но из-за дефолта планам было не суждено сбыться.
– Планируется создание учебного центра на всех учащихся области (1998 год).
– На сентябрь 2000 года в Саратовской области был запланирован съезд представительниц древнейшей профессии. Генерировал идею легализации проституции Александр Ландо.
– В 2002 году появилась идея возведения храма всех религий. Но после консультаций с руководством всех конфессий от идеи отказались.
Были у Дмитрия Аяцкова и личные пристрастия
Так, в губернаторской резиденции в Октябрьском ущелье существовал целый зверинец. А ещё Дмитрий Фёдорович до сих пор коллекционирует часы.
***
Вопросы «Газеты недели» саратовским политикам:
1. Как бы вы сейчас оценили губернаторскую деятельность Дмитрия Аяцкова?
2. Можете ли сравнить работу Аяцкова и Ипатова?
3. Какие хорошие (сильные) стороны вы взяли бы от каждого, чтобы составить портрет идеального губернатора?
Разумеется, мы обратились с вопросами на эту тему к действующему губернатору, но Павел Леонидович ответил: «Я предшественника не комментирую».
***
Ольга Алимова, депутат Саратовской областной думы, КПРФ (при Аяцкове депутат областной думы третьего созыва):
ОДИН БЫЛ ХОЗЯИНОМ, ДРУГОЙ ПРИШЁЛ ВРЕМЕННО
1. Отличался Аяцков особо высокой ненавистью к компартии. Во время его руководства мы почувствовали красные бордюры. При нём область стала полигоном обкатки избирательных технологий. О честных выборах стали забывать. К власти приходили прикормленные люди. Его заслуга и одновременно поражение в том, что он породил Володина и Ландо. Сам он был весьма неординарным человеком. Было у Аяцкова желание сделать область известной, сильной. Заодно и самому стать известным в стране. В принципе он этого достиг. В своё время почти все знали, кто такой Аяцков.
2. Их вообще не сравнить. Как можно сравнивать пол и потолок? Аяцков был везде, ездил по области, встречался с людьми, отличался колоссальной работоспособностью. Он умел подбирать кадры. В его команде работали достаточно сильные люди. Представить себе мучающихся без дела людей, как во власти сейчас, тогда было нельзя. Аяцков был хозяином области, Ипатов пришёл временно. Случались при Аяцкове и перегибы: за две недели до выборов он уже считал своих кандидатов в депутаты победителями. Так и получалось. Аяцков учреждал различные ордена и медали, любил похвастаться. Он принял закон о земле, который считает новаторским, а на мой взгляд, он является отрицательным. Ведь мы первыми в стране стали продавать землю.
3. Главное положительное качество Ипатова – крепкая нервная система. Ещё он подтянут, занимается собой (не знаю, как для губернаторства, но для семьи это, наверное, хорошо). Ипатов здоровый, красивый, трезвый. Аяцков коммуникабелен, с потрясающей харизмой, колоссальной работоспособностью.
Алла Лосина, депутат Саратовской областной думы, ЕР (при Аяцкове специальный корреспондент ГТРК «Саратов»):
ДВА ГУБЕРНАТОРА – ЛЁД И ПЛАМЕНЬ!
1. Его начало на этом посту было фейерверком! Как рассказывала Любовь Слиска, Дмитрий Фёдорович мог позвонить в три часа ночи и, как бы продолжая совещание, обсудить какие-то проблемы – он не спал, он продолжал думать. Ему было интересно работать! Это чувствовалось. А как он в первые годы своего правления говорил: «Да мне жизни не хватит, чтобы вытолкнуть из спячки и апатии тех, кто не хочет работать, вкладывая душу!» Говорил искренне, эмоционально. Как Данко. В нём было столько энергии! Поэтому за ним и пошёл, например, Вячеслав Володин. И у них в первые годы совместной работы были одни из лучших показателей в России – по строительству, по газификации…
Постепенно Дмитрий Фёдорович стал остывать и несправедливо раздражаться. Это было и для его команды не лучшее время, думаю, и для него самого. Человек в состоянии раздражения делает ошибки, и он их делал.
2. «Лёд и пламень». Павел Леонидович очень сдержан и держит дистанцию. Дмитрий Фёдорович гораздо более эмоционален и открыт. Это, на мой взгляд, их суть. Но, как говорит мой приятель-режиссёр, «человек текуч»: и Аяцков мог быть «ледяным», и Ипатов бывает очень тёплым человеком. Об экономических результатах их деятельности говорить не буду. Александр Ларионов (министр финансов. – Прим. ред.) это сделает гораздо лучше.
3. Безусловно, и Ипатов, и Аяцков – сильные личности, но, конечно, разные. Ипатов – инженер, поэтому с ходу реагирует на не всем понятные тонкости в топливно-энергетическом комплексе, промышленности и т. д. Аяцков, мне кажется, был больше менеджером. Существовала строгая вертикаль власти. При этом Дмитрий Фёдорович был ближе к народу. Он на полевом стане всегда обедал с комбайнёрами, и это было органично. Павла Леонидовича в такой ситуации представить сложнее. Но, думаю, он отлично проведёт научную конференцию. Скажу одно: шапка Мономаха (губернская) и тому, и другому впору. А идеальных губернаторов не бывает.
Леонид Писной, депутат Саратовской областной думы, ЕР (при Аяцкове депутат городской думы второго созыва, депутат областной думы третьего созыва):
КАЖДОМУ ОВОЩУ СВОЁ ВРЕМЯ
1. Я бы разбил деятельность Дмитрия Фёдоровича на две части. Приход его в 1996 году означал прекращение стагнации. Аяцков смог вдохнуть в жизнь губернии такой огонь, который позволял строить без гвоздей, убирать хлеб без топлива, давать тепло в дома, невзирая на весь развал ЖКХ. Только такой комиссарский стиль управления смог нам дать возможность не замёрзнуть, практически всем иметь работу и не устраивать голодные бунты. Хотя некоторые вопросы с работниками бюджетной сферы были и тогда.
Сейчас, анализируя то, что произошло 13 лет назад, действительно отдаёшь должное этому человеку. Он приходил на работу в 6 утра, уходил в 11 ночи, подчас не обедал, потому что иначе не успевал пронестись через всю область, чтобы пообщаться чуть ли не с каждым колхозником, каменщиком.
Приход Путина и связанные с этим изменения в политике ознаменовали новую эпоху в развитии России. На старых комиссарских дрожжах Дмитрий Фёдорович смог отработать нормально до 2002 года. Кто бы что ни говорил, но я считаю, что третья областная дума была достаточно эффективной – и это следствие деятельности Аяцкова по её формированию.
Потом область застопорилась. Я думаю, дело в том, что Аяцков перестал чувствовать ситуацию, оторвался от земли. Если бы в году 2003 ДФ написал заявление, нашёл преемника, передал ему бразды, он бы остался действительно самым эффективным губернатором после Столыпина. Между ними какое-то сходство есть. Не до конца воспринятые изменения в политике омрачили остаток его второго срока.
2. Не могу их сравнить. Есть хорошая пословица: «Каждому овощу своё время». Комиссарский тип управления 90-х не может быть сравнён с цивилизацией общественно-политической жизни нынешнего дня. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.
3. От Аяцкова надо брать работоспособность. Это человек неиссякаемой энергии. Его земной путь дал ему возможность более эффективно общаться с простым человеком. У Ипатова такого нет. Та способность зажечь людей, которая была у Аяцкова, мало у кого есть сегодня. Если брать не служебные отношения, то найти подходящего человека, который мог бы заменить Аяцкова в качестве лидера компании, тоже трудно. И это положительное качество.
Жизненный путь Ипатова наложил на него свой отпечаток. Это экономист. Он обладает достаточно хорошим чувством юмора, которое очень часто позволяет снять напряжённые ситуации. Это достаточно высокограмотный в вопросах законодательства чиновник.
Если сложить названные качества этих абсолютно противоположных людей, то, наверное, губернатор получился бы идеальный.
Владимир Пожаров, депутат Саратовской областной думы, СР (при Аяцкове депутат областной думы третьего созыва):
АЯЦКОВ – ЭТО ХРУЩЁВ, А ИПАТОВ, НАВЕРНОЕ, БРЕЖНЕВ
1. В те кризисные годы, когда одна формация болезненно сменяла другую, Аяцков и его команда многое сделали. Естественно, он совершал ошибки. Многие его громкие проекты воспринимались неоднозначно: например, закон о земле, музей под открытым небом, новый мост Саратов – Энгельс, который поначалу многие критиковали, сомневаясь в его необходимости. Но он оставил позитивный след в истории губернии. Аяцков искренне переживал за свою область, страну, стремился к её развитию, бился, старался, трудился. Лозунг «Саратов – столица Поволжья», провозглашённый Аяцковым, лучше всего демонстрировал его стремления в работе.
2. Аяцков самобытный, он тот самый инноватор, о котором сейчас говорит Медведев. Ипатов – консерватор. Он не ставит цели, он видит конъюнктуру момента и говорит то, что требуется. Ипатов, когда пришёл, позиционировал себя как антикризисный менеджер, эффективный управленец. На него возлагали надежды. Он много говорил, но ничего не сделал. Он не стал антикризисным менеджером, потому что не собрал хорошую команду, которая смогла бы оценить реальную ситуацию в области и наметить пути выхода. Что после него останется? Если до конца срока Ипатова не будет достроен ТЮЗ, то он вообще ничем не запомнится. Ну, не губернский же рынок вспоминать.
Аяцков никогда не выдавал желаемое за действительное. Он ставил цели и стремился к ним. Его команда была намного эффективнее и состояла из личностей. Марон, Шувалов, Фаизов, Лисовский, Гатвинский. Эти люди не потерялись, они востребованы до сих пор. Аяцкова будут вспоминать за многое. Он у всех был на слуху, сделал много полезного и доброго. Селяне воспринимали его как такого хорошего царя. Он мог дать разнос подчинённым, а мог запросто снять часы и подарить.
Они – несопоставимые персоналии и величины. Для этого лучше взять историческую линейку и её персонажей. Аяцков – это Хрущёв, с волюнтаризмом, с «кузькиной матерью», с перегибами в чём-то. Ипатов – это, наверное, Брежнев, который привёл к застою и заложил основу распада СССР. Главное, чтобы после Ипатова к нам Горбачёв не пришёл, чтобы область не развалилась.
3. Аяцков был идеальным политиком, ньюсмейкером. Его слушали. Он публичный, харизматичный, яркий, сильный. Для меня губернатор – это серьёзная политическая фигура и хороший управленец, в этих ипостасях у Ипатова я положительных качеств не вижу. У него есть взвешенность, спокойствие, рассудительность. То есть чисто человеческие качества у него неплохие. Но, как говорил кто-то древний, «хороший человек – это не профессия».
Сергей Утц, профессор института филологии и журналистики СГУ:
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРИ АЯЦКОВЕ ДЕЛАЛАЛАСЬ БОЛЕЕ УМЕЛО
1–2. Берусь оценивать лишь тот сегмент, который относится к медиапространству. Экономика, сельское хозяйство, социальная сфера и другое при Аяцкове и при Ипатове существовали в абсолютно разных условиях. Для того чтобы их сравнивать, надо быть специалистом в каждой отдельной области. Что же касается информационной открытости и качества презентации деятельности областной власти, то при Аяцкове всё делалось более умело. За информационную политику отвечали люди, существенно более профессиональные. Не было деревенщины и местечковости, напоминающей затянувшийся междусобойчик.
3. Аяцков не был трусом, а Ипатов прекрасно разбирается в винах и не потерял интерес к жизни.
***
Как бы вы, спустя время, оценили свою деятельность на губернаторском посту? О чём жалеете?
Дмитрий Аяцков, первый губернатор Саратовской области:
ПУСТЬ КТО-ТО ПОПРОБУЕТ СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ
Мы во многом опережали события федерального масштаба. Приведу только несколько примеров того, чем можно гордиться. На антинаркотической конференции в Саратове впервые прозвучала мысль о необходимости создания антинаркотической службы. Спустя несколько дней президент Путин подписал такой указ. Вместе с депутатами областной думы мы приняли закон о частной собственности на землю. Спустя несколько лет был принят общероссийский закон о земельных отношениях. У нас впервые в стране была созвана и работала областная общественная палата. Спустя годы появилась такая палата и в России. Вообще, в губернии было апробировано много законодательных и экономических инициатив. Этим можно гордиться. Например, я не думаю, что в ближайшие 10 лет в Саратовской области будет собрано 7 миллионов тонн зерна.
Из того, что не удалось, назову недопонимание в работе с городской властью. Не удалось мне найти общий язык с ними. Тогда – как, в общем-то, и сегодня – Саратов стоял особняком. Здесь проблемы были с Аксёненко. Он в прямом смысле слова купил депутатов, раздав им наделы, МУПы и часть бюджетного пирога. Они его поддерживали во всех начинаниях, но когда Юрий Николаевич споткнулся серьёзно, вся эта братва от него отвернулась. И снова здесь я недоработал.
Я построил 100 школ. Вот спросите, сколько Ипатов за 6 лет школ построил? Он порядка 60 закрыл. В моё время были построены учебные корпуса академий права и госслужбы, государственного, технического и экономического университетов. Была открыта художественная мастерская имени Боголюбова. Перечислять можно долго.
Но обо всём в итоге судить народу. Я ни о чём не жалею, я сделал всё, что мог. Пусть кто-то попробует сделать лучше.