Заплата для бюджетной дырки: государство хотело обобрать беременных, молодых мам и больных

Оценить
В Государственной думе второй месяц активно дебатируется законопроект, принятие которого должно сократить многомиллиардный дефицит фонда социального страхования и увеличить нагрузку на работодателей и трудящихся.

В Государственной думе второй месяц активно дебатируется законопроект, принятие которого должно сократить многомиллиардный дефицит фонда социального страхования и увеличить нагрузку на работодателей и трудящихся.

Дефицит бюджета фонда, из которого работающим гражданам оплачиваются больничные и декретные, составляет около 80 миллиардов рублей. Об этом ещё в начале октября говорил премьер-министр Владимир Путин. Дотировать фонд с такой «дырой» – дело даже для федерального бюджета обременительное, следовательно, надо искать «оптимальное решение», наказал премьер.

Механизм взаимодействия «работодатель – фонд социального страхования – работник» действует по авансовому методу. Добросовестный работодатель перечисляет страховые взносы за своих работников в фонд социального страхования. При наступлении страхового случая (заболевание, предстоящее материнство) работодатель выплачивает сотруднику пособие и только потом, предоставив отчёт о произведённых расходах, получает компенсацию из ФСС.

Специалисты саратовского регионального отделения фонда социального страхования подсчитали, что за первое полугодие по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством было выдано 244,2 тысячи больничных листов на сумму 1,055 миллиарда рублей. Средняя продолжительность больничного листа работников составила 12,5 дней. Один день оплаты больничного работника Саратовской области обходится государству в среднем в 344,53 рубля.

«Оптимальное решение» в виде нового законопроекта было предложено министерством здравоохранения и социального развития. Ведомство направило в Госдуму проект закона, который должен радикально изменить схему оплаты больничных листов. В проекте министерство Татьяны Голиковой предлагает ряд мер, часть из которых эксперты уже окрестили «драконовскими».

Например, увеличение сроков стажа, из которого рассчитывается месячное пособие по временной нетрудоспособности. Предусматривается, что при страховом стаже до восьми лет пособие будет выплачиваться в размере 60 % от среднего заработка (сейчас достаточно пяти лет стажа), при страховом стаже от восьми до 15 лет – 80 % среднего заработка (сейчас от пяти до восьми лет), а при страховом стаже свыше 15 лет – 100 % среднего заработка (сейчас эта норма действует после восьми лет). После горячих дебатов предложение не пережило первое чтение в Госдуме.

По словам председателя федерации профсоюзных организаций Саратовской области Михаила Ткаченко, от этой нормы больше других пострадали бы молодые мамы. «Разве у нас женщины в 40–45 лет рожают, чтобы иметь 15-летний стаж и рассчитывать на пособие, равное среднему заработку?» – возмущается Михаил Викторович. Относительно этой нормы в частности и законопроекта в целом профсоюзные организации обозначают свою позицию категорично: не поддерживать. На федеральной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений профсоюзные лидеры активно эту позицию отстаивали и добились отмены дискредитирующей нормы, рассказывает Михаил Ткаченко: «Мы, с одной стороны, говорим о сложной демографической ситуации и тут же предлагаем такие антисоциальные нормы».

Ещё одно нововведение законопроекта говорит о том, что начисляться больничные будут исходя из среднего заработка не за год работы, а за два. То есть если работник в последние два года сменил место работы с менее оплачиваемой на более высокооплачиваемую, он будет получать пособие ниже, чем получает в настоящий момент. В соответствии с документом вырастет и финансовая нагрузка на работодателей: если раньше они оплачивали из своих фондов два первых дня больничного листа, то теперь должны будут оплачивать первые три дня.

Введение этих норм также не сулит ничего хорошего, рассуждает Михаил Ткаченко. Первый эффект – увеличение нагрузки на бизнес. «Работодателям сегодня очень тяжело, – объясняет наш собеседник. – Нагрузка на бизнес постоянно увеличивается, а бизнес – это работодатель, который должен выплачивать заработную плату. Как он может её нормально выплачивать и тем более повышать в таких условиях, когда растут тарифы, увеличивается налогообложение?»

А условия, в которые ставят в последние годы бизнес, мягко говоря, жёсткие. Напомним, что с начала следующего года для работодателей увеличивается тариф страховых взносов с 26 до 34 %. При этом без изменений остаётся тариф отчислений в фонд социального страхования – на уровне существующего в 2,9 % от фонда оплаты труда. Особенно нелегко будет работодателям, работающим на упрощённой системе налогообложения, нагрузка на которых сразу увеличится с 14 до 34 %, прогнозирует Михаил Ткаченко.

На трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работодатели согласились с профсоюзами и властью повысить заработную плату в реальном секторе экономики на 15 %. «И как они смогут выполнить свои обязательства?» – недоумевает Михаил Викторович. По словам нашего собеседника, меры, предложенные в законопроекте, обсуждались ещё полтора года назад. Но экономический кризис заставил законодателей отложить обсуждение болезненных для работников и работодателей решений на потом.

Почему «потом» наступило именно сейчас, не понимают ни работодатели, ни профсоюзы. «Наши предприятия ещё не окрепли, темпы роста пока недостаточно большие, – перечисляет Ткаченко. – В области 20 тысяч безработных и 12 тысяч работающих неполную рабочую неделю. Мы ещё не вышли из кризиса. Почему-то этот факт никто не учитывает».

Михаил Викторович уверен, что причина такой спешки – дефицит бюджетов как в пенсионном фонде, так и фонде социального страхования. Федеральные власти решили предложить самый простой путь: залатать дыру за счёт увеличения нагрузки на работодателей. «А работодатели должны людей кормить, зарплату платить. Понятно, что дефицит бюджетов, но надо некоторые вещи соизмерять».