Октябрьский конструктив: городские депутаты два раза подумали о небольших доходах пенсионеров
Октябрьское заседание Саратовской городской думы состоялось благодаря авторитету главы города Олега Грищенко. Приняв к сведению заявление раскапризничавшихся коммунистов о намерении покинуть зал в знак протеста, он обеспечил максимально возможную явку остальных депутатов. После того как коммунисты выполнили свою угрозу, дума смогла продолжить конструктивную работу.
120 рублей плюсом
По решению депутатов Саратовской городской думы, с 1 ноября с 7 до 10 рублей выросла цена поездки в трамваях и троллейбусах. Месячные проездные билеты подорожают только с декабря. Цена социальных проездных остаётся прежней: 50 рублей в месяц. Разницу между возросшей стоимостью и платежом льготника компенсируют из областного бюджета.
Перед голосованием коротко обсудили ситуацию с городским электротранспортом. Депутата Виктора Маркова новые цены интересовали с прецедентной точки зрения. Председатель комитета по экономике Алексей Санников ответил ему, что в Самаре и Нижнем Новгороде билеты на трамвай-троллейбус давно стоят 11 рублей, и даже в Волгограде, который по всем параметрам беднее нас, 10. Семирублёвых билетов на электротранспорт, если верить муниципальному чиновнику Санникову, в России нет вовсе. В Саратове эта цена продержалась почти четыре года. Теперь жителям областного центра придётся привыкать к новой.
Председатель комитета по экономике Алексей Санников заверил депутатов городской думы, что волноваться о снижении пассажиропотока в связи с новыми ценами не стоит. В последние два года на линии выпущено немалое количество новых машин и вагонов. Анализ, сделанный специалистами экономического подразделения администрации, свидетельствует о том, что люди выбирают вид транспорта не по цене, а из-за удобства маршрута и комфортного лично для них транспортного средства. Существенную роль в сохранении пассажиропотока сыграет и традиционно большой процент льготников. В общем объёме пассажиров они составляют 58 процентов.
120 рублей в месяц, на которые подорожает проезд для пассажира без льгот, конечно, не такие уж великие деньги. Но так уж устроена человеческая натура, что любое удорожание привычной услуги воспринимается с досадой. И популярности решение о повышении тарифов городской власти, конечно, не прибавит. Но через месяц-другой досада забудется, а предприятие «Саратовгорэлектротранс» вместе с дополнительными доходами получит шанс выправить своё не первый год заваливающееся на бок хозяйство. Новый руководитель горэлектротранса депутат городской думы Сергей Крайнов, перечисляя список бед, был предельно краток. Сказал только, что все рельсы утонули в земле, от костыля осталось 30 процентов, шпалы лежат на земле.
Про инфляцию и про ответственность за материальные активы муниципального предприятия говорили уже другие. Без излишней патетики призывая друг друга «с открытыми глазами», пусть и «с тяжёлым сердцем», отреагировать на сложное материальное положение транспортников. Не исключено, что новый руководитель горэлектротранса достаточно скоро найдёт пути снижения издержек. Но пока приходится констатировать, что и дотации из горбюджета, и доходы от газелей на маршрутах, и компенсации за льготников из областного бюджета не покрывают расходов. Некомпенсируемые убытки по году составляют 300 миллионов рублей.
25 депутатов Саратовской городской думы поимённо проголосовали за повышение тарифа на проезд в электротранспорте. Олег Комаров и Владимир Колдин сказали новым тарифам «нет». Сергей Ахременко и Виталий Коврегин не смогли определиться в своей позиции и предпочли воздержаться.
Признаки и призраки
Депутаты-коммунисты не принимали участия в голосовании. Они предпочли покинуть зал на стадии обсуждения повестки дня заседания. Днём позже уже депутат областной думы коммунист Сергей Афанасьев объяснял журналистам, что этого вопроса в принципе не должно было быть в повестке дня, потому как «на прошлой думе он был провален».
Напомним, что на сентябрьском заседании думы вопрос по тарифам действительно не прошёл из-за отказа коммунистов голосовать. Тяжести весу коммунистических голосов на том заседании придало отсутствие некоторых депутатов. Надо сказать, что в Саратовской городской думе есть группа народных избранников, манкирующих дисциплиной. По разным, но, в общем-то, личным причинам они предпочитают месяцами не появляться на заседании.
После демарша коммунистов у главы города Олега Грищенко было два пути обеспечить голосование по вопросу повышения тарифа: либо договориться с бузотёрами, либо призвать к дисциплине «прогульщиков», обеспечив кворум, не зависимый от позиции коммунистов. Экспертам думских заседаний казалось, что Грищенко пойдёт по привычному для себя пути договорённостей с коммунистами. Однако он решился на более трудный вариант. И собрал не просто кворум, а кворум с запасом, позволивший избежать любых неожиданностей с голосованием.
Победу Грищенко на дисциплинарном фронте высоко оценили саратовские коммунисты. Опосредованно это подтверждает эмоциональная критика, прозвучавшая в ходе пресс-конференции. «Казалось, что большинство уже согласилось не повышать цену билета на горэлектротранспорт, и путь пошёл к тому, чтобы искать деньги за счёт внутренних резервов. Но опьянённые тем, что собрали достаточный кворум, они внесли на октябрьское заседание и пересмотр тарифов».
На самом деле повышение тарифов в октябре уже мало волновало коммунистов из городской думы. Главной коммунистической погремушкой к тому времени стал ремонт городских дорог. Вместе с депутатом Государственной думы Валерием Рашкиным все депутаты-коммунисты более низких уровней клеймят теперь городские власти за «признаки преступлений», рассмотренные зорким партийным взглядом в дебрях процедурных вопросов.
Одним из таких признаков названы поправки в городской бюджет 2010 года. Депутат городской думы коммунист Геннадий Турунтаев был категорически против того, чтобы заводить в доходную часть бюджета несколько десятков миллионов рублей, полученных дополнительными доходами от налога на имущество физических лиц.
Туманные намёки Турунтаева позднее прояснил депутат областной думы Сергей Афанасьев. Он сказал, что поправки и изменения в городской бюджет были придуманы для того, чтобы уже заведённые на августовском заседании федеральные деньги, выделенные по проекту «Новые дороги России», убрать с раздела «Дороги» в раздел «Благоустройство». По мнению Афанасьева, городская власть данными действиями замазывает следы совершённых преступлений. И коммунисты из Саратовской городской думы не хотят быть тем щитом, за которым глава города и городская администрация укрываются от уголовного возмездия.
Председатель городского комитета по финансам Алексей Никитин отвергает все эти надуманные интерпретации. Он утверждает, что данное перемещение федеральных субсидий вызвано указанием из Москвы. 11 октября 2010 года министерство финансов РФ ввело в действие свой приказ, по которому «капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог (общего и необщего пользования) местного значения отражаются теперь по подразделу 0503 «Благоустройство». А подраздел 0409 «Дорожное хозяйство» включает теперь расходы на ремонт автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов муниципальных образований.
Если депутатов-коммунистов удовлетворит данное скучное объяснение, им придётся вернуться в зал уже на следующем заседании. Если же они продолжат упорствовать в своих заблуждениях и предпочтут игнорировать заседания до мартовских выборов в городскую думу, главе города Олегу Грищенко предстоит ещё четыре месяца обеспечивать депутатский кворум без коммунистов.
Дела земельные и больничные
Сразу после заседания Саратовской городской думы по городу поползла информация о том, что депутаты проголосовали за увеличение земельного налога. Это неправда.
Депутаты ставки не пересматривали, а как раз наоборот – пошли на потерю более 8 миллионов рублей в доходную часть бюджета, установив льготы для дачных кооперативов, где есть члены многодетных семей и пенсионеры. Общий платёж садового товарищества теперь будет уменьшаться на величину их доли. Для тех, кто будет продолжать платить земельный налог, интересна информация о том, что теперь отменяются авансовые платежи для физических лиц.
Ещё одна информация по итогам октябрьской думы ставит точку в разнообразных слухах о реорганизации поликлиники № 8. Её присоединили к городской больнице № 1. Главный врач поликлиники станет заместителем главного врача больницы. А восемь заместителей главного врача поликлиники – заведующими отделениями и просто врачами. Горький осадок от данного решения грозит только тем, кто потерял административные кресла. Посетителям двух медицинских учреждений их воссоединение пойдёт только на пользу.
Большая работа депутатской единицы
Депутат и действующий полковник милиции Владимир Колдин заслужил благодарность коллег своей кропотливой работой по отслеживанию спорных действий областного комитета по имуществу под руководством Александра Бовтунова.
Несколько месяцев он ведёт бумажную войну с аппетитами чиновников, которые вознамерились продать часть территории музея Федина. Многочисленные вопросы и запросы, как правило, получают ответы. Не дождался Колдин ответа пока только от губернатора Саратовской области Павла Ипатова. Упреждая непоправимые действия по продаже лакомого куска земли в центре Саратова частным лицам, депутат попросил поддержки у коллег по представительному собранию. Письмо-обращение к председателю российского правительства и к генеральному прокурору России поддержали большинством голосов.