Олег Табаков: Дело надо делать, господа!
Народный артист, наш земляк Олег Табаков отмечает в этом году своё 75-летие. С гастролями, посвящёнными юбилею, художественный руководитель Московского художественного театра имени А. П. Чехова и театра «Табакерка» побывал в Саратове. И, естественно, встретился с журналистами.
Сбылась мечта идиота, и в этом году я открыл школу для талантливых российских детей. Сделал это не из меценатства или добрых побуждений. Десять лет я не преподаю, и за эти годы в школу-студию МХАТ мало прибыло талантливой молодёжи. Отрицательный персонаж пьесы «Дядя Ваня» профессор Серебряков говорил: «Дело надо делать, господа, надо делать дело». Впечатления от первого набора хорошие. Страх, который существовал во мне, да и в некоторых из вас, уходит, слава богу, безвозвратно. Сознание становится более ясным и отчётливым. Культура становится хуже. Знаний меньше, и они выборочные. Дети очень увлечены, уже был первый показ самостоятельных работ. Так печально и символично получилось, что в день смерти Миши Рощина из пятнадцати отрывков, которые они показывали, два были из его пьес.
Я хочу более жёстко, более последовательно выявлять одарённых людей. Есть мальчик со смешной фамилией Шевандо. Лицом не очень хорош. А дарование явное. После первого показа я бы выделил в общей сложности 20 процентов. Отбор должен быть жёстким, люди, выпускаемые в профессию, должны быть конкурентоспособны. Вы мне можете возразить: «А вот Шаляпина не приняли в хор». Это, знаете ли, рождественские сказки для бедных. На самом деле девица Ермолова дебютировала в 16 лет. И, как вы слышали, довольно успешно, да? Девица Яблочкина с 15 лет выступала, да и Серёжа Безруков довольно рано начал. Это называется ранней профориентацией.
Я преподавал в разных странах и везде видел одно и то же: учат те люди, которые играют нелучшим образом, а те, которые играют лучшим образом, за большие деньги снимаются в кино. И эти проблемы должно решать государство. Бескорыстие, которое имело место в нашей жизни в прошлом веке, ушло странным образом, атавизмы остались, но надеяться на это не приходится, надо думать о деле. Если мы понимаем, что без нас не сделают, много можно сделать. Иностранцев в школу не возьму, не до них мне.
Я проживу и, может быть, даже не замечу смены мэра. Я говорю о двух своих театрах и театральной школе. Могу сказать слова благодарности в адрес Юрия Михайловича Лужкова, что выразил в телеграмме, хотя в это время он уже был отстранён и отрешён. Но как бабушка меня научила: умей говорить спасибо. Это крайне важное человеческое свойство, оно отличает нас от скотов. Думаю, что советчики у Юрия Михайловича по части театра были не самые прозорливые и не самые соблюдающие интересы. В 1997 году, в день десятилетия «Табакерки», Юрий Михайлович пришёл и, со свойственным ему обаянием, поклялся помочь, но… С 97-го года прошло много времени. У подвального театра всё нормально. На ноябрь продано 79 процентов билетов. О надеждах: я знал Сергея Собянина довольно коротко, когда он был спикером думы Ханты-Мансийского округа. Сергей Семёнович был спокойным, обладающим юмором человеком, так что дай бог ему сохранить и то, и другое свойство. Обещать меньше надо, больше надо делать.
О спектаклях, которые привезли. Это не самые совершенные спектакли в моей жизни, но они успешные по разным причинам. Мне неловко комментировать это, поскольку в одном из них я занят как актёр. Один спектакль очевидно успешен. Я имею в виду «Женитьбу Фигаро». И один неочевидно успешен, если говорить о провинциальном показе «Трёхгрошовой оперы». В том, что билеты подорожали, каюсь. Я думаю, что впредь буду более активно вмешиваться в ценообразование, потому что в регионах мне могут помочь поклонники-бизнесмены. Короче говоря, руки не дошли, так что грешен, буду исправляться.