Из тех, кому за двести: Саратовский драматический театр старается идти в том направлении, которое указал его отец-основатель Иван Слонов

Оценить
Когда впервые оказываешься в театре по ту сторону занавеса, охватывает непонятное чувство восторга. Чувство сопричастности к чему-то магическому и грандиозному, к чему-то, заставляющему людей сочувствовать, плакать, смеяться, размышлять о своей жизни

Когда впервые оказываешься в театре по ту сторону занавеса, охватывает непонятное чувство восторга. Чувство сопричастности к чему-то магическому и грандиозному, к чему-то, заставляющему людей сочувствовать, плакать, смеяться, размышлять о своей жизни, острее и глубже чувствовать жизнь. Сейчас за кулисами молчание и полутьма, занавес опущен, декорации кажутся огромными и загадочными. Вот шкаф, беговая дорожка и боксёрская груша – значит, вчера здесь играли спектакль «Условные единицы».

Недавно артисты Саратовского театра драмы вернулись из Калуги, где принимали участие в IV Всероссийском фестивале старейших театров России. Неофициальное название фестиваля – «Кому за двести». Десять театров России представляли на суд зрителей и критиков свои спектакли. Саратовский театр представил «Женитьбу» по пьесе Гоголя.

Саратовская театральная школа дала России таких выдающихся артистов, как Борис Андреев, Юрий Каюров, Александр Михайлов, Олег Янковский, Евгений Миронов, и многих других. Сегодня каждый сезон театр представляет порядка восьми новых спектаклей. Месяц назад Саратовский академический драматический театр имени Ивана Артемьевича Слонова открыл свой 208-й сезон.

Первый публичный платный, летний народный, городской

История саратовского драмтеатра начинается с 1803 года, когда помещик Григорий Васильевич Гладков открыл первый публичный платный театр на Кострижной улице (ныне Сакко и Ванцетти). В театре играли крепостные актёры, на его сцене ставились драмы, трагедии, комедии и оперы – свыше 50 различных произведений в сезон. Вскоре Гладков перевёл свой крепостной театр в Пензу. А в Саратове был построен театр губернатора Алексея Давыдовича Панчулидзева. Здание было возведено на Хлебной площади, которую по такому случаю переименовали в Театральную. Долгие годы этот театр был единственным в губернии.

В 1859 году здание сгорело. Лишь через шесть лет был построен большой трёхъярусный каменный театр на 1200 мест, получивший название Городского (сейчас на этом месте располагается театр оперы и балета).

На протяжении этих шести лет театральная жизнь продолжалась на сцене летнего театра в саду Шехтеля-Сервье, куда труппа перебралась ещё в 1859 году (именно там драматический театр находится и поныне). С тех пор как было построено новое здание на Театральной площади, спектакли шли в двух местах – в летнем театре, который позже получил название Народного, и в Городском театре.

В загородном театре гастролировали известнейшие российские артисты Николай Рыбаков, Василий Живокини, Николай Милославский, Гликерия Федотова. С 1897 года здесь регулярно выступала русская оперная труппа во главе с антрепренёром и актёром Петром Михайловичем Медведевым. В пьесах русских и зарубежных классиков играли в начале своего творческого пути Мария Савина, Павел Ленский, Владимир Давыдов, Полина Стрепетова, Василий Качалов и другие.

На сцене Народного театра шли в основном спектакли классического репертуара. В 1916 году театру было присвоено имя Александра Николаевича Островского, а в 1918 году – Карла Маркса, которое он носил до 1991 года. В декабре 2003 года театру драмы было присвоено имя Ивана Артемьевича Слонова.

Иван Артемьевич приехал в Саратовский драматический театр в 1915 году и проработал здесь 30 лет. Слонову удалось сформировать сильнейшую труппу артистов.

Григорий Анисимович Аредаков, художественный руководитель драмтеатра, рассказывает об этом времени: «До Ивана Артемьевича Слонова театр драмы был антрепризный, частный. Так было повсюду в России до появления репертуарных театров. А репертуарные государственные театры возникли при советской власти. Иван Артемьевич Слонов как раз мечтал создать в Саратове такой театр, театр со своей труппой. И мечта его осуществилась. С тех пор наш театр существует с труппой, которая на протяжении своей истории менялась в количественном составе. Я ещё застал время, когда в ней было 68–70 человек, не считая вспомогательный состав, теперь нас около 35».

Ах! Какой у вас был «Ревизор»!

После революции 1917 года драматический театр становится государственным. На его сцене выступают такие известные актёры, как Иван Слонов, Дмитрий Смирнов, Григорий Несмелов, Яков Орлов-Чужбинин и другие.

В первые годы новой власти на сцене шли спектакли по произведениям Островского, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Горького. Постепенно в репертуаре наряду с классикой появились спектакли Маяковского, Погодина, Тренева. Из спектаклей 1920-х годов наиболее значительные: «Любовь Яровая», «Разлом», «Бронепоезд 14-69».

Во время Великой Отечественной войны драмтеатр представлял своим зрителям спектакли «Сталинградцы» Юлия Чепурина, «Фронт» Александра Корнейчука, «Русские люди» и «Парень из нашего города» Константина Симонова.

В 50-е – 60-е годы в афише театра были спектакли «Лес», «Вишнёвый сад», «Кремлёвские куранты», «Антоний и Клеопатра», «Орфей спускается в ад». Среди лучших спектаклей этих лет – «Трёхгрошовая опера» Бертольда Брехта.

В 1968 было построено новое здание театра. Первой премьерой на новой сцене стал спектакль «Русские люди» Константина Симонова.

«История театра в первую очередь связана с великими артистами и великими режиссёрами, – рассказывает Григорий Анисимович. – Потрясающую труппу того времени я вспоминаю до сих пор. Это Степан Муратов, Павел Карганов, которые работали со Слоновым, уже после них Валентина Соболева, Нина Гурская, потрясающая молодая актриса Юлия Шутова, Юрий Каюров, который сейчас работает в Малом театре, Георгий Сальников. Я могу поимённо назвать всю труппу, которая была в 1958 году, и каждый из них заслуживает, чтобы о нём помнили. Наш театр всегда славился хорошими, известными артистами. Вся театральная школа, которой гордится сейчас Саратов, связана с нашим театром. Именно Слонов создавал техникум, который потом преобразовался в училище имени Слонова, где он преподавал. Во время войны училище прекратило своё существование, а в 1960-м возродилось заново. Здесь в основном преподавали и преподают актёры нашего театра.

И режиссёры здесь были замечательные. Когда я только приехал в театр, его художественным руководителем был Николай Бондарев, один из крупнейших периферийных режиссёров. Натан Израилевич Басин проработал у нас всего два года, но оставил очень большой след в истории театра. И конечно, то время, которое пришлось на мои молодые и уже достаточно зрелые годы, связано с именем Александра Ивановича Дзекуна. Он был у нас художественным руководителем 27 лет, и его постановки до сих пор вспоминают и сравнивают с нынешними спектаклями. Этот период был очень плодотворным, очень творческим и оставил глубокий след и в умах, и в душах зрителей. К сожалению, зрители не всегда понимали эти спектакли и сначала воспринимали их в штыки. А когда проходило 5–10 лет, говорили: «Ах, какой у вас был «Ревизор»!» или «Ах, какие у вас были «14 красных избушек», «Ах, какой у вас был «Мастер и Маргарита». Всё-таки большое видится на расстоянии.

В то время мы часто гастролировали по Советскому Союзу, и это было запоминающееся время. Теперь гастроли практически исчезли. Естественно, театр не может себе этого позволить по финансовым обстоятельствам. Это большой и сложный вопрос, который касается того, быть России или не быть России, кем она станет и кем она останется. Желание превратить всех в покупателей – это не самое лучшее желание».

Убыточное, но неистребимое «производство»

Сегодня на большой и малой сценах театра идёт русская и зарубежная классика, пьесы современных авторов. В труппе театра работают народные артисты России Григорий Аредаков, Александр Галко, Людмила Гришина, Валентина Федотова, Римма Белякова, заслуженные артисты Владимир Аукштыкальнис, Игорь Баголей, Эльвира Данилина, Виктор Мамонов, Евгения Торгашова, Владимир Назаров, артисты Любовь Воробьёва, Ольга Милованова, Татьяна Родионова, Александр Каспаров и многие другие.

«Помимо труппы и репертуара, очень важна цель, которая стоит перед театром, – рассказывает Григорий Анисимович. – А она сейчас не очень вписывается в то направление, которое широко декларируется, – оказание услуг. Когда человек оказывает услуги, он доставляет удовольствие, развлекает, улавливает чьи-то потребности и обслуживает их. У театра же несколько иная цель и задача, если, конечно, театр считать искусством, а не местом зарабатывания денег. Театр – это искусство, близкое к воспитанию, к разговору о нравственности, к поиску себя в мире и поиску человеком своего места в этом мире. То есть более широкая философская цель, то, чем занималась великая литература 19 века и все великие драматурги. Поэтому в нашем репертуаре постоянно существует классика, и каждый год мы выпускаем премьеру по классической драматургии. Сейчас у нас совсем новый спектакль «Чайка» Чехова. Мы стараемся жить в том направлении, которое нам указал отец-основатель Иван Слонов.

Вместе с тем мы продолжаем экспериментировать, не боимся приглашать молодых режиссёров. «Записки сумасшедшего» и «Женитьбу» поставил Антон Коваленко, и он же у нас будет ставить «Щелкунчика». Также мы пригласили молодого режиссёра Юрия Алесина. Его первая постановка в нашем театре будет называться «Паника, или Мужчина на грани нервного срыва».

Без поддержки государства репертуарный театр прекратил бы своё существование. Театр вообще убыточное производство. Даже если ставить только легкомысленные пьесы, веселить и тешить публику, люди перестанут ходить в театр. Люди неосознанно, а некоторые и осознанно идут в театр вовсе не за развлечением. Просто наше телевидение, юмористические и развлекательные программы всем уже надоели. Хочется чего-то большего. Всё-таки менталитет российского человека другой, и прежде всего он выражается в тяге к высокому и в попытке разобраться в себе, в отношениях друг с другом, в отношениях с Богом. Эти люди ходят в театр и читают книги.

Театр – это легенда. Мы знаем великих актёров, которые запечатлены, например, на целлулоиде в кино. И есть великие спектакли, которые сняты на плёнку. Но они дают лишь отдалённое представление об этом спектакле. Ведь живой спектакль творится здесь и сейчас, во взаимодействии со зрителем. И многое зависит от того, какой пришёл зритель, в каком он настроении, о чём он думает… Я уверен, что театр выживет. Может быть, в меньшем количестве – станет домашним, самодеятельным. Но стремление человека играть неистребимо. И смотреть на то, как играют люди, тоже неистребимо».