Кредиторам «второй свежести»: работников хотят застраховать от работодателей за их деньги

Оценить
Министерство экономического развития РФ начало разрабатывать закон об обязательном страховании работников от банкротства предприятий. Об этом сообщила министр Эльвира Набиуллина.

Министерство экономического развития РФ начало разрабатывать закон об обязательном страховании работников от банкротства предприятий. Об этом сообщила министр Эльвира Набиуллина.

Министерство рассматривает вариант создания специального фонда, в который работодатели будут обязаны делать взносы и из которого в случае банкротства предприятия будет выплачиваться задолженность по зарплате.

Такие идеи федеральных чиновников стали прямым следствием кризисного 2009 года, когда рост зарплатных долгов стал просто зашкаливать. Вместе с тем в министерстве оговариваются, что законопроект будет введён не раньше 2012 года. Это объясняется тем, что нагрузка на работодателей в 2011 году и без того должна возрасти. Российские чиновники основываются на опыте страхования в других странах и уверены, что новый механизм не будет обременительным для бизнеса. Планируется, что размер фонда должен поддерживаться на уровне 2–6 миллиардов рублей, исходя из этого могут планироваться и ставки отчислений.

Пока инициативы сформированы ещё только на уровне идей. Но некоторые возможные механизмы работы фонда чиновники уже назвали.

Сейчас работники банкротящихся предприятий являются кредиторами второй очереди, то есть сначала предприятие обязано разобраться с текущими платежами, налогами, провести торги. Поэтому, даже если на предприятии есть средства, ждать зарплату люди могут несколько месяцев. Механизм работы фонда подразумевает, что за счёт средств из него оперативно будет погашена только часть зарплатных долгов. А оставшуюся часть работникам опять-таки придётся ждать в качестве «второстепенных» кредиторов.

В министерстве экономического развития и торговли Саратовской области в жизнеспособность такой идеи не верят. Первый заместитель министра Александр Ульянов скептически относится к инициативам федерального ведомства, уповающего на опыт зарубежных коллег. «Мне такой опыт не известен. Видимо, имеются единичные примеры, – говорит Александр Александрович. – Но минэкономразвития много раз пыталось перенять зарубежный опыт, часто даже тот, который за рубежом не нашёл распространения».

О нецелесообразности страхования от банкротства первому заму говорят несколько факторов. Например, вызывает вопрос «целевая аудитория» закона. Существует множество предприятий, которые не могут стать банкротами по определению, такие как Балаковская АЭС, говорит Александр Ульянов. Встаёт закономерный вопрос: зачем им делать отчисления? Если же создание фонда – это попытка перенести опыт банков, которые обязаны резервировать средства, то для реального сектора экономики данный опыт неприменим, считает Ульянов: замораживание средств предприятий приведёт только к росту цен на их продукцию.

Одновременно обязательное страхование станет непосильным бременем для малого бизнеса. Работодатели уже выражают недовольство такими предложениями, предвидя большие издержки. Проекты обычно проходят согласование в регионах. Александр Ульянов предложит проект не согласовывать.

***

На начало октября в Саратовской области было зарегистрировано 528 организаций, находящихся в процедуре банкротства. С начала года их число выросло на шесть.

Наибольшее количество банкротов зарегистрировано в сфере сельского хозяйства (118), оптовой и розничной торговли (108), строительства (74), риелторских услуг (55).

В процедуре банкротства находятся также 29 транспортных предприятий, 21 – в сфере производства и транспортировки электроэнергии, газа и воды, 16 – пищевой промышленности, 12 – производства и передачи тепловой энергии.

***