Благоустроить район и не попасть в прокуратуру: добровольно-принудительная благотворительность не приветствуется правоохранительными органами

Оценить
Глава администрации Кривоярского муниципального образования Ровенского района Наталья Забара чуть не заставила предпринимателей махать вениками. Чиновница решила облагородить посёлок за счёт бизнесменов, но не успела. На неправомерные действия главы

Глава администрации Кривоярского муниципального образования Ровенского района Наталья Забара чуть не заставила предпринимателей махать вениками. Чиновница решила облагородить посёлок за счёт бизнесменов, но не успела. На неправомерные действия главы указал общественный совет при районной прокуратуре.

Выяснилось, что глава посёлка, не ставя бизнесменов в известность, издала распоряжение, коим закрепила за ними территории в центре населённого пункта, которые должны были благоустраиваться работниками предприятий ООО «Кривоярское» и «Магазин М».

Красить лавочки так и не пришлось

По словам Андрея Подщеколдина, помощника прокурора Ровенского района, издавать правовые акты без согласования с участниками малого и среднего бизнеса и возлагать на них обязанности по облагораживанию территории чиновница не имела права. «После проведения проверки данное распоряжение было опротестовано, поэтому мести улицы и красить лавочки сотрудникам так и не пришлось», – отметили в прокуратуре района.

«Газета недели в Саратове» связалась с ООО «Кривоярское», которое специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции, био- и сельскохозяйственного сырья. Главный экономист предприятия Евгений Кожумратов сообщил корреспонденту, что слышит о подобном приказе впервые. Евгений Александрович отметил, что ООО «Кривоярское» и так помогает посёлку чем может без особых на то распоряжений. «Впрочем, когда местная администрация выходит с инициативой, мы также идём ей навстречу. К примеру, не так давно вывезли навоз из двух посёлков».

Не доводя «де-факто» до «де-юре»

Конфликты между малым, средним бизнесом и чиновниками переходят в юридическую плоскость всё же не часто. По признанию самих предпринимателей, своеобразной нормой жизни является то, что чиновники обращаются к представителям бизнес-структур с просьбами благоустроить ту или иную территорию. Понимая, что причиной такого положения дел является дефицитный бюджет, предприниматели отказывают редко, опасаясь к тому же вызвать гнев чиновников. Объясняя, что «себе дороже», активно принимают участие в субботниках, озеленяют муниципальную территорию, прилегающую к предприятию (и даже смежную), ремонтируют и реконструируют объекты на этой территории.

Так, руководитель административно-хозяйственной службы саратовского ОАО «Жировой комбинат» Юлия Алексеева подтверждает, что администрация Ленинского района, на территории которого расположено предприятие, обращается за помощью достаточно часто: «По договорённости с чиновниками мы благоустраиваем не только прилегающую к нашему комбинату территорию (куда входят улицы, пешеходные дорожки, остановка), но и смежные с ней, к примеру, улицу Сапёрную. Зимой предоставляем технику для уборки снега».

Довольно часто бизнесмены и сами выступают с инициативой, не дожидаясь указаний сверху. К примеру, в бюджете Энгельсского завода металлоконструкций заложена статья, касающаяся оказания благотворительной помощи городу и области. «В частности, в рамках социальной поддержки при участии завода была проделана работа по созданию аллеи памяти ветеранов-чернобыльцев, – отметила Юлия Щипунова, специалист по маркетингу энгельсского предприятия. – Нами были изготовлены и ограждения для памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны воинам в посёлке Коминтерн».

«Это привлекает внимание наших клиентов»

Подталкивают предпринимателей облагораживать город и «Правила благоустройства», которые утверждаются каждым муниципальным образованием. В них детально прописано, что хозяйствующие субъекты (юридические лица и предприниматели) обязаны «производить регулярную уборку территорий и осуществлять вывоз мусора, отходов производства и потребления, образующихся в результате осуществления ими хозяйственной деятельности, с целью их утилизации и обезвреживания в установленном порядке».

Соблюдать чистоту и порядок предприниматели обязаны также и на прилегающей территории (ширина которой, правда, не должна превышать пяти метров). Её бизнесмены, как правильно, обустраивают по собственному вкусу: выкладывают плиткой тротуары, разбивают клумбы, устанавливают светильники и скамейки.

«Ежегодно мы тратим немалые средства на обновление тротуарного камня, посадку газона и цветов», – утверждает менеджер «Покровск-мебель» Галина Брикес из Энгельса. – Это важный момент, поскольку результат подобных трудов привлекает внимание наших клиентов, работает на создание благополучного имиджа».

Социальная ответственность плюс маркетинговый ход

Крупные бизнес-структуры посадкой деревьев и кустарников, разбиванием клумб и посадкой цветов не ограничиваются. Оперируя такими терминами, как «социальная ответственность бизнеса», «корпоративное гражданство», они стараются внести не столько больший, сколько заметный (прежде всего жителям – потенциальным клиентам) вклад в благоустройства города. Попутно рекламируя, таким образом, свой бизнес. Наиболее энергично этим занимаются корпорации сотовой связи. Они выкрашивают в фирменные цвета с собственной символикой лавочки, другие элементы садово-паркового благоустройства, устанавливают скульптуры малых форм.

«Компания не может оставаться в стороне от проблем благоустройства Саратова, – объясняет Андрей Коробейников, директор саратовского филиала ОАО «Вымпелком». – Мы заинтересованы в создании комфортной среды для жизни горожан, поэтому считаем реализацию проектов по благоустройству города одним из направлений деятельности нашей компании как социально ответственной. Ведь все мы живём здесь. Это наш город. И нам небезразлично, как он выглядит».

***

Девять лет благоустройства не видать

Несмотря на совместные старания властей и бизнес-структур, ни разу за последние девять лет города Саратовской области не входили в число победителей конкурса «Самый благоустроенный город России».

Конкурс ежегодно проводится Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Для компетентного жюри, которое формируется из специалистов в области жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства, санитарии и эпидемиологии, охраны природы, экологии, наши маленькие достижения в плане благоустройства остаются незаметными. Победителями же признаются города, достигшие наивысших результатов по направлениям, которые для нашей области по-прежнему остаются более чем проблемными. В том числе это:

–строительство и капитальный ремонт городских автодорог и тротуаров, а также систем дождевой канализации;

–состояние транспортного обслуживания населения и безопасности дорожного движения;

–замена ветхих инженерных коммуникаций;

–приведение фасадов зданий в надлежащее состояние;

–сохранение историко-культурного и природного наследия;

–сокращение объёмов незавершённого строительства в жилищной и социальной сферах;

–архитектурно-композиционная завершённость и художественная выразительность городской застройки;

–обеспеченность владельцев индивидуальных машин благоустроенными стоянками и гаражами;

–надлежащее санитарное содержание города;

–своевременность выполнения мероприятий по подготовке жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства к работе в зимних условиях.

***

«Помогают, потому что боятся»

Всероссийский центр изучения общественного мнения провёл в 2009 году исследование, касающееся социальной ответственности российского бизнеса. Было опрошено 1200 владельцев и топ-менеджеров частных компаний промышленности и строительства, транспорта и связи, сферы обслуживания и торговли.

По информации ВЦИОМ, только 17 % представителей бизнес-сообщества в ходе опроса высоко оценили уровень социальной ответственности бизнеса в нашей стране. Как низкую её оценивают 55 %. В итоге средний балл по этому показателю составил 3,31 из 7 возможных (т. е. чуть меньше половины).

«Чуть более трети опрошенных бизнесменов сообщили, что в течение последнего года не оказывали никакой помощи региональным и местным властям в социальном развитии региона (36 %). 64 % бизнесменов в течение последнего года участвовали в различных видах помощи региону присутствия своего бизнеса», говорится на официальном сайте центра.

Уборка территории, её озеленение – наиболее популярный вид помощи (30 %). Главные мотивы такой помощи: «так принято делать в бизнесе, это общераспространённая практика(42 %). 29 % полагают, что представители бизнеса должны помогать социально незащищённым слоям населения, 21 % – что бизнес должен брать на себя часть социальных расходов местных и региональных властей.

30 % бизнесменов считают, что без участия в такого рода расходах предприятие в своей деятельности может столкнуться с определёнными проблемами со стороны местных и региональных властей. Значимы также личные просьбы, обращения за помощью к бизнесменам со стороны мэров, сотрудников муниципалитетов (22 %), а также губернаторов и сотрудников обладминистраций (10 %).