Культура торговли в дефиците: почему в самой многочисленной отрасли самый невысокий уровень профессионализма?
Ни для кого не секрет, что сегодня сфера торговли, можно сказать, состоит в основном из недостатков. Проблемы осуществления торговой деятельности многоуровневые и затрагивают как индивидуального предпринимателя, открывшего свой ларёк, так и госструктуры, осуществляющие контроль этой сферы. Но кроме проблем, обостряющихся время от времени, в сфере торговли немало и «вечных вопросов».
Мы обратились в Саратовский институт Российского государственного торгово-экономического университета, чтобы обсудить с его специалистами отдельные проблемы сферы торговли, касающиеся общего уровня культуры отрасли, а также роли профессионального образования в торговой деятельности.
Количество вместо качества
По данным территориального органа Федеральной службы госстатистики по Саратовской области, на 1 сентября в регионе было зарегистрировано 50,5 тысяч юридических лиц. Более 14 тысяч из них приходится на предприятия оптовой и розничной торговли, услуг по ремонту. Тенденция к росту числа предприятий торговли неуклонно возрастает: из 2,5 тысяч организаций, зарегистрированных с начала года, больше трети – предприятия торговли и услуг. Да и без статистических данных можно с уверенностью сказать: сфера торговли всегда была, есть и будет самой массовой и многочисленной.
А вот насколько профессиональные люди работают в этой области, мы с вами имеем сомнительное удовольствие наблюдать каждый день. Официальных исследований или мониторингов по теме «уровень квалификации работников торговли» до сих пор не проводилось.
По словам начальника отдела внеучебной, воспитательной и патриотической работы Саратовского института Российского государственного торгово-экономического университета Василия Зародина, предприятия торговли, первыми вписавшиеся в рыночную экономику, всегда считались самодостаточными и дефицита кадров никогда не испытывали. Но вот качество этих кадров всегда оставалось под большим вопросом.
«Не пойдёт же человек, не имея специального образования, работать гинекологом, – рассуждает Василий Зародин. – Но почему-то считается, что в торговлю может прийти каждый». И многие годы шли. Исторически сложилось, что сфера торговли и услуг предпочитала выращивать своих специалистов, что называется, с младых ногтей: от работника прилавка до руководителя. При этом пренебрегая профессиональным образованием и уровнем квалификации. Но не имея профессиональных навыков, человек не в состоянии квалифицированно выполнять свою работу, уверены теоретики торговли.
Тем временем изменяющиеся условия макро- и микроэкономики выдвигают свои требованию к уровню образования и проффесионализма работников в любой сфере деятельности. Саратовский институт РГТЭУ начал собственные комплексные исследования на тему «Роль специального образования в сфере услуг и торговли». Исследования включают анкетирование как потребителей, так и самих работников торговой сферы, анализ влияния различных факторов на качество и эффективность работы отрасли.
В торговле закон вне закона
Неквалифицированность персонала торговой отрасли в первую очередь отражается на потребителе. Незнание закона «О защите прав потребителей» приводит к нарушению наших прав, что влечёт за собой серьёзные проблемы и для самого предпринимателя. Чаще всего в общества защиты прав потребителей граждане жалуются именно на нарушения в сфере торговли и услуг. Проданный некачественный товар или оказанная услуга неминуемо влекут за собой визит общественных проверяющих.
Правда, по наблюдению экспертов, в последнее время в структуре жалоб и обращений наметились некоторые изменения: граждане всё чаще стали жаловаться на сферу ЖКХ и услуги финансово-кредитных организаций. Но не потому, что нарушений в сфере торговли стало меньше. Скорее, это вызвано повышением грамотности потребителей, которые научились решать ряд спорных вопросов самостоятельно.
Вы уволены! Следующий!
Вместе с тем от собственной неграмотности страдают и сами работники торговли, считает Василий Зародин. Правовая безграмотность, неумение защищать и отстаивать свои права привели к тому, что сотрудники предприятий торговли стали самым уязвимым классом наёмных работников.
«От этого в тех же сетях такая большая текучка кадров, – приводит пример Зародин. – Вы, наверное, обратили внимание, что сетевые магазины постоянно ищут не только продавцов, но и менеджеров среднего звена, руководителей, директоров магазинов и филиалов. А уж рядовой персонал – меняется как перчатки. В основном потому, что сотрудники не знают как своих прав, так и обязанностей». Которые нарушаются сплошь и рядом.
Только за первое полугодие Государственная инспекция труда по Саратовской области провела более полутора тысяч проверок хозяйствующих субъектов и выявила более 17 тысяч нарушений трудового законодательства. Почти три тысячи нарушений были допущены именно на предприятиях торговли.
Например, проверка соблюдения законодательства о труде в ООО «Ваш шанс ЛТД» показала, что в магазине № 9 торговой сети «Минима» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Руководство задерживало заработную плату, не начислило компенсацию за задержку. На договорах, находящихся у работодателя, отсутствуют подписи работников, удостоверяющие получение работниками второго экземпляра соглашения. Работодателем неверно произведены расчёты компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении. В отношении работающих нарушен график предоставления очередных оплачиваемых отпусков. Работодателем не ведётся учёт фактически отработанного сотрудниками времени. Графики сменности отсутствуют.
Мало того, при проведении проверки руководство ООО «Ваш шанс ЛТД» не удосужилось своевременно представить необходимые документы. А переданные в надзорный орган сведения оказались искажены. За все эти и ряд других нарушений в отношении юридического лица вынесено постановление о назначении административного наказания. В отношении организации было возбуждено дело по ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)». Также Гострудинспекцией выдано предписание о восстановлении нарушенных прав работников, устранении и недопущении вскрытых нарушений впредь.
И это всего лишь один из многочисленных примеров жизнедеятельности организма под названием «сетевой ретейл». Также сетевики грешат невысокой заработной платой (с учётом разнообразных штрафов, вычетов и прочее), ненормированным рабочим днём и т. д. При этом, согласно статистике, среднемесячная заработная плата в сфере торговли и услуг составляет чуть более 10 тысяч рублей, или 72,6 процента к средней зарплате по области.
Откровенный правовой нигилизм руководства торговых организаций приводит к бесконечной текучке кадров. Если сравнить данные регионального министерства занятости, труда и миграции, то увидим, что сфера торговли лидирует как по числу сокращений, так и по числу вакансий.
Без оглядки на ментальность
Василий Зародин считает, что такая ситуация в сфере торговли вполне закономерна. Пока рядовые сотрудники не знают ни своих прав, ни элементарных основ коммерции и товароведения, руководители торговых предприятий также далеки от базисов управления и грамотного менеджмента.
«Мы долго бились над тем, чтобы в закон о торговле непременным условием было внесено обязательное профессиональное образование для работников торговли. Хотя бы для руководящих сотрудников, – говорит Василий Васильевич. – Прежний руководитель Роспотребнадзора Алексей Данилов тогда активно поддерживал эту идею. Но нас так и не услышали. И сегодня к руководству торговых организаций приходят все кто угодно».
А руководитель среднего и высшего звена на предприятии торговли должен иметь не просто экономическое образование. Топ-менеджеру необходимо ориентироваться не только в финансовой деятельности коммерческой структуры, но и в первую очередь уметь работать с людьми. Поэтому в особенности руководящих должностей входят знания коммерции и рынков, основ менеджмента и управления персоналом, а также социальные и психологические аспекты управления. Но давайте посмотрим, есть ли всё вышеперечисленное в требованиях к кандидатам на руководящие должности в тех же сетевых компаниях.
Объявления о поиске директора магазина, руководителя филиала или даже просто менеджера ограничиваются требованиями «опыт работы в руководящей должности столько-то лет». Сетевики ссылаются на то, что проводят обучение своих сотрудников в собственных центрах – Москве, Краснодаре, Питере. Но краткосрочное и поточное обучение неизбежно теряет в качестве. «Они только на командировочных тратят больше, чем если бы обучали персонал здесь, в Саратове», – замечает Василий Зародин. Тем временем в том же Саратовском институте РГТЭУ можно получить и второе высшее образование.
Кроме этого, «выездное» обучение персонала торгового предприятия не учитывает регионального аспекта торговли. По словам Василия Зародина, потребительская ментальность имеет отличия не только между странами, но и между регионами внутри одного государства. Отношение покупателей к тому или иному продукту в разных областях нашей необъятной родины будет разное. Это касается, например, таких продуктов, как соя, кукуруза или хлеб.
Спрос будет. Кого предлагать?
Между тем Василий Зародин говорит, что интерес к повышению уровня знаний и квалификации своих сотрудников у работодателей в сфере торговли всё-таки начинает пробиваться. С институтом сотрудничает ряд торговых предприятий, которые направляют своих работников на обучение и повышение квалификации.
«Мы готовим специалистов, работников торговли всех степеней: от человека, стоящего за прилавком, до руководителя высшего ранга, – рассказывает Василий Васильевич. – Поэтому это касается не только крупных торговых компаний, но и малый и средний бизнес».
Порой человек, потерявший работу, видит самый простой выход – открыть собственное дело. Наиболее быстрым и прибыльным бизнесом является торговля. Но только в том случае, если дело выгорит. Если нет, то расплачиваться с долгами придётся до пенсии. «У большинства пришедших в торговлю людей нет элементарных знаний о том, чем они начинают заниматься, – уверен Василий Зародин. – Но понимание того, что необходимо получать эти знания, кажется, уже начинает сформировываться».
Результаты расчётов регионального министерства занятости, труда и миграции показали, что на предстоящие пять лет можно ожидать общую потребность в кадрах экономики области в количестве более 600 тысяч человек. Распределение объёма потребности по годам показывает, что прогнозируется постоянный рост показателей после снижения их в 2009 году в связи с кризисными явлениями в экономике. По-прежнему прогнозируется нехватка специалистов с начальной профессиональной подготовкой по таким специальностям, как механики, электрики, электромонтёры, строители массовых профессий, а также продавцы, кассиры, повара и кулинары.
Самую массовую потребность по-прежнему демонстрирует сфера оптовой и розничной торговли, услуг по ремонту. Специалисты министерства подсчитали, что в 2011–2015 годах предприятиям сферы торговли потребуется более 100 тысяч работников.Какими кадрами будет закрыта эта потребность в ближайшие пять лет: профессиональными сотрудниками или самоучками, набирающимися опыта методом проб и ошибок? И не забывайте, что это «обучение» проводится в первую очередь на нас с вами – на потребителях. Поставленный вопрос не может быть исчерпнут в рамках одной газетной публикации. Нам представляется, что это только начало разговора.