Кризис имени «Антилопы-Гну»: программа утилизации автомобилей не мешает привычке к возрастному секонд-хенду

Оценить
Кризис имени «Антилопы-Гну»: программа утилизации автомобилей не мешает привычке к возрастному секонд-хенду
В середине текущего года автопарк России начал омолаживаться. Сегодня средний возраст автомобилей в России составляет 12,5 лет. Эту информацию приводят в очередном своём отчёте аналитики агентства «Автостат». По данным исследования на начало 2010 год

В середине текущего года автопарк России начал омолаживаться. Сегодня средний возраст автомобилей в России составляет 12,5 лет. Эту информацию приводят в очередном своём отчёте аналитики агентства «Автостат». По данным исследования на начало 2010 года, средний возраст автомобилей в России составлял 12,9 года. То есть с тех пор машины россиян «помолодели» на полгода. Автопарк Саратовского региона на полтора года старше: средний возраст автомобилей здесь составляет около 14 лет.

***

Количество автомобилей, зарегистрированных в Саратовской области:

2005 год – 215335;

2007 год – 250000;

2009 год – 270000.

***

«По итогам полугодия, количество машин старше 10 лет в России составило 49,6 процента, тогда как на начало года этот показатель превышал 51 процент», – утверждает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.

***

Треть от общего объёма зарегистрированных автомобилей в Саратовской области приходится на категорию «старше 20 лет», треть – на те, что «моложе 5 лет». Почти четверть – «10–20 лет». В возрасте 5–10 лет находится порядка 15 процентов автомобилей.

«Ровесниками» саратовского автопарка, по данным статистики, являются автопарки Томской и Ульяновской областей. Не особенно отличается ситуация в Пензенской и Оренбургской (средний возраст – 14,5 и 13,9 года). И все они вместе с Саратовом занимают среднее положение в возрастном рейтинге автопарка. Самые «молодые» машины (8,7 года) ездят в Татарстане, самые старые (средний возраст 19 лет) – в Камчатском крае.

Здесь стоит отметить, что средний возраст легковых автомобилей российских марок в целом по стране составляет почти 15 лет. А вот с возрастом иностранных моделей у нас почти как в Европе – 9,1 года.

«Сколько денег ещё надо ввалить в автопром»

Само по себе знакомство с автомобильной статистикой ничего не даёт. Но раз эти цифры собираются, усредняются и заботливо заносятся в таблички, значит, это кому-то нужно? Логичнее всего предположить, что такого рода информацией может воспользоваться, например, российское правительство, устремившееся если не перегнать, то хотя бы приблизиться по уровню жизни к западным странам. В отличие от России средний возраст легковых автомобилей, например, в Европе составляет примерно 8,5 лет, а в США – 9,2 года.

Одна моя знакомая, живущая последние пять лет в Германии, говорит, что немцы очень любят автомобили. Причём отечественные: «Фольксваген», БМВ, «Ауди».

«Автомобиль здесь есть практически у каждой семьи, а если в семье достаток, то у каждого члена семьи, – рассказывает Элла Заубер. – И поменять машину здесь не составляет труда. Как правило, в Германии люди продают свой автомобиль просто потому, что он разонравился. Поэтому сказать точно, как долго немцы катаются на одной машине, сложно. Некоторые – от момента покупки с завода и до тех пор, пока авто не отслужит свой век (в Германии это 10 лет). А некоторые всего пару лет».

По словам моей собеседницы, одним из главных критериев, по которому автовладельцы в Германии определяют, что пора продавать автомобиль, является пробег: «Если перевалило за 120 тысяч километров, то продают (зависит от марки, конечно, но в среднем 100–120 тысяч). Многие просто не хотят тратиться на обязательный в этот период техосмотр в автосервисе, на необходимость делать несколько крупных замен деталей и т. п. В Германии это стоит довольно дорого. Им проще сэкономить на сервисе, то есть продать машину, добавить средств и купить новую. Конечно, раз такие машины продаются, то на них находятся покупатели. Те, кто не боятся трат на ремонт, а особенно если могут сделать его самостоятельно, берут подержанные машины с превеликой радостью. Ведь им достаётся хороший автомобиль за очень небольшие деньги. Но на этом автомобиле они уже ездят, пока он не развалится».

Представители автосалонов, помогавшие нам готовить материал о рынке иномарок в один из прошлых номеров, отмечали, что оживление рынка новых автомобилей было спровоцировано программой утилизации. А заградительные пошлины на импорт иномарок вызвали пристрастие саратовцев к иномаркам российской сборки.

Вполне возможно, что, глядя на статистические данные «Автостата», российские законодатели в целях улучшения хотя бы видимости сытой и счастливой жизни россиян придумают ещё какую-нибудь программу по стимулированию покупательского спроса на автомобили. А может быть, усовершенствуют старую. То есть, как отметил один из наших респондентов из числа автолюбителей, правительство, глядя на статистику, сможет точнее определить, «сколько денег ещё надо ввалить в автопром и как можно ещё эффективнее доить налогоплательщиков и автолюбителей».

«Старики» статистику не испортят

Если отвлечься от статистических данных и просто взглянуть на улицы города, можно удивиться разнице впечатлений.

По мнению саратовских автомобилистов, среди которых мы провели небольшой экспресс-опрос, жители нашего города ездят только на иномарках, и в основной своей массе – на новых. Поэтому данные о среднем возрасте саратовского автомобиля, по словам наших народных экспертов, далеки от реальности: «В эту статистику попадают все машины, даже те, что у каких-нибудь старичков стоят в огороде, не снятые с учёта. И таких наверняка очень много. Вот они-то и портят статистику, увеличивая средний возраст».

Механики станций техобслуживания, ежедневно проводящих осмотр автомобилей (профилактику, ремонт), видят диаметрально противоположную картину. По наблюдениям Михаила Георгиевича, работающего на СТО «Трасса», основная масса автомобилистов катается по Саратову на машинах 90-х годов выпуска. То есть на автомобилях старше 20 лет, и преимущественно – на классических моделях российского автопрома.

«Старая классика в ремонте намного дешевле, чем иномарки, – объясняет он причины преданности саратовцев отечественному производителю. – К тому же многие за свою жизнь успели сами научиться ремонтировать свои автомобили. Отечественное авто выгоднее и тем, что если сломается в пути, то его до СТО можно дотянуть на тросе, а для иномарки, если она с автоматической коробкой передач, необходимо вызывать эвакуатор».

«Возрастных» иномарок, по словам Михаила Георгиевича, в городе тоже довольно много. Но на их долю приходится не более 10 процентов от общего объёма обслуживаемых этим СТО машин.

«На старые иномарки, да впрочем и на новые тоже, очень сложно найти детали. Запчасти стоят дорого, и привозятся они, как правило, под заказ. Кстати, с поставкой запчастей на зарубежные модели автомобилей в Саратове вообще очень плохо обстоят дела. Ждать приходится неделями, а иногда и месяцами», – говорит наш собеседник.

Механик Михаил Георгиевич проинформировал нас и относительно средней стоимости ремонта отечественного и иностранного авто. По его словам, ремонт двигателя российской машины стоит 8–12 тысяч рублей, иномарки – свыше 30 тысяч. По словам автомеханика со станции «Сервис плюс», которая обслуживает только иномарки, причём не старше 1995 года выпуска, капитальный ремонт двигателя зарубежной модели легко может доходить и до 100 тысяч рублей.

При этом специалисты станций техобслуживания соглашаются с тем, что большинство владельцев старых российских автомобилей, конечно, мечтают приобрести новую машину. Иномарку или отечественную – каждый, конечно, решает сам. Однако всех их объединяет общая проблема – сложность преодоления ценового барьера.

***

Привычка пуще неволи

Мы провели небольшой опрос среди саратовских автолюбителей: «На какой машине вы ездите сейчас? Как долго? Хотели бы поменять свой автомобиль, и если да, то на какой?»

Ответить на эти вопросы согласились около 30 человек в возрасте от 19 до 45 лет. Конечно, мы не претендуем на репрезентативность, но всё же.

Из 30 человек восемь катаются на «молодых» иномарках (до 5 лет), семь человек владеют «возрастными» зарубежными автомобилями (от 8 до 19 лет), 12 человек садятся за руль отечественного автомобиля старше 10 лет, остальные недавно обзавелись «молодыми» отечественными автомобилями.

Опрос показал также, что значительная часть саратовских автолюбителей имеет пристрастие именно к «возрастным» машинам как отечественных, так и зарубежных марок.

Один из респондентов, владелец 20-летнего «Москвича-2141», заявил, что это «самая удобная машина из современных ей отечественных, да и новым не проигрывает». И если бы собрался поменять автомобиль, то «только на иномарку, например, на БМВ или «Ауди», но опять же «возрастную» – середины 90-х: «так как на российские выкидыши даже смотреть нет желания».

Другой автолюбитель, 25-летний специалист ГО и ЧС, заявил, что его первой машиной была «Волга ГАЗ-2410» 1991 года выпуска. Потом была Волга-3110 2002 г. вып. и ВАЗ-2106 1997 г. вып. В 2009 году купил ВАЗ-2110 2000 г. вып. «Если бы не налоги, то вернул бы ГАЗ-3110. Отличная машина, меня в ней всё устраивало», – утверждает автолюбитель.

Однако в ближайшем будущем автолюбителям придётся отказаться от своей привычки к секонд-хенду старше 10 лет – ввоз таких машин в Россию практически прекращён, а в стадии разработки находится закон о двойном повышении налога на неэкологичное «старьё».