Дай бог жизни всем работодателям и бизнесу: самое главное про казённые финансы 2011 года
Чем бюджет области отличается от областного бюджета? Это не праздный вопрос. Каждый человек, приступающий к анализу бюджетного процесса в регионе, без ответа на него запутается во множестве цифр, отменяющих одна другую. Число людей, интересующихся бюджетом, растёт. Главный финансовый документ будущего года несколько дней назад начал свой длинный и трудный путь к утверждению.
В настоящий момент проект бюджета 2011 года поступил в Саратовскую областную думу. На октябрьском заседании депутаты примут его к рассмотрению. Будет много вопросов, строгих замечаний, компромиссных согласований. И мы будем вынуждены следить за изменениями.
Так что для начала твёрдо запомним, что областной бюджет – это деньги, которыми имеют право распоряжаться правительство области и депутаты областной думы, а бюджет области – это собственные деньги бюджетов областного города и всех районов области вместе с деньгами областного бюджета. Получается, что областной бюджет – это часть бюджета области. И значит, он всегда заведомо меньше.
В 2011 году по плану министерства финансов, утверждённому правительством области, доходы консолидированного бюджета составят почти 66 миллиардов рублей. А доходы областного бюджета – 51,4 миллиарда рублей.
Структуру бюджетных доходов любого уровня можно грубо представить себе следующим образом: основную часть составляют налоговые и неналоговые доходы вместе, существенную – безвозмездные перечисления из бюджета более высокого уровня. Небольшим плюсом к ним идут средства от приносящей доход деятельности. В проекте консолидированного бюджета области на 2011 год налоговые и неналоговые доходы посчитаны как 53,4 миллиарда рублей. Безвозмездных поступлений из федерального центра ждут на уровне 10,5 миллиардов рублей. Эти деньги увеличат первоначально областной бюджет, а уж в его составе скажутся на федеральном.
Этими разновеликими величинами, опуская все промежуточные объяснения, легко жонглирует министр финансов области Александр Ларионов. Он вышел на публику с бюджетным проектом очередного года в 14-й раз. Упрекнуть его в сознательном намерении запутать не слишком компетентных в бюджетном процессе людей язык не поднимется. Ларионов педант и букву Бюджетного кодекса чтит свято.
Но более сильному играть с более слабыми по своим правилам не запретишь. Поэтому к прозвучавшим и будущим речам министра будем относиться чрезмерно внимательно, выделяя главное и важное для большинства среди риторики в общегосударственном ключе.
Началось первое публичное выступление министра с общих слов о наблюдаемых позитивных тенденциях в реальном секторе. Но главное – о том, что риски второй волны кризиса сохраняются и говорить о достижении финансовой стабильности пока преждевременно – тоже было сказано.
Из слов министра выходило, что на уровне федерации смотрят правде в лицо и разрабатывают новые подходы для расширения доходной базы. Доходная база в бюджетном процессе тесно связана с налоговыми платежами. В следующем году на федеральном уровне планируются несколько налоговых новаций. Одни будут стимулировать инновационную деятельность (то есть растить курицу, несущую золотые яйца), а другие перераспределять и по-новому администрировать (расписывать порядок и сроки уплаты) сегодняшние налоговые платежи. Увы, не в пользу регионов.
Например, Александр Ларионов рассказал о том, что будет создан федеральный бюджетный фонд для строительства дорог. Пополнять его будут в числе прочих источников акцизами на нефтепродукты. Эти акцизы решено увеличить в принципе и изменить нормативы зачисления в бюджеты в частности. Саратовская область, как и все остальные, на территории которых есть нефтеперерабатывающие предприятия, на этой новации потеряет. А придут ли собранные таким образом из регионов деньги на ремонт дорог в нужном объёме обратно, ещё вопрос.
Ещё одна новация, удручающая региональных специалистов бюджетного процесса, относится к транспортному налогу. На федеральном уровне в угоду политическим мотивам его ставку решили не поднять, а совсем даже наоборот – понизить в два раза. При этом федеральные законодатели оговорили, что регионы по своему усмотрению могут её увеличивать хоть в 10 раз. В Саратовской области пока не планируется отходить от базы, обозначенной федералами.
Итогом могут стать упрёки региональной власти в мародёрстве на фоне превращения депутатов Государственной думы в этаких добряков, понимающих нужды народа. Так что министр считает этот налог в консолидированном бюджете следующего года с минусом. Что получится в действительности, скрыто в густом тумане. Транспортный налог автомобилисты заплатят только в четвёртом квартале.
На самом деле в четвёртом квартале будут теперь собираться три налога – транспортный, земельный и на имущество физических лиц. Чем это обусловлено, министр Ларионов не рассказал. Но можно предположить, что федералы руководствовались благими намерениями – с одной стороны, упростить процедуру для населения, с другой, целенаправленно пополнить нижестоящие бюджеты в конце года, когда с федеральными да и областными деньгами творится полная неразбериха.
Как бы там ни было, для нас важно предупреждение, сделанное саратовским министром Александром Ларионовым. Он заранее обозначил для членов саратовского правительства и депутатов областной думы, что «на последующие годы муниципалитеты получают проблемы, связанные с кассовыми разрывами». Дело в том, что все три налога с некоторых пор полностью или частично пополняют непосредственно бюджеты городов и районов области. И в этом случае тревога министра относится к исполнению консолидированного бюджета области.
С деньгами от налога на имущество физических лиц в 2011 году ожидается полный провал. Потому что, опять же по новым правилам, он в последний раз уплачивается год в год. С 2011 года его предлагается платить на следующий год после того, за который исчислен. То есть налог на имущество физических лиц за 2011 год предлагается заплатить в 4-м квартале 2012 года.
Налоговые доходы консолидированного бюджета ожидаются в размере 51,4 миллиарда рублей. «Это максимально возможная мобилизация доходов», – сказал министр Ларионов. Основным источником доходов станет НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Общий его объём ожидается на уровне 19 миллиардов рублей. Работодателям предприятий и организаций всех форм собственности стоит приготовиться к жёсткому контролю за размером заработных плат. При этом резкое увеличение единых социальных выплат будет толкать работодателей к использованию серых зарплатных схем. Чтобы одним не разориться, а другим не остаться без денег в казне, предстоит искать разумный компромисс.
Добрые отношения с работодателями из числа собственников и управленцев предприятий важны ещё и потому, что следующий значимый для области налог связан с прибылью. По планам его нужно собрать почти 18 миллиардов рублей. С учётом распространённой в последние кризисные годы практикой просить бизнес заплатить его авансом на силовые и административные нажимы особо рассчитывать глупо.
Губернатор Павел Ипатов, комментируя доклад министра Ларионова, подчеркнул, что бюджет готовился в сложных сценарных условиях, и результат у него самого не вызывает удовлетворения. О продолжающемся в стране кризисе губернатор политкорректно не упоминал. Но сказал, что пора начать понимать, что схема «вынь да положь, у нас горит» больше работать не будет.
Драматизма этому замечанию губернатора добавила информация Александра Ларионова о том, что безвозмездные перечисления из федерального бюджета в 2011 году обещали снизить на треть по сравнению с текущим годом. При этом область не снизит объёма финансовой помощи муниципалитетам.