Из «фанеры» слова не выкинешь, или Чем добросовестные гастроли отличаются от так называемого чёса

Оценить
Сегодня для того, чтобы побывать на концерте известной группы, не обязательно ехать в Москву, Петербург или ещё какой-нибудь довольно отдалённый город, преодолевая сотни километров. Можно просто дождаться, пока музыканты сами приедут в Саратов. И тог

Сегодня для того, чтобы побывать на концерте известной группы, не обязательно ехать в Москву, Петербург или ещё какой-нибудь довольно отдалённый город, преодолевая сотни километров. Можно просто дождаться, пока музыканты сами приедут в Саратов. И тогда, примерно за те же деньги, что и в столице, вы сможете насладиться любимой музыкой.
Единственный вопрос заключается в том, насколько высоким будет качество выступления известной группы на провинциальной сцене? В каком случае вас, скорее всего, ждёт разочарование, а в каком – приятное времяпрепровождение, и от чего это зависит?

Рок-музыка

Иностранные коллективы в Саратов приезжают пока ещё редко, но отечественные группы давно включили наш город в свои гастрольные туры. В театрах, клубах и барах Саратова теперь можно услышать всё что душе угодно – от поп-музыки до джаза.

Казалось бы, нужно радоваться тому, что «гора идёт к Магомету». Но многие являются приверженцами такой точки зрения, что на концерт любимой группы лучше съездить в тот город, где она и обитает. А в провинцию столичные коллективы приезжают с единственной целью – «срубить денег». Неуважительно относятся к публике, попросту отыгрывая концерты «под фанеру». Одним словом, продают нам музыку низкого качества по завышенным ценам.

Так ли это? Мне всегда казалось, что хороший музыкант в любом городе и на любой сцене остаётся таковым. Возможно, мне просто везло на добросовестные коллективы. А может быть, всё дело в том, что специфика рок-музыки, которую я предпочитаю слушать, не предполагает использование «фанеры».

Рок-музыкант, вокалист группы «Кро-Маньон» Игорь Харламов, опровергая миф о вездесущем «чёсе», рассказывает о том, что основная масса приезжих групп играет с удовольствием:

«Сомневаюсь, что они даже у себя в московских клубах так играют. Поскольку я хожу только на роковые коллективы, о фонограмме в этом случае говорить не приходится. Яркий пример – это корпорация «Ария». Или группа «Пикник», которая ежегодно приезжает к нам в течение многих лет. Я был на всех их концертах начиная с 87 года. Это фантастика – и в музыкальном, и в визуальном плане. У них очень сложное оформление сцены, много гротескных фигур».

К тому же, как подтверждает Игорь, такие выступления длятся около полутора часов, что совершенно не характерно для «чёса». Музыканты, приехавшие для того, чтобы «срубить денег», не утруждают себя длинными концертами и не задерживаются на сцене дольше одного часа.

Поп-музыка

Если рок-группы в халтуре обвиняют нечасто, то на попсовые коллективы народное недоверие выплёскивается сполна. После разгула в 90-е двойников группы «Мираж» некоторые российские меломаны до сих пор предпочитают слушать песни отечественных исполнителей в записи.

Но «попса» – это сложное и весьма относительное понятие. По мнению Игоря Харламова, некоторые музыканты, причисляемые к поп-музыке, выступают достойно: «Например, Григорий Лепс, к которому я отношусь уважительно, хотя это немного не моё. У него феноменальнейшие музыканты, и поёт он – дай бог каждому. Или Леонид Агутин, который тоже поёт вживую».

А вот о так называемой галимой попсе Игорь отзывается весьма скептически: «Это даже не ансамбли, а просто проекты. Если в таком коллективе поменять пару солистов, то никто и не заметит, наверное. У меня по этому поводу был спор с одним знакомым. Я спрашивал его: «Зачем ты идёшь на такой концерт, если можно поставить диск дома и послушать?» Но он говорит, что ему нравится сам факт присутствия».

А если этот эффект усиливается хорошей постановкой программы и доброжелательным отношением артиста к публике, то концерт проходит на высоте. «Видеть любимого певца по телевизору и вживую – это большая разница, – рассказывает зритель Тамара Ивановна. – В прошлом году я была на концерте Софии Ротару. Концерт проходил в цирке, зал был переполнен, зрители сидели даже на ступеньках. Было отлично слышно и видно, очень хорошая акустика, замечательное качество. Сама Ротару работала с полной отдачей, с теплом. Так же замечательно прошёл концерт Стаса Михайлова. Ему дарили много цветов, он ко всем поклонникам относился с душой, каждую женщину целовал. После окончания концерта его вызывали на бис и он пел ещё минут 40. Одним словом, концерт прошёл просто на высшем уровне!»

Джаз

Саратовские любители джаза также не остались обделёнными вниманием своих кумиров. Афиши, извещающие о гастролях известных джазовых коллективов, в нашем городе уже давно не редкость. А вопрос о «фанере» или халтуре в этом случае звучит, пожалуй, даже некорректно.

«Конечно, никакой халтуры там просто не может быть, – уверяет ценитель джаза и врач по профессии Валерий Бакуткин. – Я ходил на концерты потрясающих музыкантов Игоря Бутмана и Олега Бутмана. Когда выступают музыканты такого высокого уровня, в силу вступает их репутация. Если какой-то коллектив выступит плохо, это просто будет разовый концерт. В следующий раз к ним никто не пойдёт».

Происходит это ещё и потому, что в провинции публика порой даже более взыскательна, чем столичная. И конечно, нельзя думать, что провинция равнодушна. Хотя, как уверяет Валерий, для настоящего музыканта нет таких понятий, как маленький или большой зал. Это касается и гонорара: «Вот, например, блюзовым музыкантам за рубежом платят невысокие гонорары, для того чтобы они думали о музыке, а не о деньгах. И музыканты играют на совесть».

Александр Янклович, депутат городской думы:

ЕСЛИ МУЗЫКАНТЫ БУДУТ ХАЛТУРИТЬ, ИХ ПРОСТО НИКТО НЕ БУДЕТ СЛУШАТЬ

– Вот недавно в Саратове был фестиваль театрального искусства. Мы посетили два спектакля, нам очень понравилось. Это была классика: «Лебединое озеро» и спектакль по отрывкам из Островского. Что касается эстрадных исполнителей, последний раз был на концерте Александра Розенбаума. Человек на самом деле поёт вживую и выкладывается.

У меня отец меломан. Он любит джазовые мероприятия. И у нас с ним у обоих музыкальное образование. Как вы знаете, в Саратове каждый год проходит фестиваль «Нева впадает в Волгу». Мы его с удовольствием посещаем. Здорово выступают Бутман, Ленинградский диксиленд. Сама специфика и динамика джаза предполагают полную выкладку. Если музыканты будут халтурить, их просто никто не будет слушать.

И потом, я считаю, что Саратов всё-таки культурная столица Поволжья. У нас целая плеяда талантливых актёров, первый в России цирк, театр оперы и балета, консерватория, филармония. Поэтому у нас очень притязательная публика, воспитанная на высоком искусстве. Коллективы, которые работают на сбор денег, просто сюда не поедут. А если и приедут один раз, то никто не придёт их слушать. Но если будет выступать малоизвестный талантливый музыкант, то зал будет полным.

Максим Фатеев, глава Торгово-промышленной палаты Саратовской области:

ВСЁ ЗАВИСИТ И ОТ САМОГО АРТИСТА, И ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСТРОЯ ЗРИТЕЛЯ

– Я бывал на таких «чёсах», что стыдно было смотреть на сцену. А порой бывал на концертах, где приезжие артисты показывали всё своё мастерство, выкладывались действительно по полной. По-разному бывает, как и всё в этой жизни. Всё зависит и от самого артиста – от цели его гастрольного тура, – и от психологического настроя зрителя. Как уже отмечали многие творческие люди, саратовский зритель очень восприимчив и доброжелателен. Но в то же время и очень требователен.

В этом сезоне я, к сожалению, ещё не успел никуда сходить. Много работаю. А вообще стараюсь посещать гастрольные спектакли московских театров.

Кирилл Захаров, преподаватель, журналист, шоумен:

ИСКУССТВОМ НА ПОТОКОВЫХ ГАСТРОЛЬНЫХ КОНЦЕРТАХ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ. ЭТО ПРОСТО ХОРОШАЯ МУЗЫКА НА ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РАСПРОДАЖЕ

– Каждое выступление зависит от огромного количества факторов: от степени комфортности расселения гостей принимающей стороной до количества отработанных ранее концертов. Я был на «Ю-Питере» с Вячеславом Бутусовым и «Шанхае» с Евгением Маргулисом. Там не было и следов «чёса». В первом случае из-за математической выверенности проекта, во втором – из-за личного обаяния и уважительного отношения лидера проекта к своей публике.

Но в любом случае искусством на потоковых гастрольных концертах не занимаются. Это посередине – как беллетристика между классикой и «чтивом». Просто хорошая музыка на провинциальной распродаже.