Из «фанеры» слова не выкинешь, или Чем добросовестные гастроли отличаются от так называемого чёса

Оценить
Из «фанеры» слова не выкинешь, или Чем добросовестные гастроли отличаются от так называемого чёса
Сегодня для того, чтобы побывать на концерте известной группы, не обязательно ехать в Москву, Петербург или ещё какой-нибудь довольно отдалённый город, преодолевая сотни километров. Можно просто дождаться, пока музыканты сами приедут в Саратов. И тог

Сегодня для того, чтобы побывать на концерте известной группы, не обязательно ехать в Москву, Петербург или ещё какой-нибудь довольно отдалённый город, преодолевая сотни километров. Можно просто дождаться, пока музыканты сами приедут в Саратов. И тогда, примерно за те же деньги, что и в столице, вы сможете насладиться любимой музыкой.
Единственный вопрос заключается в том, насколько высоким будет качество выступления известной группы на провинциальной сцене? В каком случае вас, скорее всего, ждёт разочарование, а в каком – приятное времяпрепровождение, и от чего это зависит?

Рок-музыка

Иностранные коллективы в Саратов приезжают пока ещё редко, но отечественные группы давно включили наш город в свои гастрольные туры. В театрах, клубах и барах Саратова теперь можно услышать всё что душе угодно – от поп-музыки до джаза.

Казалось бы, нужно радоваться тому, что «гора идёт к Магомету». Но многие являются приверженцами такой точки зрения, что на концерт любимой группы лучше съездить в тот город, где она и обитает. А в провинцию столичные коллективы приезжают с единственной целью – «срубить денег». Неуважительно относятся к публике, попросту отыгрывая концерты «под фанеру». Одним словом, продают нам музыку низкого качества по завышенным ценам.

Так ли это? Мне всегда казалось, что хороший музыкант в любом городе и на любой сцене остаётся таковым. Возможно, мне просто везло на добросовестные коллективы. А может быть, всё дело в том, что специфика рок-музыки, которую я предпочитаю слушать, не предполагает использование «фанеры».

Рок-музыкант, вокалист группы «Кро-Маньон» Игорь Харламов, опровергая миф о вездесущем «чёсе», рассказывает о том, что основная масса приезжих групп играет с удовольствием:

«Сомневаюсь, что они даже у себя в московских клубах так играют. Поскольку я хожу только на роковые коллективы, о фонограмме в этом случае говорить не приходится. Яркий пример – это корпорация «Ария». Или группа «Пикник», которая ежегодно приезжает к нам в течение многих лет. Я был на всех их концертах начиная с 87 года. Это фантастика – и в музыкальном, и в визуальном плане. У них очень сложное оформление сцены, много гротескных фигур».

К тому же, как подтверждает Игорь, такие выступления длятся около полутора часов, что совершенно не характерно для «чёса». Музыканты, приехавшие для того, чтобы «срубить денег», не утруждают себя длинными концертами и не задерживаются на сцене дольше одного часа.

Поп-музыка

Если рок-группы в халтуре обвиняют нечасто, то на попсовые коллективы народное недоверие выплёскивается сполна. После разгула в 90-е двойников группы «Мираж» некоторые российские меломаны до сих пор предпочитают слушать песни отечественных исполнителей в записи.

Но «попса» – это сложное и весьма относительное понятие. По мнению Игоря Харламова, некоторые музыканты, причисляемые к поп-музыке, выступают достойно: «Например, Григорий Лепс, к которому я отношусь уважительно, хотя это немного не моё. У него феноменальнейшие музыканты, и поёт он – дай бог каждому. Или Леонид Агутин, который тоже поёт вживую».

А вот о так называемой галимой попсе Игорь отзывается весьма скептически: «Это даже не ансамбли, а просто проекты. Если в таком коллективе поменять пару солистов, то никто и не заметит, наверное. У меня по этому поводу был спор с одним знакомым. Я спрашивал его: «Зачем ты идёшь на такой концерт, если можно поставить диск дома и послушать?» Но он говорит, что ему нравится сам факт присутствия».

А если этот эффект усиливается хорошей постановкой программы и доброжелательным отношением артиста к публике, то концерт проходит на высоте. «Видеть любимого певца по телевизору и вживую – это большая разница, – рассказывает зритель Тамара Ивановна. – В прошлом году я была на концерте Софии Ротару. Концерт проходил в цирке, зал был переполнен, зрители сидели даже на ступеньках. Было отлично слышно и видно, очень хорошая акустика, замечательное качество. Сама Ротару работала с полной отдачей, с теплом. Так же замечательно прошёл концерт Стаса Михайлова. Ему дарили много цветов, он ко всем поклонникам относился с душой, каждую женщину целовал. После окончания концерта его вызывали на бис и он пел ещё минут 40. Одним словом, концерт прошёл просто на высшем уровне!»

Джаз

Саратовские любители джаза также не остались обделёнными вниманием своих кумиров. Афиши, извещающие о гастролях известных джазовых коллективов, в нашем городе уже давно не редкость. А вопрос о «фанере» или халтуре в этом случае звучит, пожалуй, даже некорректно.

«Конечно, никакой халтуры там просто не может быть, – уверяет ценитель джаза и врач по профессии Валерий Бакуткин. – Я ходил на концерты потрясающих музыкантов Игоря Бутмана и Олега Бутмана. Когда выступают музыканты такого высокого уровня, в силу вступает их репутация. Если какой-то коллектив выступит плохо, это просто будет разовый концерт. В следующий раз к ним никто не пойдёт».

Происходит это ещё и потому, что в провинции публика порой даже более взыскательна, чем столичная. И конечно, нельзя думать, что провинция равнодушна. Хотя, как уверяет Валерий, для настоящего музыканта нет таких понятий, как маленький или большой зал. Это касается и гонорара: «Вот, например, блюзовым музыкантам за рубежом платят невысокие гонорары, для того чтобы они думали о музыке, а не о деньгах. И музыканты играют на совесть».

Александр Янклович, депутат городской думы:

ЕСЛИ МУЗЫКАНТЫ БУДУТ ХАЛТУРИТЬ, ИХ ПРОСТО НИКТО НЕ БУДЕТ СЛУШАТЬ

– Вот недавно в Саратове был фестиваль театрального искусства. Мы посетили два спектакля, нам очень понравилось. Это была классика: «Лебединое озеро» и спектакль по отрывкам из Островского. Что касается эстрадных исполнителей, последний раз был на концерте Александра Розенбаума. Человек на самом деле поёт вживую и выкладывается.

У меня отец меломан. Он любит джазовые мероприятия. И у нас с ним у обоих музыкальное образование. Как вы знаете, в Саратове каждый год проходит фестиваль «Нева впадает в Волгу». Мы его с удовольствием посещаем. Здорово выступают Бутман, Ленинградский диксиленд. Сама специфика и динамика джаза предполагают полную выкладку. Если музыканты будут халтурить, их просто никто не будет слушать.

И потом, я считаю, что Саратов всё-таки культурная столица Поволжья. У нас целая плеяда талантливых актёров, первый в России цирк, театр оперы и балета, консерватория, филармония. Поэтому у нас очень притязательная публика, воспитанная на высоком искусстве. Коллективы, которые работают на сбор денег, просто сюда не поедут. А если и приедут один раз, то никто не придёт их слушать. Но если будет выступать малоизвестный талантливый музыкант, то зал будет полным.

Максим Фатеев, глава Торгово-промышленной палаты Саратовской области:

ВСЁ ЗАВИСИТ И ОТ САМОГО АРТИСТА, И ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСТРОЯ ЗРИТЕЛЯ

– Я бывал на таких «чёсах», что стыдно было смотреть на сцену. А порой бывал на концертах, где приезжие артисты показывали всё своё мастерство, выкладывались действительно по полной. По-разному бывает, как и всё в этой жизни. Всё зависит и от самого артиста – от цели его гастрольного тура, – и от психологического настроя зрителя. Как уже отмечали многие творческие люди, саратовский зритель очень восприимчив и доброжелателен. Но в то же время и очень требователен.

В этом сезоне я, к сожалению, ещё не успел никуда сходить. Много работаю. А вообще стараюсь посещать гастрольные спектакли московских театров.

Кирилл Захаров, преподаватель, журналист, шоумен:

ИСКУССТВОМ НА ПОТОКОВЫХ ГАСТРОЛЬНЫХ КОНЦЕРТАХ НЕ ЗАНИМАЮТСЯ. ЭТО ПРОСТО ХОРОШАЯ МУЗЫКА НА ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РАСПРОДАЖЕ

– Каждое выступление зависит от огромного количества факторов: от степени комфортности расселения гостей принимающей стороной до количества отработанных ранее концертов. Я был на «Ю-Питере» с Вячеславом Бутусовым и «Шанхае» с Евгением Маргулисом. Там не было и следов «чёса». В первом случае из-за математической выверенности проекта, во втором – из-за личного обаяния и уважительного отношения лидера проекта к своей публике.

Но в любом случае искусством на потоковых гастрольных концертах не занимаются. Это посередине – как беллетристика между классикой и «чтивом». Просто хорошая музыка на провинциальной распродаже.