О бюджете или хорошо, или ничего: общественные слушания главного финансового документа превратились в видимость обсуждения

Оценить
Администрация Саратовской области вынесла проект бюджета 2011 года на публичное обсуждение. Слушания состоялись накануне заседания правительства – во вторник, 5 октября. Работники бюджетных учреждений сделали вид, что проектом бюджета довольны.

Администрация Саратовской области вынесла проект бюджета 2011 года на публичное обсуждение. Слушания состоялись накануне заседания правительства – во вторник, 5 октября. Работники бюджетных учреждений сделали вид, что проектом бюджета довольны.

Заместитель председателя правительства области Алексей Щербаков пояснил собравшимся, что согласно изменениям в законодательстве, которые произошли в прошлом году, региональная власть обязана, прежде чем принять проект бюджета, рассказать о нём общественному собранию, проинформировав заинтересованное население о предполагаемых решениях органов власти, о том, сколько в казне денег и куда их планируется потратить. Власть, можно даже сказать, должна получить одобрение и учесть пожелания и рекомендации, которые будут озвучены представителями народа по поводу планируемого к принятию главного финансового документа области.

Публичные слушания в демократических странах считаются важным мероприятием. Их часто именуют институтом (формой) прямой демократии. Это возможность для населения реализовать своё право на участие в решении вопросов, находящихся в компетенции власти. Но всё это, так правильно звучащее на бумаге, было довольно далеко от реальной саратовской картины.

В минувший вторник на публичные слушания проекта бюджета действительно были приглашены руководители всех тех учреждений, деятельность которых напрямую зависит от бюджетного финансирования. Эти люди должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы напрямую рассказать власти о наиболее острых проблемах своего учреждения или всей отрасли. Заострить те вопросы, которые требуют незамедлительного решения, но разобраться с которыми без участия бюджетных средств невозможно.

Однако представители бюджетной сферы, что пришли на слушания, повели себя иначе.

Во-первых, после выступления министра финансов Саратовской области Александра Ларионова, представившего проект бюджета будущего года, никто не задал ему ни единого вопроса. Ни устно, ни даже письменно, как было предложено президиумом.

Во-вторых, записавшиеся на выступление руководители бюджетных учреждений говорили о чём угодно, только не о проблемах. Даже о самом бюджете в своих докладах они вспоминали нечасто.

Фтизиатров всё устраивает

Главный врач областного противотуберкулёзного диспансера Татьяна Морозова, которая, думается, была приглашена на слушания как представитель медицинской отрасли, заняла трибуну почти на 10 минут. Но вместо того, чтобы обратить внимание министра, заместителя председателя правительства, областных депутатов на те проблемы, которые власть в проекте бюджета не учла или недостаточно внимательно к ним отнеслась, почти все 10 минут она рассказывала о том, что представляет собой фтизиатрическая служба Саратовской области.

Участники слушаний узнали от Морозовой о том, что туберкулёз – это актуальная медико-социальная проблема для всего мирового сообщества. О том, что в области работает 11 самостоятельных государственных учреждения фтизиатрического профиля. О том, что на учёте у фтизиатров сегодня состоит около 30 тысяч пациентов. О том, что над проблемой туберкулёза у нас трудится пять докторов и 15 кандидатов медицинских наук.

Знаем мы теперь и о том, что врач противотуберкулёзного учреждения в среднем зарабатывает 24 тысячи рублей, а младший медицинский персонал – 12 тысяч в месяц.

Сказав о том, что противотуберкулёзная служба области финансируется в основном за счёт областного бюджета и что согласно проекту бюджета 2011 года финансирование вырастет на 2,3 процента, Морозова не уточнила, насколько это увеличение существенно для службы. Для далёких от диспансера людей осталось неизвестным, как часто 30 тысяч поставленных на учёт пациентов могут получать медицинскую помощь и в каких объёмах. Сколько стоит лечение больных туберкулёзом? Хватает ли тех денег, что выделяет областной бюджет на содержание больных в диспансерах? В каком состоянии находятся здания фтизиатрических учреждений?

Доктор Морозова просто дала всем понять, что никаких проблем фтизиатрическая служба региона не испытывает и имеющихся бюджетных ассигнований ей достаточно. Но если у неё нет никаких претензий к власти, зачем она поднялась на трибуну?

От бюджета в автономию

Другой представитель учреждения социальной сферы Александр Болдырев представлял учреждения, подведомственные министерству социальной защиты. Болдырев возглавляет дом-интернат для престарелых. В своём докладе он, как и его предшественница Морозова, говорил только о хорошем.

«Бюджетные средства, выделенные в этом году, позволили нам обеспечить всем необходимым наших подопечных. За счёт субсидий и внебюджетных средств были проведены работы по капитальному ремонту и благоустройству территорий, подготовке учреждения к зиме. Проведена заготовка картофеля и овощей и закладка их на длительное хранение, – рапортовал Болдырев. – Закуплено необходимое оборудование и инвентарь для работы сотрудников и мебель для проживающих».

Докладчик сообщил, что, ознакомившись с проектом бюджета будущего года и проанализировав «контрольные цифры о выделении субсидий», он пришёл к выводу, что в следующем году его «учреждение будет работать стабильно, будут выполнены в полном объёме все гарантированные клиентам услуги и будет происходить дальнейшее развитие учреждения».

При этом Болдырев не скрывал, что средняя заработная плата его сотрудников составляет чуть больше 10 тысяч рублей. Но он также сообщил, что с января текущего года дом-интернат для престарелых является автономным учреждением, что дало ему возможность оказывать платные услуги населению. То есть уйти от абсолютной зависимости от областного бюджета и самим крепить своё финансовое положение.

Единственной просьбой Болдырева к президиуму, то есть к представителям региональной власти, стало освобождение автономных учреждений от уплаты налогов на имущество в 2011 году. «Существующее освобождение от данного налога действует только до конца текущего года», – пояснил Болдырев и получил заверение от Щербакова, что просьба услышана.

Только положительные выводы

Не обошлась без хвалебных и благодарственных речей и представитель сферы образования – директор детского дома № 2 и председатель совета директоров интернатных учреждений Галина Ефимова.

Начала с признания, что с коллегами – руководителями интернатов и детских домов – проект областного бюджета следующего года обсуждала не один день.

«В результате долгих дебатов мы пришли к следующим выводам...» – начала Ефимова и перешла к перечислению положительных тенденций в планируемых бюджетных расходах. О чём дебатировали директора интернатов, участники мероприятия не узнали. Можно предположить, что перед ними стояла задача как можно более положительно отозваться о проекте этого документа.

Как положительный момент был оценён тот факт, что проект бюджета 2011 года предусматривает увеличение финансирования трёх целевых программ, направленных на защиту интересов детей. Например, на программу «Развитие образования на 2009–2011 годы» предусмотрено 14 миллионов 100 тысяч рублей, что, по словам Ефимовой, «конечно, позволит улучшить условия содержания детей, укрепить материальную базу детских домов и общую образовательную базу домов-интернатов».

Ещё один положительный момент усмотрен в планируемом повышении зарплат работников интернатных учреждений. Фонд оплаты их труда в проекте бюджета 2011 года вырос на 6,5 процентов по сравнению с годом текущим.

«В области 48 интернатных учреждений, конечно, у каждого из них есть свои проблемы, какие-то нерешённые задачи, которое требуют незамедлительного решения. И вот бюджет 2011 года позволяет нам надеяться, что мы в полной мере эти острые вопросы снимем, – заявила Ефимова. – Мы надеемся, что наши дети будут сыты, одеты, обуты, будут получать достойное медицинское обслуживание, отдыхать в оздоровительных лагерях». Словом, ответственный докладчик выразила уверенность в том, что бюджетных денег хватит для всестороннего развития личности.

Не забывая о совести

Представитель работников культуры директор ТЮЗа Валерий Райков произвёл на этом благостном фоне благодарных участников собрания удручающее впечатление. В отличие от других докладчиков он о проблемах не молчал, а говорил откровенно, но всё время как будто извиняясь. Было ощущение, что в человеке борются совесть и нежелание ссориться с правительственными чиновниками.

«Средняя заработная плата работников в сфере культуры за первое полугодие составила 7820 рублей. Это 57,7 процента от средней зарплаты по области. В сфере культуры заработную плату ниже прожиточного минимума получают около 40 процентов работников, или 6113 человек», – сообщил Райков участникам публичных слушаний.

Он отметил, что для поддержания творческого потенциала учреждений культуры и искусства в проекте бюджета на 2011 год предусмотрены средства для повышения зарплат с индексацией не на шесть с половиной, а на 10 процентов. Но вот следующая его фраза «честь и хвала правительству и губернатору, что такое решение было принято, ведь тогда зарплата наших работников приблизится к порогу в 9 тысяч рублей» прозвучала как издёвка то ли над самими работниками культуры, то ли над правительством области.

Извиняющимся тоном Райков сообщил президиуму и о том, что власть забыла о творческих династиях, о профессионалах, посвятивших сфере культуры всю жизнь.

«У нас есть люди, которые работают по 20–30, а некоторые и по 40–50 лет», – сказал директор ТЮЗа и попросил членов правительства «по мере сил и пусть не в этом, но хотя бы в следующем бюджете обратиться к теме стажевых».

«Я понимаю, как трудно людям, сидящим в президиуме, в это кризисное время делить бюджет, делить деньги», – произнёс Райков с сочувствием к тем, чьи доходы давно раз в десять превышают порог в 9 тысяч рублей.

Вспомнив, что на областную целевую программу «Развитие культуры» проект бюджета 2011 года предусматривает 53 миллиона рублей (что на 15 миллионов больше объёмов финансирования в текущем году), Райков честно сказал, что этого мало. Общая потребность финансирования, по его словам, составляет 162 миллиона рублей. И если бы добавили ещё 109 миллионов, то это было бы достойно. Иначе культура останется стоять на месте и люди не увидят новых постановок, новых проектов.

Но тут же снова начал извиняться: «Я, конечно, понимаю, что в кризис трудно сохранять даже эти цифры. Поэтому хочу поблагодарить всех за тот бюджет, который есть».

В конце своего выступления Райков обратился к президиуму с просьбой построить общежития для работников культуры.

«Дело в том, что тем, кто приходит нам на смену, молодёжи, нужен хотя бы клочок своей территории. В нашем театре 21 человек живёт неизвестно где, мы находим людям какие-то клочки, где они живут. Общежитие очень нужно, – заявил Валерий Райков и опять извинился: – Я понимаю, что трудно, что строится новый ТЮЗ...»

***

Участники публичных бюджетных слушаний в зале демонстрировали абсолютную безучастность. Выступление Райкова, хотя местами и робкое, но единственное из всех не лишённое смелости и откровенности, тоже не удостоилось народной поддержки.