«Индустрик» – понятие всепогодное: «Феномен нашего техникума заключается, во-первых…»
Прошло несколько десятков лет, изменилось название техникума, полностью сменился преподавательский со
Когда-то «индустрики» были известны во всём городе. Благодаря своей сплочённости и готовности постоять за товарища они побеждали во всех драках.
Прошло несколько десятков лет, изменилось название техникума, полностью сменился преподавательский состав. Но остались люди, которые привыкли называть себя «индустриками». Они по-прежнему известны в городе – теперь уже своими достижениями на различных поприщах, умением продуктивно работать и хорошо зарабатывать.
«В прошлом году мы пригласили на юбилей колледжа всех желающих. Рассчитывали примерно на 200 человек, а пришли около 500», – рассказывает заместитель директора колледжа Анна Гладенина.
А как обстоят дела с современными студентами? Группку молодых людей, сидящих в коридоре профессионально-педагогического колледжа имени Ю. А. Гагарина, вопрос о том, кто такие «индустрики», погружает в раздумья. Один всё-таки произносит: «Ну, наш техникум раньше назывался индустриальным».
Они сейчас называют себя «гагаринцы». И будем надеяться, мы ещё не раз о них услышим.
Автор: Дарина Маляренко
Гагаринский, бывшее Александровское
История Саратовского индустриального колледжа началась ещё в XIX веке, со времён отмены крепостного права. В город из деревень за лучшей жизнью потянулись крестьяне. Их дети целыми гроздьями просили милостыню возле церквей. Купец первой гильдии Тимофей Жегин вместе с другими влиятельными людьми города решил собрать нищих детей в училище. 40 учеников-пансионеров и 43 ребёнка, которых взяли за плату, приступили к занятиям в Александровском ремесленном училище в 1871 году. Они обучались на сапожников, портных, переплётчиков, столяров, токарей и слесарей.
В 1876 году инженер Советкин, славившийся по России и за границей как один из создателей «Русской системы» производственного обучения, провёл реформу учебной системы. В здании училища открыли слесарную мастерскую, во дворе построили кузницу, закупили станки. Со временем училище начало становиться всё более нужным и полезным Саратову. Там ремонтировали пожарное оборудование, а потом и сами начали изготавливать паровые машины, лебёдки, насосы. С 1898 года ученики начали изучать электротехнику и обслуживать городскую, а позже и все остальные электростанции Саратова.
Училище славилось известными выпускниками задолго до полёта Гагарина в космос. Александр Заулошнов был активным участником восстания на броненосце «Потёмкине». Пётр Виноградов участвовал в вооружённом восстании в июле 1906 года в Кронштадте. Андрей Златогорский служил на крейсере «Аврора». Иван Павлович Бардин – учёный с мировым именем, выдающийся советский металлург, академик и Герой Социалистического Труда.
После Октябрьской революции 1917 года учебное заведение стало называться «Советское ремесленное училище». В мае 1919 года училище было преобразовано в политехнические курсы сельскохозяйственного направления. В том же году главный корпус был занят броневым отрядом и авторотой фронта, потом корпус отдали под лазарет. Во время реорганизации учебной системы главный учебный корпус вместе с мастерскими был занят военной железнодорожной школой. В 1921 году, после приезда в Саратов наркома просвещения Анатолия Луначарского, который помог вернуть училищу корпус с мастерскими, политехнические курсы стали профтехшколой с именем Луначарского.
В конце 1940 года в стенах профтехшколы было создано ремесленное училище № 2 – металлистов. 5 января 1945 года на базе училища был создан Саратовский индустриальный техникум. В нём обучали по трём специальностям: обработка металлов резанием, монтаж и ремонт промышленного оборудования, литейное производство чёрных металлов.
В 1951 году в индустриальный техникум на литейное отделение поступил Юрий Гагарин. Он окончил техникум в 1955 году почти на отлично, с одной четвёркой – по психологии. «Гагаринцами» «индустриков» стали называть сразу после 12 апреля 1961 года. В 1965 году было решено создать музей Гагарина. День его посещения Гагариным, 5 января 1965 года, считается днём рождения музея. В 1992 году техникум преобразовался в колледж и стал называться Саратовским государственным профессионально-педагогическим колледжем имени Гагарина.
Александра Россошанская, директор Саратовского народного музея Гагарина:
– Это учебное заведение всегда стремилось готовить специалистов, востребованных обществом. Училище в своё время дало кров и профессию многим обездоленным, поэтому никто так благоговейно и с такой благодарностью не относится к своему учебному заведению, как индустрики. Мы стараемся и сегодня сохранять коллективные ценности – в то время, когда приоритетами стали желание быть только за себя, индивидуализм и бесконечная жажда денег.
***
«При всех властях стоял дом…»
Тимофей Жегин купил и переделал под училище трёхэтажный дом в центре города на улице Большой Кострижной (ныне Сакко и Ванцетти). При училище действовала домовая церковь. Со временем в здании появлялись новые мастерские, была построена отдельная кузница, от городских властей выделялись помещения под мастерские.
В 1965 году решили надстроить здание на два этажа. В 1966 году его сдали в эксплуатацию. Но старые стены не выдержали новой нагрузки. В 1982-м строение обследовали специалисты и пришли к выводу, что в нём нужно прекратить занятия. В 1970 году во дворе техникума было заложено новое двухэтажное здание. В 1991 году главный учебный корпус начали ломать. Вместо здания, где учился Юрий Гагарин и другие индустрики – знаменитые и не очень, – теперь стоит новодел, довольно точная копия памятника истории.
(По материалам художественно-публицистического издания Владимира Россошанского «Через миры и века» об истории индустриального колледжа)
***
Все сами пробивали себе дорогу
Игорь Якунин, выпускник 1962 года,
бывший директор Саратовского центра стандартизации, метрологии и сертификации:
– В техникуме техническая подготовка всегда была на высшем уровне. Потому что, когда я поступал, в техникум принимали только выпускников ремесленного училища, которые отработали не менее двух лет по профессии. Это был единственный из 36 техникумов в Союзе, который готовил литейщиков. В техникуме был отличный преподавательский, мастерской состав. Мы выпускали станки. Когда я в 71-м году пришёл работать в литейный цех, у меня все литейщики были выпускниками нашего техникума.
Олег Коргунов, выпускник 1978 года,
директор Саратовского регионального филиала ОАО «Российский сельскохозяйственный банк»:
– Феномен техникума заключается, во-первых, в том, что там учился первый космонавт Юрий Гагарин. А во-вторых, в том, что там учились целеустремлённые люди. Там не было мажориков. Все сами пробивали себе дорогу. К тому же там всегда были хорошие преподаватели, которые не просто читали лекции, а вкладывали в учеников душу. Они мне дали вектор направления – быть честным, порядочным, целеустремлённым. Сейчас, если я узнаю, что человек индустрик, он сразу становится моим другом.
Александр Гатвинский, выпускник 1978 года,
советник президента ОАО «Бинбанк»:
– Я недавно во дворе одного дома на Московской на люке увидел надпись: «Ремесленное аАлександровское училище» – так раньше назывался индустриальный техникум. Это училище готовило людей ремесленных профессий. Туда шли учиться люди, сильные духом.
Когда я учился в техникуме, там между первым и вторым этажами был плакат со словами Юрия Гагарина: «Техникум был для меня не только школой знаний, но и школой жизни». То же самое могу сказать и я. Хотя и знания я там получил очень хорошие. Этому способствовали два фактора: сильные руководители и традиции, заложенные предыдущими поколениями. Помимо занятий, у нас всегда соблюдался определённый распорядок жизни. В общежитии, в котором мы жили, не было замков ни на дверях, ни на тумбочках. Никогда не было воровства и дедовщины.
Я постоянно общаюсь с другими индустриками. Мы часто приходим в гости в музей имени Гагарина. Понятие «индустрик» всепогодное и не зависит от занимаемой должности.
Андрей Табояков, выпускник 1982 года,
руководитель магазинов женской и мужской одежды, сети кофеен, ирландского паба, французской кондитерской:
– В индустриальном техникуме была очень высокая конкуренция. И преподавательский состав это поощрял. К тому же там училось большое количество спортсменов, а они люди амбициозные. Сплочённость же индустриков связана с тем, что все жили в одном общежитии: общежитие всегда роднит. И мы до сих пор поддерживаем отношения со своими однокурсниками, которые остались жить в Саратове.
Вячеслав Максюта, выпускник 1993 года,
президент спортивной общественной организации «Союз саратовских силачей»:
– Во-первых, там очень хороший преподавательский состав. Во-вторых, не знаю, как сейчас, но, когда я учился, там был серьёзный отбор. Я окончил индустриальный техникум и педагогический институт. В институте мы получали более широкие знания. А в техникуме все предметы были углублёнными. После техникума мне было легко учиться в институте.
Когда возникали конфликты со студентами других учебных заведений, индустрики, в отличие от них, всегда были очень сплочёнными и могли постоять друг за друга. Возможно, это объясняется тем, что среди нас было много спортсменов, а спортсмены – народ дисциплинированный.
Вообще в «индустрике» более тесный коллектив, как в маленькой сплочённой семье. И у меня такое ощущение, что люди более открытые. Сейчас, когда я знакомлюсь с человеком и выясняется, что он тоже индустрик, конечно мы сразу начинаем разговаривать о нашем техникуме.
***
Городские бойцы
Автор: Дмитрий Борисов
У всякой медали две стороны. В годы моей юности студенты прославленного – прежде всего Гагариным – индустриального техникума имели весьма неоднозначную репутацию. Во взаимоотношениях различных молодёжных группировок центра города они были самой что ни на есть козырной картой. Их боялись, ими пугали.
Собственно, группировок было немного. Проспект – так звалась весьма разношёрстная молодёжь, проводившая все вечера на Броде (пр. Кирова) и в парке «Липки». Как боевая единица ничего из себя не представляла – в нынешней терминологии это были мажоры, или, может быть, ботаники. Любителей подраться или просто побегать за кем-то по тёмным городским переулкам среди них практически не было. Дешёвое вино в тёмных аллеях «Липок», бесконечные разговоры о девушках, джинсах, музыкальной аппаратуре и, ясное дело, о самой музыке: Битлы! Роллинги!
Кроме беспричинно гонявшей их милиции у мальчиков с проспекта был только дин страшный враг – Овраг. Если бы тогда кто-то знал Толкиена, Овраг сравнивали бы с Мордором. Небольшими группами эти парни поднимались по Радищева, потом собирались в толпу у Гаврилы (памятник Н. Г. Чернышевскому), и горе тем проспектским, кто не успел спрятаться или убежать. Спасение было только одно: «Надо сбегать за индустриками». Они приходили тоже по Радищева, но с другой стороны от Сакушки – Сакко и Ванцетти. Большой организованной группой, как правило, в чём-то спортивном, моментально врезались в толпу овражских.
«Индустрики пришли!»– ликовали слегка побитые мальчики проспекта. В ту пору вождём индустриков был легендарный Вацек, немногие его знали лично, но все говорили, что знакомы. И все видели, как Вацек во главе своих первым, аки Пересвет, начал битву с Челубеем из оврага.
Уверен, что индустрики вовсе не имели своей целью защищать мальчиков с проспекта. Эти изнеженные создания вряд ли были по душе им, крепким парням из народа. В бой их вела генетическая память о драках стенка на стенку. Идейная и социальная несовместимость проявилась чуть позже, когда проспект стал местом тусовки немногочисленных саратовских хиппи. Именно индустрики где-нибудь в «Липках» тупыми ножницами стригли самых волосатых, этими же ножницами резали узкие – по тогдашней моде – джинсы. «Дети цветов» считали, что действовали они по наущению милиции. Но, думаю, этим простым парням просто было не душе, что кто-то пытается быть не такими как все.