За мясом – в Крытый, за форелью – на Третью: журналисты «Газеты недели» начинают изучать продовольственные рынки глазами домашней хозяйки

Оценить
Каждые две недели сотрудники отдела экономики будут ходить на базары Саратова, Энгельса, а по возможности и других городов области в роли хозяйки, но с блокнотом и ручкой в руках. Выбирать продукты по списку решили по принципу: заплатить подешевле, н

Каждые две недели сотрудники отдела экономики будут ходить на базары Саратова, Энгельса, а по возможности и других городов области в роли хозяйки, но с блокнотом и ручкой в руках. Выбирать продукты по списку решили по принципу: заплатить подешевле, но за продукт, который не страшно есть. Мясо, например, мы искали такое, чтобы из куска можно было сварить наваристый борщ и сделать отбивные на второе.

Авторы: Дина Болгова, Ольга Копшева, Екатерина Кочкина

К нашему проекту с удовольствием подключились специалисты Саратовстата. Министерство экономики тоже заинтересовалось возможностью предоставлять нам свои цифры. Каждый месяц будем пытаться обобщить информацию, предоставляя слово экспертам. Таким образом, через год у нас появится реальная картинка: где какие продукты по каким ценам продавались и как ситуация менялась с течением времени.

Ярмарку выходного дня на Театральной площади решили не включать в таблицу из-за очередей и особого внимания правительства области к торгующим там товаропроизводителям.

По рынкам старались ходить в будни, в первой половине дня. С первого раза получилось не всё. Только в ходе обхода догадались обращать внимание на вес расфасованного товара, поэтому это уточнение есть не везде, значит, данные не совсем корректны. Не все продукты по списку могли найти. Но так как наши хозяйские рейды будут постоянными, в дальнейшем обещаем ориентироваться на местности лучше. Каждый поход будем сопровождать маленькими путевыми заметками.

На рынке в Юбилейном в 11 часов утра в минувший вторник не было картошки. Все другие овощи – морковь, капуста, перец разных сортов – были, а картошки не было.

Спросила продавцов у лотков с овощами: может, для царицы полей и огородов выделено какое-то конкретное место? А мне со смехом ответили, что если собралась за картошкой, то надо вставать в шесть утра. Разбирают мгновенно. Картошку-то здесь продают по 15 рублей. Купила болгарский перец по 10 рублей за кг и два килограмма горького перца по 25, который теперь стоит в тазике на кухне и ждёт, когда куплю перчатки и нанижу из него красивые грозди. Будет красиво сохнуть и напоминать о жарком красном лете.

Человек с ручкой и блокнотом на рынке в Юбилейном производит на покупателей магическое впечатление. Они включаются, как по команде, и начинают ссориться с продавцами, требуя продавать помидоры не по 25 рублей за кг, а по 10, а лук по 10, но крупный. Как можно продавать лук, который надо вовремя полить, обломать, собрать и высушить, по 10 рублей, оставаясь в прибыли, мне непонятно. Поэтому согласна с продавцами, которые продают мелочь в Юбилейном. Спасибо и на этом.

Но не все хозяйки настроены так миролюбиво. Некоторые громко требуют исполнения обещаний губернатора. И их громко посылают на известные всем три буквы. Возникающие конфликты тут же решает контролёр в белом халате. Как правило, в пользу покупателей. Продавцов при этом немного жалко. За покупателей немного стыдно.

В Крытом рынке в среду в 12 часов утра было пусто. Никакой привычной с детства толкучки. Продавцы скучают. И грустно объясняют, что раньше рынок был один, а теперь много.

Цены здесь почти на все продукты достаточно высокие. У продавцов и на это готов ответ. Говорят, что так и должно быть – рынок-то центральный. А вот ценники на свинину порадовали. Спросила, как может быть 150 рублей за кг, в то время как такой же кусок в Юбилейном купишь за 170? Повеселевшие продавцы наперебой начали объяснять, что все люди рванули в Юбилейный за мясом и не знают, что в Крытом цены снизились.

Картошки везде много. По 25 рублей сносная, по 30 хорошая, роскошная по 35. А рядом мешочек, на котором написано: 15 рублей. Оказалось, что некондиционная. Порезанная, ободранная, но не гнилая. В рядах за рынком картошка тоже есть и по той же цене. Но уличные продавцы, в отличие от желающих расстараться внутренних, очень неприветливы. Взяла картофелину, спросила, откуда. И получила в ответ «Откуда я знаю!» и окрик, приказывающий положить так, как взяла, – ровненько на своё место в пирамидку.

Рынок «Славянский» на 3-й Дачной: прилавки, как всегда, пестрят изобилием. Рыба, мясо, овощи – всего в достатке. Нет только молока. Вернее, оно есть, но в очень ограниченных количествах.

Бутылки и пакеты с молоком один в один повторяют ассортиментную раскладку сетевых магазинов. Стоят приблизительно так же, как в супермаркетах. С виду приличное и довольно дешёвое молоко отыскалось только на одном прилавке. Продукт пугачёвского молокозавода отдавали по 21 рублю за литровый пакет.

Продавцы мясного отдела при появлении человека, пусть даже с блокнотом и ручкой, заметно оживились. Зазывно приветствовали, перекладывая куски говядины и свинины, как бы выбирая самый лучший специально как бы для меня. Родилось ощущение, что покупатели здесь – довольно редкие гости. «Говядинки в вашем списке случайно нет?» – вопрошали румяные барышни. Честно признаюсь, что есть. Подобрали куски и «говядинки», и «свининки» соответственно поставленной задаче. Зафиксировала цену.

Разочарованная несостоявшейся продажей продавщица обиженно заявила, что определиться с ценами мне не удастся. «У нас цена в течение дня сильно меняется», – сообщила она. Другая подхватила: «Рублей на 20 как минимум». Третья добавила: «Начинаем торговать со 180–200 рублей утром и заканчиваем по 100 рублей вечером». Четвёртая, вступив в разговор, весело отрапортовала: «Бабушкам подешевле продаём, тем, кто побогаче, подороже».

Картофеля на этом рынке оказалось много. Только цена его была, конечно, далека от «губернаторской». Стоил он по 30–35 за кило. На вопрос, откуда, уверенно ответили только из-за одного прилавка: из Свердловской области. На других овощных точках с картофелем только пожимали плечами: «Да кто ж её знает, откуда она? Сейчас отовсюду везут – из Томска, Курска, Воронежа. Здесь на самом деле никто не знает, откуда картошка. Разве мы спрашиваем? Нам привезли – мы продаём».

На энгельсском продуктовом рынке в районе ярмарки покупателей много как в будни, так и в выходные.

Тем не менее, зоркие продавцы кур и колбас, чьи прилавки расположены прямо у входа, заметили меня, а в моей руке список и ручку. «Со списком, со списком пошла», – слышится шёпот таких обычно громогласных работников торговли. За прилавками начинается активное движение, но никаких видимых изменений с ценниками или продуктами не происходит.

На прилавках куры, колбасы, сыры и сливочное масло, нарезанное большими брусками. Только почему-то на одном масляном кирпичике ценник – 95 рублей за килограмм, на другом – 140. По мне – масло и масло, оно даже на глаз не отличается. «В чём разница?» – спрашиваю продавца. Мне популярно объясняют, что за 95 – это пензенское, «так себе», а за 140 – местное, по ГОСТу. Но согласно информации на картонках, написанной шариковой ручкой, по ГОСТу произведены оба кирпичика. Видимо, ГОСТы у нас и в Пензе разные.

А вот яйца на одном из прилавков, по заверению продавца, все – местного производства. Цена (28–32–36–42) напрямую связана с диаметром. За каждый миллиметр в диаметре прибавляется копеечка?