Иномарки, но российские: возросшие пошлины на импорт автомобилей потеснили покупателей в сторону «низкого ценового сегмента»
Российский рынок легковых автомобилей пошёл в рост. Объёмы продаж в первом полугодии 2010 года на девять процентов превысили показатели аналогичного периода прошлого кризисного года. Согласно официальной статистике, наибольшей популярностью у россиян сегодня пользуются отечественные автомобили (прирост продаж – 26 %) и «российские» иномарки (прирост продаж – 42 %). Саратовский авторынок, по словам представителей автосалонов, идёт в ногу с общероссийскими тенденциями.
Продажи в росте
Рост сегмента российских брендов в общем объёме продаж эксперты объясняют в первую очередь программой утилизации, которая заработала в марте текущего года. На любовь наших соотечественников к иномаркам российской сборки повлияли возросшие пошлины на импорт автомобилей.
Чтобы поддержать отечественный автопром, российское правительство ещё в январе 2009 года временно повысило ввозные пошлины на иномарки. Для новых автомобилей ставки возросли на 20–30 %, для подержанных – на 25–35 %. Временная мера превратилась в постоянную и возымела свой эффект. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), импорт новых иномарок в первом полугодии 2010 года сократился на 20 %.
Аналитики агентства «Автостат» зафиксировали в свою очередь падение и саратовского рынка иномарок. Объёмы продаж автомобилей иностранного производства в регионе в первом полугодии текущего года сократились на 19 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее, наша область попала в число 25 регионов, лидирующих по продажам иномарок. Саратов занял в этом рейтинге 16-е место. По данным Автостата, за первые пять месяцев 2010 года в области было продано свыше 4,3 тысячи зарубежных машин, что в общем объёме продаж иномарок в целом по России составило 1,1 %.
Факты и вероятности
Наши собеседники из числа сотрудников саратовских автосалонов говорят о том, что местные автодилеры «могли бы продавать больше автомобилей, но не смогут это сделать с учётом понижения квот текущего года».
По словам саратовских экспертов, следствием заградительных пошлин на ввоз иномарок и программы утилизации автомобилей стал рост продаж автомобилей «низкого ценового сегмента – иномарок, собираемых у нас в России, а также автомобилей, участвующих в государственной программе утилизации». Автомобили этих категорий стали лидерами продаж практически во всех автосалонах. Однако, по словам наших собеседников, сегодняшний рост объёмов продаж иномарок российской сборки всё ещё довольно далёк от темпов докризисного периода.
«Недавнее сообщение о решении российского правительства выделить дополнительно 10,5 миллиардов рублей на госпрограмму утилизации подкрепляет нашу уверенность, что рынок будет продолжать расти, – говорит маркетолог из «Сар-Моторс» Олег Ханин. – Хотя программа по-прежнему ориентирована на стимулирование продаж наиболее дешёвых и устаревших моделей».
Дилеры отмечают, что схему, по которой работает программа утилизации, неплохо было бы несколько модифицировать и переориентировать на стимулирование производства и продаж более современных и дорогих машин. По их словам, таким способом можно было достичь важных стратегических для государства задач: сформировать более безопасный, экономичный и экологичный автопарк, а также модернизовать автомобильную промышленность.
Изменение пропорций в автопроме
По данным аналитического агентства «Автостат», в первом полугодии 2010 года в России было произведено 599 тысяч легковых автомобилей. В их числе 309 тысяч машин иностранных марок. Причём, как отмечают эксперты, количество иномарок, произведённых в России за полгода, в текущем году уже превысило объём их производства за весь 2009 год (305,8 тысячи штук).
Импорт иностранных автомобилей с января по июль составил 285 тысяч штук. Другими словами, количество произведённых с начала 2010 года в России иномарок на 8 % (24 тысячи авто) превысило количество ввозимых из заграницы машин.
Если сравнить с прошлым годом, то тогда импорт иностранных автомобилей (682 тысячи) практически в два раза превышал их производство в России. Согласно прогнозу агентства «Автостат», тенденция к увеличению производства иномарок в России и сокращению импорта продолжится. Эксперты предсказывают, что по итогам 2010 года общий объём производства «российских» иномарок составит 590 тысяч штук, в то время как импорт не превысит 570 тысяч автомобилей.
Утилизация и кредит
Программа утилизации, которая задумывалась правительством России как способ поддержки отечественного автопрома и мера по смягчению влияния кризиса, обеспечила в текущем году около 13,5 % автомобильного рынка в России. За два этапа программы было выдано 213 тысяч свидетельств. В Саратовской области на утилизацию было принято более 3300 транспортных средств. Причём наибольшее количество автомобилей на демонтаж поступило в июне (около 780).
В минпромторге РФ рассчитывают, что всего в 2010 году по программе утилизации автомобилей будет продано 230 тысяч машин, ещё 170 тысяч будет реализовано в 2011 году.
Аналитики агентства «Автостат» при этом констатируют другой факт: из выданных на данный день утилизационных сертификатов отоварена лишь половина. Объяснение этому эксперты видят в дефиците автомобилей у дилеров.
Более 70 % автомобилей, продаваемых по сертификатам, приходится на модели АвтоВАЗа, который в последние несколько месяцев по программе утилизации реализует около 50 % своей продукции. Следующим по популярности следует Chevrolet, замыкает тройку лидеров продаж в России корейская Kia.
Параллельно с программой утилизации и вместе с ней в совокупности свою долю в развитие авторынка вкладывают кредитные программы. Сегодня каждая четвёртая машина в салонах крупнейших российских автодилеров продаётся в кредит.
Представители многих банков заявляют о том, что всё более востребованными становятся кредиты на приобретение подержанных автомобилей. В некоторых банках их доля составляет от 15 % до 20 % выданных автокредитов.