Ложки дёгтя в бочку с грантами: министерство решило упредить ошибки новоиспечённых предпринимателей

Оценить
Каждая третья заявка претендентов на бюджетную помощь при открытии собственного бизнеса удовлетворена министерством экономики. Чиновники уверены, что получатели грантов уже в этом году создадут около 700 рабочих мест. Для того чтобы разъяснить новоис

Каждая третья заявка претендентов на бюджетную помощь при открытии собственного бизнеса удовлетворена министерством экономики. Чиновники уверены, что получатели грантов уже в этом году создадут около 700 рабочих мест. Для того чтобы разъяснить новоиспечённым бизнесменам их права и обязанности, в минувшую пятницу министерство пригласило их всех на совещание.

Напомнив, что деньги распределяются на безвозмездной основе, начальник управления развития предпринимательства Светлана Антипова сразу призвала собравшихся предпринимателей избавиться от первоначальной эйфории. Главный сюрприз преподнесла налоговая служба.

Услуги и производство в приоритете

В этом году счастливые обладатели бесплатных бюджетных денег должны потратить 80 миллионов рублей на открытие и развитие 232 предприятий малого и среднего бизнеса. Именно столько заявок было одобрено комиссией. По словам министра экономического развития и торговли области Дмитрия Лебедева, в министерство поступило 719 заявок, из которых победила каждая третья.

«Первые грантополучатели, действительно, долго не могли поверить, что получат эти деньги, – рассказала Светлана Антипова. – Такого и правда раньше не было, чтобы государство выделяло подобные суммы даром. Но при этом контроль за расходованием бюджетных средств никто не отменял». Контролировать соблюдение бизнес-плана и целевое расходование средств (помимо министерства) призвана тяжёлая артиллерия в виде налоговой службы и прокуратуры. Как показывает практика, сознательные или несознательные ошибки неизбежны.

Ошибки безобидные и не очень

По словам Светланы Антиповой, самые распространённые и безобидные ошибки среди начинающих бизнесменов – неправильное заполнение документов. Ошибки, описки, опечатки, да и просто неверное количество нулей встречаются на первых порах сплошь и рядом. Нередки случаи, когда предприниматели, предоставляя отчётную документацию о расходовании средств, пытались наряду с оборудованием, указанным в бизнес-плане, провести холодильник, чайник и т. д.

«Ни один такой счёт не был и не будет принят в отчёте», – заверила начальник управления. Равно как не прошла попытка особенно прыткого предпринимателя отчитаться в приобретении легкового авто вместо заявленного в бизнес-плане грузового. «Мы собирали рабочую группу, на которой приняли решение, что этот предприниматель должен вернуть бюджетные средства», – заметила Светлана Антипова.

Чтобы отчётные документы соответствовали требованиям проверяющих, они не должны вызывать ни тени сомнения: все финансовые операции должны быть зафиксированы и отражены в документальном виде. Например, если предприниматель арендует помещение у физического лица и оплачивает эту услугу, то факт оплаты должен подтверждаться документом. При этом расписки от арендодателя для проверяющих документом не являются. Деньги должны либо переводиться на счёт арендодателя, либо высылаться почтовым переводом, реквизиты которого и должен предоставить предприниматель.

«Баб Машам» в бизнесе не место

Отдельно Светлана Антипова обратилась к бизнесменам, решившим заниматься сельскохозяйственной деятельностью. Такие зачастую вообще «забывают» о финансовых и отчётных документах. Скажем, какой отчётный документ можно получить, купив корову у соседки бабы Маши? Следовательно, все «баб Маши» из списков поставщиков и продавцов должны быть исключены. Для предприятия нужно приобретать ту же корову в специализированных местах – на племзаводах, в колхозах – там, где за скотину кто-то материально и документально отвечает.

Пример про корову оказался как нельзя кстати. Одна из предпринимательниц сообщила, что уже приобрела скотину за счёт собственных средств как раз на сумму софинансирования (пять процентов от суммы гранта), но документами, подтверждающими покупку, не озаботилась. Светлана Антипова предложила разобраться с ситуацией позднее в индивидуальном порядке.

«Если вы купили оборудование дешевле, чем указали в бизнес-плане, то пишите заявление, мы выносим вопрос на рабочую группу и меняем вам календарный план», – объясняла Светлана Антипова. То же касается и более дорогого, чем указано в бизнес-плане, приобретения. А вот как работать предпринимателю, когда его бизнес-план меняет экономическая ситуация, в министерстве не знают.

Этот вопрос представителям ведомства задал один из предпринимателей, решивший открыть хлебопекарное производство. «В бизнес-плане у меня были указаны одни затраты, а сейчас смотрите, как за последние два месяца мука подорожала. Это будут совсем другие расходы, – недоумевал он. – Мне теперь надо бизнес-план менять в сторону уменьшения объёмов производства, чтобы уложиться в календарный план». «Если вам так удобно», – развели руками чиновники.

А мужики-то не знали!

Бурную дискуссию вызвала тема налогообложения гранта. Предприниматели прошлых «созывов» налог не платили. Фискальный орган – пока вопрос, облагается ли грант налогом, не был до конца решён – тоже проявлял понимание и никаких санкций к ним не применял.

Но уже этим летом федеральная налоговая служба распространила по своим региональным управлениям письмо, в котором налоговым органам предписывается налог с грантовой суммы взимать. Объясняется логика налоговиков просто: средства, которые получили предприниматели, не являются целевыми. Грантополучатели – индивидуальные предприниматели и юридические лица – не являются бюджетополучателями. Сумма гранта расценивается как компенсация части затрат на открытие собственного дела. То есть это доход.

Новость о том, что с трёхсот тысяч придётся платить налог, стала для предпринимателей неприятным сюрпризом. По словам бизнесменов, об этом они слышат впервые. Многие тут же попытались решить вопрос с минимизацией налога, интересуясь переходом на упрощённую систему налогообложения и другими тонкостями законодательства. Но выяснилось, что уровень грамотности начинающих бизнесменов не позволяет сотрудникам налоговых органов разъяснить и разрешить все вопросы на месте.

Например, бизнесмены только на совещании узнали, что перейти на упрощёнку, конечно, можно, но только в течение пяти дней со дня регистрации и постановки на учёт в налоговом органе. А этот срок большинство предпринимателей уже пропустили.

С некоторым опозданием бизнесменам сообщили, что перед тем, как получить грантовые средства, они должны будут пройти обучение. В трёхдневный курс входят встречи с преподавателями социально-экономического университета, которые расскажут о возможностях кредитования малого и среднего бизнеса, прочитают лекции по маркетингу, познакомят с налогообложением. Кроме этого, на встречи с начинающими бизнесменами приглашены руководители фонда микрокредитования, областного бизнес-инкубатора и гарантийного фонда. «Это является обязательным условием получения гранта», – подытожила Светлана Антипова.