Новый курс к старым целям: областное министерство инвестиций поделилось планами на среднесрочный период с перспективой до 2020 года

Оценить
Поток инвестиций в Саратовский регион снова начал расти. Потихоньку, маленькими шажками, но всё же. К тому же, несмотря на кризис, из региона не ушёл ни один крупный и значимый для экономики области инвестор. А министерство инвестиционной политики вы

Поток инвестиций в Саратовский регион снова начал расти. Потихоньку, маленькими шажками, но всё же. К тому же, несмотря на кризис, из региона не ушёл ни один крупный и значимый для экономики области инвестор. А министерство инвестиционной политики выбрало новый курс работы с потенциальными инвесторами. Об этом и многом другом в минувшую среду саратовской прессе рассказали министр инвестиционной политики области Ирина Блохина и заместитель председателя регионального правительства Александр Жандаров.

Цель – эффективное управление расходами

Финансово-экономический кризис, который стал причиной значительного снижения инвестиционных потоков в Саратовскую область в 2009 году (– 20 процентов), заставил областное правительство искать новые возможности и пути привлечения капитала в экономику региона.

Министерству, ответственному за все движения инвестиционных потоков, было поручено взять курс на механизмы государственно-частного партнёрства (ГЧП). Как было сказано на пресс-конференции, именно в них и федеральная, и региональная власть видят теперь единственную возможность не допустить снижения темпов инвестиционного и социально-экономического развития. Это, мол, такое «лекарство» для экономики региона и федерации в целом.

Собственно, новый курс инвестиционной политики можно считать причиной замены одного молодого министра другим. Кирилл Семёнов был, оказывается, специалистом в области привлечения прямых инвестиций, Ирина Блохина – специалист в области ГЧП.

Новоявленная глава ведомства Ирина Блохина отметила, что, помимо выполнения с помощью механизмов ГЧП основных задач (по поддержанию темпов развития), обращение к этой форме взаимодействия с инвесторами имеет и другую цель – эффективное управление затратами. В настоящее время, по словам министра, «при эксплуатации многих объектов и при реализации проектов, даже с участием бюджетных инвестиций, деньги расходуются неэффективно». В результате получается некачественная услуга.

Ирина Ивановна в ходе общения с прессой не только подробно расписала особенности механизмов государственно-частного партнёрства, но и отчиталась о той работе, которой занималась последние четыре месяца с момента своего вступления в должность.

«Министерством под моим руководством была проведена колоссальная работа по исследованию, изучению первичной документации для определения приоритетных проектов в области ГЧП», – заявила она. Другими словами, всё это время новый министр Блохина изучала и анализировала состояние экономики региона, определяла сферы, которые особенно нуждаются в инвестиционных вливаниях, и выбирала проекты, наиболее соответствующие нынешним потребностям региона.

Принцип действия

К нынешнему дню мининвест эту «колоссально трудоёмкую» работу благополучно завершил, отобрав в общей сложности 31 проект. По нескольку для каждой жизненно важной отрасли (ЖКХ, транспортная инфраструктура, сельское хозяйство, образование, медицина и т. п.). Для каждого проекта был определён один или несколько приемлемых для него механизмов ГЧП. По словам министра, применяться в Саратовском регионе будут только те формы государственно-частного партнёрства, что были успешно опробованы другими странами.

Например, такие инструменты, как аренда с инвестиционными условиями и контракт жизненного цикла, применимы к проектам по модернизации и строительству новых объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры или транспортной системы.

«У нас есть проекты по строительству нового аэропорта и железнодорожного вокзала. Вместе с возведением этих объектов подразумевается и создание железнодорожного обхода, строительство линии лёгкого метро на территории Саратова, строительство автострады сообщением Саратов – аэропорт», –пояснила министр Блохина.

Что такое аренда с инвестиционными условиями или контракты жизненного цикла, министр уточнять не стала. Но мы поясним.

В случае применения контракта жизненного цикла, в основе которого лежит договор об оказании услуг, инвестор – исполнитель инфраструктурного проекта за свой счёт и с использованием собственных материалов возводит инфраструктурный объект и эксплуатирует его в течение всего расчётного срока эксплуатации (жизненного цикла). Инвестор же осуществляет ремонт, уход и обслуживание. Другая сторона ГЧП – государство или муниципалитет – оплачивает за счёт бюджета услуги по предоставлению объекта в пользование (например, предоставление в общее пользование бесплатных автодорог, предоставление административного здания для размещения государственных органов власти или органов местного самоуправления, их учреждений).

Международный опыт свидетельствует о высокой эффективности применения контрактов жизненного цикла при строительстве, например, железнодорожных магистралей. В данном случае подрядчик самостоятельно проектирует, строит и эксплуатирует дорогу в течение жизненного цикла, и только после успешного пуска её в эксплуатацию заказчик начинает ежегодную оплату сервиса работающей дороги.

Аренда с инвестиционными условиями является своего рода промежуточной формой между простой арендой (пользование имуществом без капитальных вложений в объекты аренды) и концессией (создание или реконструкция объектов аренды). В случае аренды с инвестиционными условиями арендатор осуществляет определённые инвестиции в арендуемые объекты, направленные на улучшение их функциональных характеристик.

В числе прочих инструментов ГЧП к применению на территории области, по словам Блохиной, запланированы концессионные соглашения (для автодорожного строительства), бюджетные инвестиции (для проектов, нерентабельных для бизнеса, но стратегических для региона), создание особых экономических зон (для проектов в сфере туризма), индустриальных парков и др.

Проекты настоящие и будущие

Посвятив практически весь свой доклад перечислению механизмов ГЧП, приемлемых для региона, Ирина Блохина как-то не старалась заострить внимание на конкретных инвестиционных проектах, готовящихся к реализации в новом формате. Объяснение было простым. Список проектов, подготовленный министерством, не окончательный. Его ещё должны утвердить члены правительства региона, а затем и депутаты Саратовской областной думы.

Однако вскользь о некоторых планах журналистам всё же поведали. Но ничего нового по сути не рассказали. Не считая проектов по строительству аэропорта и вокзала, министерство выносит на обсуждение проект в сфере туризма «Хвалынские холмы». Он уже в какой-то степени реализуется: местная администрация и бизнес над туристической привлекательностью своего района работают давно. Многое уже сделано, но, по словам Александра Жандарова, для активизации работы в этом направлении необходимо закрепить за хвалынскими холмами статус особой экономической зоны.

Ещё один проект, предлагаемый к реализации по форме ГЧП, является ключевым в сфере жилищно-коммунального хозяйства и касается модернизации водно-сетевого хозяйства. «В этом проекте нуждаются прежде всего населённые пункты левобережья области, а также такие крупные города, как Балаково, Энгельс, Маркс», – отметила Блохина. Кроме того, по словам Ирины Блохиной, в сфере ЖКХ остро стоят проблемы модернизации систем водо- и теплоснабжения в областном центре. В рамках ГЧП к таким проектам будет применяться концессионная схема.

В сфере культуры рассматривается проект по строительству первого в Саратове детского кинотеатра. По словам министра Блохиной, уже есть инвесторы, готовые финансировать этот проект в партнёрстве с правительством региона. Выяснилось, что в формате ГЧП планируется достроить и саратовский ТЮЗ.

Александр Жандаров, кстати, удивил журналистов переменой своих взглядов. Ещё пару месяцев назад он утверждал, что новый ТЮЗ как театр Саратову не нужен. Достаточно, мол, и старого здания. А сооружение нового следовало бы, по прежнему жандаровскому мнению, отдать частному бизнесу для преобразования его в современную концертную площадку. Сегодня Александр Владимирович говорит о том, что ТЮЗ должен оставаться театром, и достраиваться он будет исключительно на бюджетные инвестиции.

В сфере сельского хозяйства, помимо приоритетного и давно всем известного проекта компании «Евродон», выделены проекты по строительству крупного свиноводческого комплекса на 80 тысяч голов от компании «Рамфуд-Поволжье», по строительству репродуктора овец в юго-восточной зоне и по строительству комплекса первичной переработки и хранения зерна в Новоузенске.

Новый министр инвестиционный политики, не отходя от старых традиций вверенного ей ведомства, рисовала довольно радужную картину будущего Саратовской области. Но с существенной оговоркой. Результатов от реализации инвестпроектов даже через механизмы ГЧП придётся ждать долго. «Экономика и инвестиции – это объективные процессы, подчас не зависящие от наших желаний, – декларировала Ирина Блохина. – Нужно понимать, что те проекты, которые мы обозначили, носят долгосрочный характер, инвестиции в них также долгосрочные, и они включены в программу социально-экономического развития ПФО и Саратовской области как минимум до 2020 года».

И всё-таки об итогах

Александру Жандарову, по традиции присутствовавшему на отчётной пресс-конференции мининвеста, была на сей раз отведена вполне определённая роль. Он должен был отчитаться об итогах работы ведомства в первой половине года. Блохина, по понятным причинам, ответственной за эти итоги быть не могла.

Жандаров был непривычно краток. Он сообщил, что за шесть месяцев объём инвестиций в Саратовскую область составил 100,1 процента к аналогичному периоду прошлого года. «То есть мы фактически превысили показатели кризисного 2009 года, – заявил Жандаров. – Пусть одна десятая доля, но она всё же есть». Этот положительный факт позволил зампреду сделать вывод о том, что Саратовский регион по инвестициям «выходит к тому рубежу, с которым он вошёл в кризис».

Не без удовлетворения Александр Владимирович отметил, что кризис не повлиял на планы крупных инвесторов, уже вошедших в регион. «Ни один крупный проект из нашей области не ушёл, что не может не радовать, – заявил он. – Это прежде всего Северсталь (Балаково) и Инкотекс (Маркс)».

Следом Жандаров перечислил ряд инвестиционных проектов, реализация которых в этом году либо завершается, либо, напротив, только начинается. К первой группе проектов были отнесены МПРК «Грас» с заводом по производству блоков и плит из автоклавного ячеистого газобетона, компания «Мирленд» с торговым центром «Триумф Молл», сибирский аграрный холдинг «САХО» с двумя заводами по изготовлению хлебобулочных изделий и др.

Во вторую группу вошли ООО «Макпром» со строительством макаронной фабрики, элеватора и мельничного комплекса, а также ЗАО «РБП» со строительством завода кровельных материалов.

Поделился Жандаров и свежими новостями о проекте «ИКЕА». Сказал, что у российского представительства шведской компании сменилось всё руководство. Старых директоров, мол, выгнали «за коррупцию». А новые сами вышли на наш мининвест. С Жандаровым они поделились дальнейшими планами на саратовский проект: берут тайм-аут на два года для реконструкции уже построенных в России торговых комплексов. По завершении этих работ они приступят к реализации замороженных проектов. Первым пообещали построить магазин в Саратове.