Стабильность и 60 виртуальных миллионов: депутаты Саратовской городской думы удовлетворены исполнением бюджета города

Оценить
Информационный скандал по поводу арендных ставок за электрическое хозяйство, которое ЗАО «СПГЭС» арендует у города, был раздут на минувшей неделе. Поводом стало решение комиссии городской думы по бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию

Информационный скандал по поводу арендных ставок за электрическое хозяйство, которое ЗАО «СПГЭС» арендует у города, был раздут на минувшей неделе. Поводом стало решение комиссии городской думы по бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам.

Члены комиссии готовы предложить коллегам на очередном думском заседании оставить на 2011 год ставки аренды городского имущества для СПГЭС на уровне 2010 года. Замирание ставок тут же связали с личными интересами главы города Олега Грищенко. Дескать, будучи аффилированным с ЗАО «СПГЭС», он помогает ему экономить на аренде, способствуя появлению многомиллионных прибылей из воздуха. Однако на самом деле на текущий день в Саратове существует два предприятия СПГЭС. И это обстоятельство разворачивает истерику с арендными платежами и сверхприбылями арендаторов совершенно под другим углом.

Во всём виноват Чубайс

Для того чтобы хоть немного разобраться в сути дела, придётся ненадолго нырнуть в историю. Вспомнить реформу энергетики имени Чубайса. До неё, каких-то лет десять назад, в Саратове, например, был только один поставщик электричества – Саратовэнерго. На нём было всё – ответственность за выработку электричества и за его бесперебойную доставку, за формирование тарифа и за сбор этих денег с потребителей. И ещё в его руках был рубильник, с помощью которого можно было манипулировать властями.

Анатолий Борисович Чубайс эту диктатуру одного поставщика разрушил. По его задумке вся энергетика разделилась на тех, кто производит электроэнергию и выводит на оптовый рынок, на тех, кто её транспортирует, и на тех, кто продаёт непосредственно потребителю.

В те времена, примерно пять-шесть лет назад, Саратовэнерго пришлось заняться оптовыми закупками электричества. Потом у него эти оптовые кВт и мВт покупали так называемые гарантирующие поставщики и уже сами продавали их потребителям. ЗАО «СПГЭС» было тогда одним из таких гарантирующих поставщиков. Кроме СПГЭС, доставляющего электричество в основном населению, этот статус получили ещё несколько организаций.

Руководящие работники ЗАО «СПГЭС» прекрасно знали, что интересная деятельность гарантирующего поставщика для них конечна. Авторы реформ разрешили её тем, кто эксплуатирует электросетевое хозяйство, только на небольшой период. И когда оговорённый условиями срок подошёл, ЗАО «СПГЭС» передало своих потребителей новому гарантирующему поставщику – ООО «СПГЭС».

Теперь одна организация СПГЭС занимается исключительно содержанием арендованного сетевого хозяйства, а другая платит ему за возможность транспортирования по этому хозяйству электричества. Грубо говоря, ЗАО «СПГЭС» – это рельсы, по которым мчатся вагоны с добром ООО «СПГЭС». Причём рельсы, арендованные у государства.

Ну и какой материальный интерес, спрашивается, может быть у арендаторов этих рельс, взявших на себя огромную ответственность за их рабочее состояние? Да, в общем-то, небольшой. Доход от платы за транзит, который надо распределить на оплату труда обходчиков и ремонтников, оплату материалов для ремонта и оплату аренды. Первые две статьи расходов растут в темпе рынка, а вот третью можно регулировать договорённостью с властью, у которой рельсы арендуются.

А теперь вернёмся в наше электросетевое хозяйство. И посмотрим на то, как ЗАО удавалось договариваться об арендной плате с муниципалитетом в последние годы. Итак, в 2006 году ЗАО платило городу 28 миллионов рублей, в 2008-м и 2009 годах почти по 31 миллиону, в 2009-м, 2010-м – по 34. Такую же плату и. о. главы города Алексей Прокопенко просит сохранить для ЗАО и в 2011 году. А кто пострадает, если депутаты взбунтуются и откажут Алексею Прокопенко? Возьмут и проголосуют за то, чтобы аренда стоила не 34 миллиона рублей, а 134?

Однозначно ясно, что ЗАО не потеряет ровным счётом ничего. Потому что эти деньги ему будет вынуждено автоматом компенсировать ООО «СПГЭС». Статус гарантирующего поставщика – штука нешуточная. Здесь просто так из договора не выйдешь. А без проводов, как и без рельсов, товар по заранее оговорённому пути не доставишь. Не в ладошках же носить киловатты населению.

С населения ООО «СПГЭС» по закону больше разрешённого законом не возьмёт. А закон выставляет тарифу потолок. Не более то ли 15, то ли 20 процентов. То есть тужься не тужься, а больше двух десятков копеек за киловатт в год не попросишь. И из такого расклада получается, что ООО «СПГЭС» при резком повышении арендной платы для ЗАО «СПГЭС» начинает работать себе в убыток. И уходит ООО «СПГЭС», горько рыдая, с рынка.

А на его место никто не приходит. Потому что все рыночные игроки хотят прибыли. А для того, чтобы её получить, новому гарантирующему поставщику придётся первым делом суметь договориться с городской властью о снижении арендной платы за пользование сетевым хозяйством для ЗАО «СПГЭС». А лучше и вовсе её отменить.

Кроме журналистов, отстаивающих интересы то ли населения, то ли потенциальных конкурентов сегодняшним игрокам на рынке продажи электроэнергии, из-за размера арендных ставок для ЗАО «СПГЭС» возбудился и политик, депутат Государственной думы Валерий Рашкин. Он вроде бы написал письмо генеральному прокурору России Юрию Чайке, в котором среди многих других озабоченностей не забыл и про снижение платежей в бюджет города.

«На мой взгляд, в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса, который негативно влияет на доходную часть бюджета города, передача муниципального имущества в аренду по ставкам ниже рыночных свидетельствует о крайне неэффективном управлении муниципальным образованием», – пишет, как сообщает «Взгляд-инфо», депутат. И приводит якобы рыночную цену аренды электросетевого хозяйства в 100 миллионов рублей.

Получается, что сыр-бор, который разгорается в Саратове, стоит всего 60 миллионов рублей? И ради этой потенциальной суммы в бюджете следующего года исполнительной и представительной власти в Саратове стоит рисковать выстроенной системой доставки электроэнергии потребителям? Если годовой бюджет города Саратова составляет 9 миллиардов рублей, то 60 миллионов – это 0,66 процента от всех доходов.

Курочка по зёрнышку клюёт и сыта бывает

На том же заседании комиссии, где депутаты предварительно согласовали замораживание ставок для ЗАО «СПГЭС», утверждали отчёт об исполнении бюджета города в первом полугодии. Из отчёта выяснилось, что бюджет исполняется очень даже неплохо.

Планы по земельному и единому сельхозналогу перевыполнены, доходы от сдачи в аренду имущества тоже больше запланированных. Но самые показательные (в хорошем смысле) цифры вырисовываются по доходам от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, но они расположены в черте города. За них удалось получить 43 миллиона рублей. Первоначальный план по этим доходам перевыполнен в три раза.

Если учесть, что осторожные первоначальные планы по земельному налогу тоже выполнены на 123 процента и сборы приближаются к 60 миллионам рублей, то саратовскую власть есть за что похвалить. Если тенденция не изменится, то по итогам года у критиков передачи рычагов управления землёй с областного уровня власти на муниципальный не останется аргументов. Но пока тенденцию видит только сам борец за право распоряжаться землёй глава города Олег Грищенко.

На заседании комиссии он остановил докладчика – председателя комитета по финансам администрации Алексея Никитина – вопросом: в чём причина таких превышающих план результатов? Главный учётчик доходов города объяснил, что город активно проводил регистрацию земельных участков и налоговая база после этой работы увеличилась. Зафиксировав в умах присутствующих этот плюс земельному комитету, глава города велел «так держать». Потом сказал, что огромное количество земельных участков выделено понятно кем и непонятно как предпринимателям в аренду на долгие сроки. И обозначил конкретную задачу: подавать иски и возвращать эту землю в собственность города. Надо понимать, чтобы получать с неё дохода всё больше и больше.

На заседании бюджетной комиссии неоднократно демонстрировалась верность присказке о том, что курочка по зёрнышку клюёт. Кроме земельного комитета похвала досталась и комитету по финансам. За то, что они сумели удешевить банковские заимствования для города. В начале года городская власть платила банкам за кредиты в среднем 17 процентов годовых. Но в течение первого полугодия удалось найти более дешёвые кредиты и реструктуризировать долговые обязательства. На 1 июля ставка уже составляла чуть больше 8 процентов годовых. И уже за первое полугодие удалось сэкономить на обслуживании муниципального долга 55 миллионов рублей. Всего же администрация Саратова должна была банкам в первом полугодии один миллиард 500 миллионов рублей.

В первом полугодии структура исполнения доходной части городского бюджета выглядит следующим образом.

Налог на доходы физических лиц составляет один миллиард 522 миллиона рублей.

Налоги на совокупный доход – 293 миллиона рублей.

Налоги на имущество – 616 миллионов рублей.

Государственная пошлина – 114 миллионов.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, – 279 миллионов рублей.

Частичная прибыль муниципальных унитарных предприятий – 15 миллионов рублей.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду – 11 миллионов рублей.

Доходы от платных услуг в бюджетных учреждениях – 322 миллиона рублей.

Доходы от продажи городского имущества – 88 миллионов рублей.

Безвозмездные поступления из областного бюджета – один миллиард 156 миллионов рублей.