Алексей Полещиков: Принципы справедливости обществом востребованы

Оценить
Местное отделение «Справедливой России» переживает непростые времена. Пост его руководителя покинула Кира Лукьянова. На днях партия лишилась такой сильной фигуры, как Виктор Марков.
О том, что происходит в партии, смогут ли эсеры подготовиться к

Местное отделение «Справедливой России» переживает непростые времена. Пост его руководителя покинула Кира Лукьянова. На днях партия лишилась такой сильной фигуры, как Виктор Марков.
О том, что происходит в партии, смогут ли эсеры подготовиться к выборам, как оценивают свои шансы, мы спросили старожила «Справедливой России» Алексея Полещикова, который, возможно, и займёт вакантное место руководителя саратовского отделения.

– Алексей Евгеньевич, на днях услышала по «Эхо Москвы», что уровень поддержки «Справедливой России» растёт. Это уже начало предвыборной кампании?

– «Эхо Москвы» высказывает свою точку зрения, и, как вы понимаете, редакцию нельзя приписать к нашим сторонникам. Значит, эта информация имеет под собой какое-то основание. В Саратове нас поддерживает 14–15 процентов населения. Это очень неплохие стартовые позиции, учитывая, что предвыборная кампания ещё не началась.

Почему уровень поддержки растёт? Потому что все проблемы, с которыми сталкиваются граждане и в России, и в Саратовской области, заставляют людей переосмыслить деятельность партии власти. Люди не забыли лозунг «Верьте только делам». И когда наступили серьёзные испытания – финансово-экономический кризис, засуха, пожары, рост цен на продукты, – избиратели все свои претензии адресовали к партии власти.

– То есть ЕР наступила на собственные грабли?

– «Единая Россия» неоднократно заявляла, что берёт на себя ответственность за всё происходящее в стране. А что происходит, люди чувствуют на себе. Например, принятый партией власти Лесной кодекс, не позволивший на достойном уровне заниматься профилактикой пожаров и их тушением, показал неэффективность ЕР в законотворческой деятельности. Есть претензии у населения и к закону о местном самоуправлении.

Те же заверения власти в начале кризиса о том, что Россия останется островком стабильности, который кризис не затронет, не соответствуют действительности. Россия пострадала сильнее других стран, экономика страны оказалась не готова к кризису.

И сегодня вдруг члены ЕР говорят: позвольте, нельзя только нас обвинять, существует ещё и оппозиция, которая тоже представлена во власти. Но это по меньшей мере неэтично. Все руководящие посты в законодательной и исполнительной власти в стране заняты представителями «Единой России». ЕР добилась тотального контроля над всем и вся за счёт административного ресурса, банального переписывания избирательных протоколов, запугивания инакомыслящих. Поэтому у неё два варианта: либо действительно ответить за всё, либо наконец позволить избирателям реально (без каких-либо фальсификаций) проголосовать.

– Вы полагаете, «Единая Россия» на это пойдёт?

– Либо здравый смысл восторжествует и «Единая Россия» прекратит с маниакальной страстью фальсифицировать бюллетени, добиваясь 70–80-процентного прохождения во власть своих партийцев, либо проблемы усугубятся до такой степени, что народ выйдет на улицы (например, когда в результате принятия закона об автономных, бюджетных и казённых учреждениях образование и медицина окончательно коммерциализируются). Уверен, наступит час икс, когда на избирательные участки придёт не 20, а 90 процентов населения, и тогда результаты выбора фальсифицировать будет очень сложно. Есть примеры, когда в городе Волжском победила «Справедливая Россия», а в Иркутске мэром избрали коммуниста, потому что явка была высокой и терпение людей иссякло.

– Эксперты Агентства политических и экономических коммуникаций в своих прогнозах заявили, что в ближайшем будущем из большой политики может выпасть «Справедливая Россия» как слабое звено политической системы.

– Это их мнение, на чём оно основано, я не знаю. Абсурдно было бы утверждать, что «Справедливая Россия» будет всегда побеждать на выборах любого уровня. Многое зависит от того, как мы донесём свою позицию до избирателей. Если наши представители, которые, невзирая на административный ресурс, пробиваются и становятся депутатами, не смогут отстаивать интересы избирателей, тогда от нас будут отворачиваться. Но сегодня в Государственной думе наиболее эффективной фракцией, вносящей самые актуальные законопроекты, считается фракция «Справедливой России». По понятным причинам наши инициативы (например, о прогрессивной шкале налогообложения, об установлении налога на роскошь) не поддерживаются. Зачем состоятельным депутатам из партии власти рубить сук, на котором они сидят? Но при большей поддержке населения мы сможем добиться своих целей.

– Самым серьёзным кризисом эсеров эксперты посчитали кризис идеологического позиционирования. Мол, роль «второй партии власти» вам явно не удалась, «социализм XXI века» (идеология партии) не пользуется популярностью, а попытки стать последовательно «партией лично Путина», «партией лично Медведева», «партией модернизации» также оказались неудачными…

– «Вторая партия власти» – расхожий термин, который родился в умах политологов, потому что инициатива объединения «Родины», «Жизни» и Партии пенсионеров исходила от Кремля. Но Кремль объединял эти партии, мне кажется, не для того, чтобы превратить их в мощную силу (понятно же, что лебедь, рак и щука не могут двигаться в одну сторону). Это был хитрый ход, чтобы убрать, например, с политической арены «Родину», которая была достаточно влиятельной, и Партию пенсионеров, которая добивалась на выборах хороших результатов. И сегодня существует сильнейший прессинг на «Справедливую Россию». По всей видимости, в ней видят наибольшую угрозу «Единой России».

Что такое «социализм XXI века»? Это новый социализм. Принципы социализма и справедливости обществом, безусловно, востребованы. Люди против платного образования, платного здравоохранения и нищенских пенсий. У любого здравомыслящего человека, живущего в России, возникают вопросы: если кто-то (государство или олигархические структуры) имеет возможность прикоснуться к недрам, получая сверхдоходы от нефти, газа, золота и других полезных ископаемых, принадлежащих всему народу, то почему государство не должно нести социальную ответственность за людей?

Каждый гражданин нашей страны должен получать либо свою долю от богатств страны, как, например, в Арабских Эмиратах, либо – полный соцпакет от государства, позволяющий бесплатно и на достойном уровне учиться, лечиться, заниматься спортом, рассчитывать на хорошую пенсию от государства.

За последние десять лет число чиновников выросло в 10 раз. Чиновничий аппарат – это монстр с коррумпированными щупальцами. Вы же слышали, что при закупке дорогостоящего оборудования в учреждения здравоохранения только треть денег идёт непосредственно на оборудование, две трети разворовываются. Все цивилизованные страны в шоке: как можно завысить цену в три раза?

– Проблемы, о которых вы говорите, результат системы, построенной Путиным. Как ваша партия, обвиняя во всех бедах «Единую Россию», может поддерживать её лидера?

– Меры, которые предпринимались президентом Медведевым и правительством во главе с Путиным для стабилизации ситуации во время кризиса или тех же пожаров, беспрецедентны. И именно они позволили спасти страну от развития катастрофической ситуации. Это объективно. Не факт, что, если бы у власти стоял кто-то другой, он сделал бы это лучше. Мои претензии к партии власти заключаются в том, что они монополизировали власть, объявив, что они самые умные и знают, куда двигаться, а остальных слушать не будут.

– К лидеру «Единой России» нет претензий?

– Ну как же нет? Есть. И хочу напомнить, что, как только Миронов раскритиковал Путина, он чуть не лишился поста председателя Совета Федерации. Конечно, то, что Путин, не являясь членом партии, является её лидером, нонсенс. Ни в одной стране мира этого нет. Поэтому я делаю вывод, что Путину нужна партия для контроля власти в стране.

– Получается, вы не должны поддерживать его позицию.

– Об этом и сказал Сергей Миронов. О том, что он поддерживает Путина в хороших начинаниях и критикует за ошибки и провалы. Что касается поддержки Медведева, когда мы не выдвинули своего кандидата на пост президента, у нас были дискуссии, и наше региональное отделение посчитало это ошибкой. Сейчас многие настаивают, чтобы на выборах в 2012 году выдвигать своего кандидата.

– Когда общаемся с политиками один на один, вроде нормальные, разумные люди. Как только они делают официальные заявления, как-то сразу глупее, двусмысленнее становятся…

– Любой человек проходит проверку славой, властью, деньгами. Кто-то остаётся таким, каким был. Их мало. У других теряется чувство реальности, да ещё окружение внушает: ты такой умный, гениальный, смотри, чего добился, а ведь вышел из низов. И человек соглашается: да, я – великий. Второй момент: очень много во власти людей, которые приходят по принципу личной преданности: мол, этот не подведёт. Это тоже ошибка.

– В саратовском отделении как-то очень смутно прошли перемены в руководстве. Кира Лукьянова ушла, понятных объяснений нет.

– Почему смутно? Кира Александровна руководила отделением полтора года. Сейчас у неё возникла необходимость больше времени уделять семье и депутатской деятельности в Госдуме. Поэтому она приняла это непростое решение.

– Говорят, отделение теперь возглавите вы?

– Не факт. Кандидатуру на рассмотрение региональной конференцией вносит центральный совет партии или бюро президиума. Своё заседание совета мы уже провели, где действительно была предложена моя кандидатура. Это решение мы отправили в Москву, возможно, у центрального аппарата есть более достойные фигуры.

– «Справедливую Россию» покинул Виктор Марков. Для вас это неожиданность?

– Нет. В последнее время мы много беседовали на эту тему. На предыдущих выборах он победил как независимый кандидат, за которого – как за личность – могут проголосовать избиратели, поддерживающие и КПРФ, и ЛДПР, и «Единую Россию», и «Справедливую Россию». Когда Виктор Константинович вступил в «Справедливую Россию», он потерял ту часть электората, которая, испытывая симпатию к нему лично, привыкла голосовать за другие партии. Я бы так сказал: для «Справедливой России» Марков был весомой личностью, но ему самому наша партия принесла меньше плюсов, чем он рассчитывал. Поэтому он предпочёл избираться как независимый кандидат.

– Я бы не сказала, что независимый. Виктор Константинович пойдёт на выборы под флагом «Единой России» – то есть как её сторонник.

– Значит, ему так легче. Он предпочёл прислониться к более сильному плечу. Практика известна: представителям «Единой России» добиться победы на выборах проще.

– Говорят также, что такие активные партийные деятели, как Зинаида Самсонова и Виктор Тюхтин, собираются отойти от дел. С чем это связано?

– Зинаида Михайловна остаётся активным членом партии. Она член бюро, член совета, руководитель фракции партии в облдуме, много работает в округе, поэтому ваша информация не соответствует действительности. Виктор Иванович Тюхтин в своё время сложил с себя полномочия руководителя регионального отделения и принял решение отойти от активной партийной деятельности, чтобы сосредоточиться на вопросах своего бизнеса. Но он член центрального совета партии, депутат Саратовской областной думы, мы регулярно встречаемся, советуемся, взаимодействуем.

– Как вы готовитесь к выборам в городскую думу – сформированы ли списки, удастся ли заполнить все округа?

– Мы готовим как одномандатников, так и кандидатов по партийным спискам. По всем округам наши кандидатуры будут выставлены. Надеюсь, мы составим серьёзную конкуренцию и «Единой России», и другим партиям.

– Сможете ли вы финансировать предвыборную кампанию? За счёт чего – собственных средств, или Москва поделится?

– На выборы в гордуму, конечно, Москва не будет выделять средства. Будем финансировать за счёт собственных источников. В этом мы не можем тягаться с «Единой Россией», но, думаю, наша кампания будет выглядеть достойно.

– Денег не жалко? Никогда не думали: зачем я это делаю – листовки, агитаторы, выступления в СМИ – колоссальные суммы, сейчас был бы в пять раз богаче?

– Ко всему надо философски относиться. Есть понимание, что, если вообще никто не будет высказывать точку зрения, отличную от точки зрения партии власти, сложится впечатление, что либо мы всем довольны и у нас отличная жизнь, либо мы абсолютно безразличные и равнодушные. Не хотелось бы ни того, ни другого.

Я действительно верю, что придут времена, когда мы станем по-настоящему хорошей, красивой, достойной, цивилизованной страной, где будет всем приятно жить. Не получится у нас – значит, не в те времена родились. Но предшествующие поколения пережили гораздо худшее – голод, репрессии, войну. Может быть, другим поколениям повезёт больше.