Вот и лето ушло

Оценить
В ночь со среды на четверг кончится лето. Накануне ещё было тепло, а потом набегут тучи, пойдёт дождь. Наутро мокрый новый асфальт, уложенный этим летом, запестреет упавшими жёлтыми листьями – и где они прятались в кронах зелёных деревьев?

В ночь со среды на четверг кончится лето. Накануне ещё было тепло, а потом набегут тучи, пойдёт дождь. Наутро мокрый новый асфальт, уложенный этим летом, запестреет упавшими жёлтыми листьями – и где они прятались в кронах зелёных деревьев?

На асфальте заблестят лужи – рабочие, благоустраивавшие наш двор, не потрудились выровнять его или сделать дренаж. Да ладно, лучше уж такой асфальт, чем изрытый ямами скотный выгон, каким наш двор и был.

Лето вообще-то золотая пора. И о нём сложено немало песен. Одна из самых известных – о том, что лето ушло, словно и не бывало. Только вот о нынешнем, уходящем-ушедшем лете такого не скажешь. Оно надолго запомнится. Впору заказывать по известному трафарету майки с надписью «Я пережил жару 2010 года». И аукаться это лето будет ещё долго.

Жители всей европейской части России узнали, что такое жара. Настоящая жара. Такая, какая бывает у нас в середине лета в дальнем Заволжье, где-нибудь на границе с Казахстаном. Узнали и то, что знали и до этого, а именно: наша бюрократическая система категорически не приспособлена работать в экстремальных условиях. В обычных ещё скрипит потихоньку. Но чуть жара, смог или снег – отказывает напрочь.

Лесные пожары выжигали целые деревни – это было в середине лета. Премьер ездил по пожарищам, успокаивал и утешал погорельцев. Буквально рядом – по российским масштабам – с интересом за этим действом наблюдали. Что, никто не мог предположить, что полыхнут волгоградские степи или не самые густые леса Саратовской области? Нет, дождались, пока загорится, потушили с трудом, теперь ищут деньги, чтобы заново отстроить сгоревшие дома.

Попутно ищут виноватых, хотя в этом увлекательном процессе заранее всё ясно. Ясно, кто будет виноват. Стрелочники. Нет, не депутаты партии большинства, оставившие леса без защиты принятием нового Лесного кодекса. И не правительство, не МЧС. Виноватыми оказались главы местного самоуправления. Хотя у них бюджеты такие – не то что пожарную машину снарядить, ведро оцинкованное не купишь.

Отразится ушедшее лето и на нас всех, на наших тарелках и кошельках. Зерновые сгорели, картофель уродился с горошину величиной. И что характерно, только первые признаки грядущего напряжения (та же гречневая истерия) показали, что в запасе у нашей власти есть только один вариант – ручное управление. Ну, и смутные угрозы урегулировать цены, заставить, вывести торговцев на чистую воду. Постоянно слышны разговоры о сговоре то оптовиков, то ретейлеров, то производителей. Результат, как обычно, прямо противоположный ожидаемому.

И вот уже совладелец нескольких торговых сетей Дмитрий Потапенко с присущей ему грубостью говорит: «Я из своих магазинов приказал вообще убрать всю гречку к чёртовой матери. Потому что не хочу, чтобы меня за неё все имели». Но нашей власти именно ручное управление видится панацеей от всех несчастий. И вот министр сельского хозяйства г-жа Скрынник говорит с нескрываемым удовлетворением примерно следующее: во всех регионах, где мы побывали (имеется в виду в составе сопровождавшей президента группы), цены держатся на приемлемом уровне. Но что делать, если через месяц-два после визита цены опять полезут вверх? Организовывать новый визит?

И ещё момент: в таких ситуациях обычно достаётся продавцам. Неважно, с рынка или из «Ашана». Но ведь между производителем продукции и потребителем – несколько звеньев. Переработка-упаковка-перевозка-складирование. И что делать? Ставить на каждый склад по министру? Из замов министров организовывать бригады по проверке дальнобойщиков?

Что ещё запомнилось? Ах да, дважды уходила Волга: в начале лета и сейчас. Первое маловодье вызвало большой резонанс: ещё бы, оно ударило по дачникам – ни полить, ни на «Омике» до дач добраться. Второе маловодье почти не заметили. Состояние Волги плачевное: воды мало, вода стоит. У нас ещё ничего, а в Самаре нашли в Волге кишечные палочки и купаться запретили с середины августа. Тем временем в Саратове уже превышен эпидемический порог по ОРВИ и гриппу. Значит, точно осень наступила. И становится жалко ушедшего лета. Даже такого.