Как с цепи сорвались
Саратовские туристы легко переплачивают туроператорам
Саратовские туристические фирмы продали все туры на сентябрь. По словам представителей отрасли, граждане скупают всё и по любым ценам. В запасе не осталось даже менее популярных дорогих путёвок – на Кубу и в Доминиканскую Республику.
Заманчивый сервис турецкий
Об оживлении туристического рынка в масштабах страны говорят и данные Ассоциации туроператоров России. Аналитики ассоциации отмечают, что спрос на зарубежные туры в 2010 году по сравнению с прошлым годом увеличился на 45 процентов. Максимальная активность россиян, желающих попутешествовать, была отмечена в июне и июле. За два месяца туроператорам пришлось обработать свыше миллиона запросов.
Особенной популярностью по-прежнему пользовалась Турция. На неё пришлось более четверти всех запросов. Вторую строчку в рейтинге занимает Египет, замыкает тройку лидеров Греция. А вот наибольший прирост спроса (более 90 процентов) в целом за текущий год наблюдался по Тунису.
Представители саратовских турфирм также отмечают увеличение покупательского спроса жителей региона. Приток клиентов, по оценкам местных агентств, составил 20–30 процентов. У саратовцев, как и у жителей других регионов, на первом месте по популярности стоят туры в Турцию. Второе место, вторя общероссийской статистике, занимает Египет. При этом отмечается значительный отток туристов с Черноморского побережья России. Объяснение простое: находясь в одном ценовом диапазоне, российские туры значительно уступают в сервисе турецким.
Турагентство для любимого чада
Вместе с увеличившимся спросом на туристические путёвки в России в 2010 году росло и количество туристических агентств. По данным Российского союза туриндустрии, за один только месяц – с середины июля до середины августа – в генеральном реестре турагентств зарегистрировалось 289 компаний. По словам президента союза Сергея Шпилько, «такого не было за всё время существования проекта».
В Саратове в августе появилось пять новых турфирм. Всего по нашему региону в общероссийский генеральный реестр турагентств занесено 112 компаний, причём на областной центр приходится 87 агентств. Появление новых агентств специалисты туристической отрасли не склонны связывать с оживлением интереса к путешествиям со стороны населения.
Как сообщили корреспондентам «Газеты недели в Саратове» руководители и менеджеры известных в городе туристических фирм, каждый сезон в регионе появляется от 15 до 25 агентств.
«Сегодня открыть туристическую фирму – всё равно что продуктовый ларёк или парикмахерскую. Но это вовсе не означает, что дела в отрасли идут хорошо и гладко. Просто у нас в Саратове есть вузы, которые каждый год десятками выпускают новых «специалистов» в сфере туризма. Родители многих из них обладают всеми возможностями для того, чтобы открыть своему чаду турагентство», – делится мнением руководитель одной саратовской турфирмы Светлана.
Её коллега по отрасли, старший менеджер туристического агентства Екатерина, тоже говорит о неоднозначной связи состояния туристического рынка с количеством работающих в нём посреднических фирм. «У нас сейчас агентства открывают и сами туристы, которые считают, что уже достаточно поездили, чтобы разобраться во всех тонкостях бизнеса и суметь заняться им самостоятельно, – говорит наша собеседница. – Но этим новым агентствам выжить довольно трудно. Большинство новоявленных фирм существуют только в течение одного сезона».
Как рассказали нам представители саратовского турбизнеса, весь спектр предложений на туристическом рынке условно подразделяется на несколько категорий: дорогие, экономичные и дешёвые туры. Крупные туристические фирмы, как правило, могут предложить своим клиентам тур из любой категории. Поэтому основная клиентская масса закрепляется именно за ними. Молодые агентства на первых порах предлагают клиентам в основном туры средней категории из разряда предложений «автобусом к морю». Клиентами таких агентств, как правило, становятся граждане, не обладающие большими финансовыми возможностями и не готовые тратить на отдых больше 15 тысяч рублей. Эти туристы не склонны закрепляться за одной конкретной фирмой, стараясь каждый раз найти более выгодное предложение.
«Даже не знаю, что происходит…»
Оживление спроса на туристические путёвки среди саратовских путешественников наши собеседники объяснили просто: «Люди почувствовали стабилизацию своего финансового положения».
По их словам, в разгар кризиса, то есть весь прошлый год, саратовцы хотя и не отказались от поездок совсем (спад отмечался незначительный), всё же искали более экономичные варианты или ждали горящих предложений.
«Сейчас даже не знаю, что происходит: берут любые путёвки, по любым ценам, – отмечает наша собеседница Екатерина. – У нас не осталось путёвок даже на дорогие направления – Куба, Доминикана. Туры в эти страны стоят 50–70 тысяч рублей. Горящих предложений в этом сезоне было очень мало, да и скидками мы никого не баловали».
Ещё один эксперт, поклонница отдыха в Турции Анна, заметила, что путёвки на её любимый курорт с вылетом из Саратова на 15–20 тысяч рублей дороже такого же предложения с вылетом из Москвы. «Даже из Волгограда в этом году улететь дешевле, чем из Саратова. Но люди всё равно покупают саратовские туры», – говорит она. И добавляет, что европейцы за цены саратовских туроператоров в Турцию никогда бы не полетели.