Война мелкая и беспощадная
Источники и составные части местечкового медиакиллерства
Серьёзным, внимательным читателям известно, что на федеральном уровне сегодня завязалась нешуточная война, последствия которой могут существенно отразиться на судьбе всей страны. Речь, понятно, идёт о Юрии Лужкове и единовременном телевизионном на него накате. Так что московские разборки – это дело серьёзное. Там большая политика. Мы от столицы не отстаём, и у нас в наличии информационные войны. Хотя правильнее сказать – война. Одна, некрупная. Точнее, мелкая. Но от этого не менее беспощадная.
Объект атаки
Войнушка эта, сколь мелкая, столь и неприятная, ведётся против главы города Олега Грищенко. Судя по многочисленным публикациям одного медиахолдинга, он всё делает неправильно. Олег Васильевич неправильно родился, неправильно учился, неправильно женился. Он неправильно ходит, занимается спортом, ездит на мотоцикле. Более того, он просто неправильно ездит на всём, на чём можно ездить. А ещё он неправильно живёт и тем более неправильно работает.
Бред на тему «родился, учился, женился» обсуждать не будем. Пусть этот насущный вопрос рассматривают безупречные люди, родившиеся в семье интеллигентов в восьмом поколении, с отличием окончившие вуз, аспирантуру и заработавшие солидные капиталы благородным трудом по выращиванию кабачков и исключительно на благо общества.
Вот по поводу «неправильно работает» немного поговорим. По большому счёту ключевое слово тут именно «работает». Именно этим Олег Грищенко и занимается. И, естественно, делает ошибки. Но пользы от его работы гораздо больше, чем вреда. И это могут подтвердить множество горожан, живущих в том числе и на окраинах Саратова. Как минимум по той причине, что они, эти жители городских окраин, если и не заметили изменений к лучшему у себя во дворе, то иногда всё же выезжают в центр города, к которому имеют отношение.
Да, ошибки у Грищенко, безусловно, есть. Он живой человек и имеет право на ошибку. Не говоря уже о том, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Понятно, всем нам хочется надеяться, что ошибок со временем будет всё меньше.
Кстати, об ошибках. Давайте опустим политическую составляющую деятельности Юрия Лужкова. И даже некоторые экономические аспекты его труда. Но то, что 60 процентам москвичей нравится работа столичного градоначальника, – это данные независимых социологических опросов. И мы, провинциалы, приезжая в Москву, люто завидуем тамошним жителям, потому что дороги в Москве ровные и чистые. Как, впрочем, и тротуары. А ещё в столице у пенсионеров доплата к пенсии и бесплатный проезд на транспорте. И ещё горячую воду там отключают строго на одну неделю. То есть по саратовским меркам жизнь в Москве – сплошной шоколад. Но если мы сейчас начнём перечислять ошибки Лужкова и его прегрешения, то нам не хватит не только полосы, но и всей газеты.
Принципы и их отсутствие
Не секрет, что основную нагрузку по освещению негативных (имеющихся или вымышленных, это уже неважно) сторон деятельности городских властей взяло на себя единственное издание. Точнее, медиахолдинг, который подконтролен видному единороссу и депутату областной думы.
Позицию журналистов в этом случае обсуждать, а уже тем более осуждать, не будем. Народ они подконтрольный, зависимый и имеющий семьи, которые надо кормить. Тут хочется отметить только одно: на информационной ленте не принято писать авторов новостей, это нормально. Но в печатном издании авторы текстов хорошего качества, но, увы, сомнительного содержания, посвящённых деятельности городской администрации, уже давно скрываются за псевдонимами.
Раньше ситуация была иная. Хлёсткие, обличительные и талантливые тексты писали Вадим Рогожин, Константин Фомичёв, Алексей Зернаков. В далёких 2006–2007 годах они жёстко критиковали… нет, не Олега Грищенко, а «Единую Россию», региональное отделение партии и его вечного гуру Вячеслава Володина.
«Первыми Саратов посетила труппа бродячего балагана из Госдумы. Специально посланные эмиссары Володина собрали у себя в вертепе на Советской депутатов-раскольников и пытались их, словно детишек малых, запугать Кощеем Бессмертным с Охотного ряда».
«Едроиды» в очередной раз показали тупость своего руководства и системный кадровый кризис, который ведёт к дестабилизации и саморазрушению региональной организации. В политсовете давно назрела чистка партийных рядов».
«Понятно, что Володину, которого в последнее время потеснили на игровом поле, политическая нестабильность и раздрай в области на руку».
Получается так: каждому овощу своё время. То есть ныне видный единоросс совсем недавно имел совсем иные взгляды. И принципы у нас меняются в зависимости от целесообразности. Политической, экономической или обеих вместе. По большому счёту в политике это нормально. Вот только стоит ли обвинять других в собственных грехах?
Причины и инструменты
Уже давно средства массовой перестали быть таковыми. Нет, конечно, газеты, журналы, телеканалы и радиостанции несут в массы информацию. Но при этом они преследуют какие-либо цели. В лучшем случае экономические: давать востребованную информацию, набирать массовую аудиторию, набирать рекламодателей и получать прибыль. Но на региональном уровне это, скорее, фантастика.
У нас средства массовой информации стали политическим инструментом. Который влияет на определённые группы населения, по наивности своей привыкшие верить печатному слову, а уж тем паче слову, сказанному с телеэкрана. Но ещё больше методичная критика влияет на объекты этой самой критики. И понуждает их принимать предлагаемые условия. Или, быть может, решать проблемы иными способами и, соответственно, условия не принимать.
Помнится, наш ударный медиахолдинг высказывал регулярные претензии неким правоохранительным органам. Как там разрешилась ситуация – неясно. До этого была «Единая Россия». Тут результат известен: мы поменяли политическую ориентацию и слились с нужными партийцами в трепетных экономических объятиях. Меняется конъюнктура, меняются и объекты критики. Теперь вот очередь дошла до городских властей.
Экономическая составляющая
Понятно, что появление жёсткой, непрекращающейся и огульной критики на ресурсе, принадлежащем не просто видному единороссу, но и очень крупному и успешному бизнесмену, наталкивает на мысль, что тут не обошлось без задетых экономических интересов.
Городские власти поменяли руководителей нескольких муниципальных предприятий. Как врут злые языки, именно тех, которые имели некие отношения к бизнесу медиамагната. А уж и вовсе клевещут те же злые люди, что этого самого медиамагната отсекли от серьёзных финансовых потоков. Не в этом ли главная причина столь сильного раздражения, вылившегося на страницы собственных медиаресурсов?
Обратная реакция
То, что работу Олега Грищенко будут рассматривать под микроскопом с внушительным увеличением, очевидно. И чем ближе выборы в гордуму, тем сильнее и концентрированнее будет критика. Причём не всегда конструктивная или объективная. Критиковать будут оппоненты, конкуренты, недоброжелатели и просто неадекватные граждане.
Понятно, что ни Олегу Васильевичу, ни его команде не нравятся необоснованные наезды. Главное теперь, чтобы у них не развилась мания преследования. Да, есть некие силы, которые планомерно, методично и даже иезуитски хотят вывести городские власти из равновесия. Добиться, чтобы они наделали ошибок и наговорили глупостей. Вот на эти силы обращать внимания ни в коем случае нельзя. Газеты читают у нас немногие, в Интернет заходят и совсем единицы. А ошибки заметят все.
Ни в коем случае нельзя подозревать всех критиков своей деятельности в том, что они примкнули, подружились, объединились с теми, чья задача навредить по определению. Это не так. Нельзя путать конструктивную критику оппозиционных изданий с заказными наездами. Оппозиционеры критикуют городскую власть не потому, что ей руководит Олег Грищенко, а потому, что это власть. Это закон жанра.
Щи пожиже
...и жемчуг помельче – кажется, поговорка так звучит. Только в нашем случае о жемчуге мало что напоминает. Скорее – это та субстанция, в которой петух нашёл жемчужное зерно.
Недавно один друг (политолог, политтехнолог и прочая) обронил в беседе: «Наша ситуация[он имел в виду постоянный накат на тандем Грищенко – Прокопенко]очень схожа с московской».
Товарищ прав и неправ одновременно. Есть и общие черты, есть и коренные различия. Давайте посмотрим.
Цель кампании. В Москве она однозначна: убрать столичного мэра. В Саратове задачи поставлены куда более скромные: принудить городской тандем к сотрудничеству с теми или иными бизнес-структурами. Либо по крайней мере не ущемлять интересы этих структур.
Соответственно, разнятся и силы, стоящие за процессом. У нас – один бизнесмен, считающий себя к тому же и местным политиком. В Москве задействована администрация президента, и само первое лицо государства выражает своё недовольство градоначальником. Пусть и делает это сдержанно.
Отсюда и разница в средствах. К делу столичного мэра подключены такие монстры агитации и пропаганды, как федеральные телеканалы. У нас по сути – одна газета, один интернет-ресурс. В распоряжении телеканалов множество фактов деятельности Лужкова и его супруги, первой российской миллиардерши. Пусть эти факты и давно известны, в том числе из выступлений Бориса Немцова. У нас фактуры поменьше: кашпо, бордюрный камень, ещё какая-то мелочовка. В общем, добрались до мышей.
Хочется дать бесплатный совет нашим «как бы Доренко». Например, публиковать метеопрогноз, что погода резко ухудшается. А в завершение писать примерно так: «Просим считать эту информацию обращением в прокуратуру с целью расследовать бездеятельность городских властей».
И ещё один момент, наверное, главный. В Москве после начала кампании против Лужкова социологи констатируют ухудшение отношения горожан к мэру. У нас народ абсолютно не знает, что где-то идёт война.
Конкретно, мелкая какая-то война.