Симпатичная школа желает познакомиться

Оценить
Симпатичная школа желает познакомиться
В посёлке Каменский готовы сделать интересные предложения молодому «иностранцу»

В посёлке Каменский готовы сделать интересные предложения молодому «иностранцу»

Восемь сельских школ области участвуют в федеральной программе поддержки выпускников вузов. Предполагается, что молодые люди, готовые работать учителями в глубинке, получат гранты в размере 500 тысяч рублей. Как вакансии, так и претенденты на них отбираются на конкурсной основе.

Корреспонденты «Газеты недели» побывали в школе посёлка Каменский Красноармейского района, где ждут нового учителя иностранного языка.

Центр «галактики Гримм»

Несмотря на послеобеденный час, школа наполнена детьми. Ученики играют во дворе, чистят палисадник, занимаются в кружках и секциях. Прислушиваясь к шуму из спортзала, директор Владимир Гермоний улыбается: «До девяти вечера здесь будут. Не выгонишь». В отдалённом посёлке школа – не просто самое благоустроенное место отдыха, а символ принадлежности к культуре и цивилизации. Как полагают педагоги, эта «школо-центрическая» модель прижилась здесь ещё с немецких времён, когда село носило название Гримм.

Школу в Гримме открыли почти 200 лет назад (тогда она называлась училищем). На её базе работали учебные курсы для педагогов, драматический театр с профессиональным режиссёром и благотворительное общество, устраивавшее «Праздники белого цветка» для сбора денег в помощь бедным. В селе жили около 10 тысяч человек (сейчас – менее трёх тысяч), действовали две кирхи, не сохранившиеся до нынешнего дня, на окраине до сих пор стоят здания балетных классов – теперь здесь расположены сельскохозяйственные склады.

После высылки немцев в селе был организован Каменлаг – отделение ГУЛАГа. Говорят, здесь сидел родной брат Павлика Морозова. На краю посёлка сохранилась «могила неизвестной учительницы»: известно, что женщина отбывала срок по политической статье, но табличка с фамилией давно стёрлась. Сейчас за захоронением ухаживают пациенты местной психбольницы. Это медицинское учреждение – один из крупнейших работодателей посёлка. Второй – исправительная колония № 23.

«Из тебя получится учитель»

В школе восемнадцать педагогов. Галина Фёдоровна Серебрякова, учитель химии и биологии, работает здесь 47 лет. Когда она пришла сюда пионервожатой, в двух зданиях учились почти 600 человек. Один из классов, в котором было 46 детей, постоянно занимался в ленинской комнате – больше нигде не умещался. «Иногда к ним даже страшно было заходить, ведь и переростки были, и второгодники, встанут из-за парт – как будто лес надо мной», – вспоминает Галина Фёдоровна. Она до сих пор помнит свой первый урок. Это была органическая химия. Молодая учительница от волнения неправильно написала формулу углеводорода, и дети не отказали себе в удовольствии отметить ошибку. «Не пойду больше на урок!» – чуть не со слезами жаловалась она директору, который, как оказалось, подслушивал под дверью. Он успокоил: «Из тебя получится учитель».

Почти в каждом выпуске Серебряковой кто-то из детей поступает в педагогический вуз. Социальный педагог Валентина Чупрыненко тоже училась у неё. «Предыдущий директор говорила: если молодой учитель в первый год не сбежит из школы, значит, останется на всю жизнь, – рассказывает Валентина Владимировна. – Я работаю второй год и начинаю понимать: действительно, затягивает. Кто-то говорит, что работа с детьми требует слишком много нервов, но когда видишь результаты этой нервотрёпки...»

Как показывает анкетирование, проведённое в старших классах, мальчики хотят стать военными, девочки – экономистами, парикмахерами и медсёстрами. А школа, как говорят учителя, «выполняет соцзаказ» на подготовку сотрудников для исправительного и медицинского учреждений. Вакансии здесь довольно однообразные, и молодые жители стремятся уехать. Из одноклассников Чупрыненко в посёлке осталась треть (впрочем, на фоне ситуации в других деревнях это гигантский показатель).

Валентина Владимировна часто ощущает, насколько престижна учительская профессия: «Узнав, что я работаю в школе, люди удивляются, разглядывают меня, не верят глазам своим, встретив молодого педагога». Материальные стимулы куда скромнее: Чупрыненко получает 5 тысяч рублей в месяц. Дело не в маленьком стаже: зарплата Галины Серебряковой – 6 тысяч рублей.

Победители тоже мёрзнут

Школа в Каменском в течение многих лет выступает экспериментальной площадкой по различным направлениям реформы образования. Одной из первых в области перешла на новую систему оплаты труда. Зарплата педагогов подскочила так, что некоторые даже не стали снимать деньги с карты – подумали, что произошла ошибка. И оказались правы: выяснилось, что чиновники ошиблись в расчётах. Когда ввели подушевое финансирование, зарплаты упали почти в три раза.

В школе 161 ребёнок, каждый «приводит» за собой 3–5 тысяч бюджетных рублей в месяц. Пришлось сократить ставки библиотекаря, вожатой, гардеробщицы. В школе есть логопед, но финансы не позволяют содержать «отдельного» специалиста, поэтому сейчас логопед получает учительскую профессию, а занятия по развитию речи будет вести в форме кружка.

Также по причине скудного финансирования невозможно открыть программу коррекционного обучения, хотя некоторые дети в этом нуждаются. В Красноармейском районе нет ни одной школы для «особенных» детей. Сейчас две девочки из Каменского имеют направления в интернаты Саратова и Базарного Карабулака, но там нет мест. В результате их вынуждены учить в поселковой школе по обычной программе.

Некоторые учителя ведут уроки не по своей специальности. Второе высшее образование им не по карману, а бесплатных курсов не существует. Также подушевое финансирование не стимулирует преподавателей к повышению квалификации: они не верят, что школа сможет найти деньги на доплату «за учёность». К счастью, в нынешнем году директор убедил двух учительниц аттестоваться на высшую категорию: «Вдруг какая-то из школ района упадёт в группе оплаты труда, и тогда сэкономленные деньги перенаправят нам».

Основным способом получить новое оборудование стали победы в конкурсах. Школа в Каменском была признана лучшей инновационной и лучшей сельской школой, выиграв около 1,5 миллионов рублей. Как говорит директор Владимир Гермоний, учителя азартно разыскивают информацию о новых состязаниях, так как педагоги-участники первыми получают призовую технику для своих классов. Сейчас здесь два компьютерных кабинета, двенадцать интерактивных досок. «К нам приезжали за опытом коллеги из Волгоградской области: жаловались, что даже не снимали упаковку с досок, так как не понимают, как ими пользоваться. Мы поначалу продвигались методом тыка: каждый учитель поэкспериментировал с доской, а потом рассказали друг другу, что научились с ней делать». Средний возраст педколлектива – под пятьдесят, не всем было легко освоить «шайтан-машины», к счастью, в этом помогают ученики.

Иногда победа в конкурсе приносит неожиданный результат. Например, в школе оказались два комплекта спортивного инвентаря: сначала учебное заведение закупило лыжи, коня, бревно, шведскую стенку и прочее на призовые деньги, а затем министерство образования прислало то же самое по гранту, хотя педагоги просили поставить тренажёры. В прошлом году школа выиграла два отраслевых конкурса. Готовя документы, учителя сидели на работе до двух часов ночи. Но взамен обещанных 790 тысяч рублей им выдали две грамоты – мол, талантов много, а денег в бюджете не хватает.

Начиная с 2008 года в школы области, в том числе и в Каменский, поставляют бесплатные учебники. По словам Владимира Гермония, сейчас дети с первого по одиннадцатый класс практически полностью обеспечены литературой: родителям старшеклассников нужно докупить максимум по два учебника из двенадцати. Единственный минус: бюджетные книги представляют только одну программу, если же класс решит учиться по какой-либо другой, более сложной или, наоборот, доступной, мамам опять-таки придётся потратиться.

Самой дорогой мечтой школы остаётся ремонт отопительной системы. Её не меняли с 1986 года, трубы в таком состоянии, что порой некуда поставить хомут. «Глава района письменно обещал родителям, что в этом году реконструкция будет, но – увы. В прошлые годы выделяли хотя бы по 100 тысяч рублей на латание дыр, сейчас и этого нет. А ведь школа – одна из лучших в регионе, обидно», – вздыхает директор. Если три года назад работы обошлись бы примерно в 800 тысяч рублей, то сейчас нужно уже 2,5 миллиона.

Золотые вакансии

Федеральную программу поддержки выпускников вузов разработали по указанию президента Дмитрия Медведева, одобрившего проект «Наша новая школа». Регионы подавали сведения о вакансиях в сельских учебных заведениях на рассмотрение рабочей группы, в состав которой входили сотрудники аппаратов полпредов, минрегиона РФ и профсоюза народного образования. Группа отобрала тысячу предложений. На эти места могут претендовать молодые люди, получившие дипломы в 2009–2010 годах. Отбором будущих учителей занимаются региональные образовательные ведомства. С победителями заключат договоры, по которым придётся отработать в глубинке не менее пяти лет. В конце нынешнего года педагогам перечислят 250 тысяч рублей из федерального бюджета, в конце 2011-го – ещё 250 тысяч.

Сейчас на сайте областного министерства образования содержится около 120 вакансий. Например, в селе Новопушкинское Энгельсского района ищут учителей физики и информатики на зарплату в 5 тысяч рублей. В селе Земляные Хутора Аткарского района – учителей ОБЖ, географии, истории и физкультуры за 4,3–5 тысяч рублей. Также за 4,3 тысячи рассчитывают нанять учителей русского языка и литературы в Перелюбе и селе Сплавнуха Краснокутского района, в селе Новокривовка Совесткого района ждут географа на 3021 рубль, в селе Елшанка Новобурасского района – информатика за 2106 рублей да ещё с опытом работы не менее пяти лет.

В федеральную программу попали восемь вакансий из Саратовской области – учителей иностранного языка, математики и физики в Ершовском, Краснокутском, Озинском, Пугачёвском, Советском, Ртищевском и Красноармейском районах. В частности, в Каменском ждут «иностранца». По местным меркам обещанных 500 тысяч хватит на покупку крепкого дома. Впрочем, в посёлке есть свободные двух- и трёхкомнатные квартиры, а одна из сотрудниц школы даже готова пустить новичка в пустующий дом своего сына. «Голая» ставка составит в пределах 10 тысяч рублей, но учителю могут дать ещё два часа трудов (это позволит получать надбавки за работу в мастерской и на приусадебном участке), дополнительные занятия, внеаудиторную занятость, доплаты за проверку тетрадей и классное руководство.

Соседние сельские школы, где нет учителей английского, также хотят привозить на уроки своих детей и согласны взамен предоставить преподавателю часы из своей сетки. Можно подрабатывать в школе колонии, а ещё заниматься частным репетиторством – говорят, что офицеры в исправительной колонии интересуются английским.

«Видите, мы идём на всё. В итоге получается очень заманчивое предложение», – говорит Владимир Гермоний. Он приехал в Каменский в 2000 году, зарплата учителя географии составляла тогда 560 рублей, её ещё и задерживали.

Как известно представителям школы, желающие приехать к ним есть. В частности, в министерство образования обращался молодой педагог, имеющий степень кандидата филологических наук. Но он окончил вуз в 2006 году, то есть не проходит по федеральным критериям.

Как рассказали «Газете недели» в пресс-службе министерства, приём заявок от претендентов на «золотые» вакансии продолжается, говорить о предварительных результатах можно будет в 20-х числах сентября.