Благо натворили

Оценить
Волна филантропии всколыхнула Россию, а следом – волна скандалов

Волна филантропии всколыхнула Россию, а следом – волна скандалов

Две стороны благого дела

Первой за дело помощи погорельцам взялась Русская православная церковь. К середине августа священнослужители собрали 35 миллионов рублей. Тут же появились и мошенники, собирающие деньги от имени церкви.

Рапортуют о денежной помощи и скором строительстве новых домов для пострадавших представители власти – региональной и федеральной. При этом во Владимирской области сильно занизили метраж строящегося жилья. Погорельцы сравнивают новые здания с собачьими конурами и переезжать туда отказываются. Не могут граждане получить и причитающиеся им от государства 200 тысяч. Согласно приказу губернатора Николая Виноградова максимальная сумма, которую они могут за раз снять со сберкнижки, составляет 10 тысяч рублей.

Жительнице Рязанской области отказали в выплате денег за погибшую в пожаре мать, так как район был официально признан пожароопасным только через два дня после смерти женщины. С другой проблемой столкнулись в Воронежской области: некоторые погорельцы пытались получить полагающиеся им деньги дважды.

Скандалы и ссоры вспыхивают и при распределении гуманитарной помощи.

В Твери боровшимся со стихией пожарным администрация прислала просроченные консервы.

На свалке в Рязанской области были обнаружены нераспакованные тюки с вещами, присланные местным погорельцам из Новосибирской области. На одной из мусорок в Саранске нашли постельные принадлежности, обувь и новую одежду, которые собирали для пострадавших в Петербурге. В самой Ленинградской области жители города Сертолово обнаружили около свалки огромную гору упакованных в коробки вещей.

Скандалят между собой и сами погорельцы, обвиняя друг друга и волонтёров в наживе на гуманитарной помощи. В деревне Требухино Рязанской области помощь среди погорельцев распределяли местные учителя. По их словам, многие люди приходили по нескольку раз. Поэтому учителя ввели строгий учёт и решили сами выдавать вещи и продукты. Местные жители в свою очередь обвинили их в наживе на трагедии – те якобы забрали все микроволновки и другую технику, а люди вынуждены «донашивать чьи-то обноски».

На волне помощи погорельцам россияне пошли в банки, чтобы перечислить пострадавшим деньги. Но в амурском городе Тында отделение Сбербанка отказалось принять у местного предпринимателя пожертвования в рублях для погорельцев Центральной России. Бизнесмену предложили оказывать поддержку в валюте.

О «добровольно-принудительных» методах решили вспомнить в Приморье. Сотрудники местных предприятий стали жаловаться на действия начальства, вычитающего из зарплат граждан по нескольку тысяч рублей для погорельцев. Несогласным грозили увольнением.

Ударим пиаром по пожарам

Не остались в стороне от пожаров и благотворительности политики. Призыв о помощи погорельцам объявила КПРФ.Региональные комитеты партии собирают гуманитарный груз и деньги, организовывают противопожарный десант.

Придумали коммунисты интересную инициативу – обратиться к олигархам. Члены КПРФ решили привести в пример российским миллиардерам и миллионерам богатейших людей мира – Уоррена Баффеттаи Билла Гейтса. Те заявили в июне, что отдадут половину своих состояний на благотворительность. Их поступок вдохновил уже 38 богачей из США.

Коммунисты предлагают российским и, в частности, саратовским олигархам поддержать поступок заокеанских коллег.

Довольно активно рассказывает о партийной помощи погорельцам сайт саратовского регионального отделения ЕР. Сообщается, что депутат Госдумы Вячеслав Володин перечислил на помощь пострадавшим 150 тысяч рублей. Его коллеги по парламенту Николай Панков и Александр Соловьёв выделили по 100 тысяч, региональное отделение – 140 тысяч. Ждут саратовцы от федерального фонда партии и обещанных 6 миллионов рублей.

Кстати, поросль единороссов молодогвардейцы этим августом при тушении пожаров оскандалилась. В августе на сайте «Молодой гвардии» появились снимки и видеоролик о тушении активистами пожара. К материалам присмотрелись блогеры. Они отметили, что одежда у «пожарных» слишком чистая, вокруг них – сухие листья, трава и деревья, вообще не тронутые огнём.

Блогеры выяснили, что один из снимков сделан два года назад, а дым на нём пририсован с помощью компьютерной программы. Ещё один прокол обнаружили в видеоролике. В то время как лидер МГ рассказывает о геройствах подоспевших на тушение пламени товарищей, за кадром отчётливо слышится спокойный мужской голос, говорящий: «Ирина, ты сфоткалась?»

Некрасивый поступок совершили и сами партийцы в отношении известной российской благотворительницы.

Глава организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, более известная как «доктор Лиза», отказала в комментарии сайту ЕР и выложила короткий диалог с представителями единороссов у себя в журнале. После этого на сайте партии появился коллаж: фото волонтёра с застёжкой-молнией на губах и информация о том, что Глинка работает на «Справедливую Россию».

Благотворительность: тысячелетняя история

Современные благотворительные акции проходят в России со времён землетрясения в Армении 1988 года. Вообще же летопись филантропии в нашей стране можно вести с 988 года – даты крещения Руси.

Христианство с одной из его основных заповедей – о любви к ближнему – заставило заговорить о призрении бедных, что нашло своё выражение в раздаче милостыни сирым и убогим. Князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. Ярослав Мудрый внёс в Церковный и Земский уставы разделы, связанные с благотворительностью. Роман Галицкий всё своё имущество раздал неимущим и умер в нищете. Всеволод Большое Гнездо после страшного пожара 1185 года раздал горожанам средства на строительство новых домов. Александр Невский выкупал русичей из плена.

Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи.

После Стоглавого собора 1551 года, созванного по инициативе Ивана Грозного, в стране начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи. Царь издал законы, направленные на оказание помощи бедным. Был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счёт частных пожертвований. Собор постановил проводить перепись нуждающихся и создавать в каждом городе богадельни, а также определил перечень средств на их содержание. Однако эти решения не выполнялись: денег у разорённого войнами и опричниной государства не было.

В 1601 году разразилась катастрофа: из-за неурожая в стране начался страшный голод, толпы голодающих стекались в Москву. Борис Годунов запретил винокурение и пивоварение, на которые шло зерно, велел бить кнутом перекупщиков, а изъятые у них запасы хлеба продавать по низкой цене. На государственные деньги для Москвы был закуплен хлеб, который раздавали голодающим.

Устройству больниц, богаделен, разного рода приютов уделял много внимания Пётр I. Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования.

В то же время серьёзным репрессиям подвергались профессиональные голодранцы. Согласно указу от 1691 года за «притворное нищенство» полагалось наказание вплоть до ссылки в Сибирь.

Александр I ввёл звание «Почётный попечитель», им награждались граждане, сделавшие крупные пожертвования. Радикальные общественные реформы Александра II стали благоприятной почвой для развития меценатства и благотворительности. Едва ли не ежедневно в России возникали новые благотворительные общества и фонды. К концу XIX века в среде состоятельных промышленников и богатых купцов становится модным вкладывать деньги в развитие культуры и искусства.

В начале XX века благотворительность в России переживала пик своего развития. На каждые 100 тысяч жителей европейской части страны приходилось шесть благотворительных учреждений. По данным на 1900 год, благотворительные заведения, созданные частными лицами, составляли 82 процента. Далее следовали сословные заведения (8 процентов), городские (7 процентов) и земские (2 процента). Всего в Российской империи в 1902 году было зарегистрировано 11040 благотворительных учреждений (в 1897 году – 3,5 тысячи) и 19108 приходских попечительских советов. В марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению констатировал, что 75 процентов средств на эту сферу формировались на основе частных добровольных пожертвований и лишь 25 процентов поступали от государства.

Традиция была нарушена революцией 1917 года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены. Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства. Однако в годы Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны было собрано 200 миллионов рублей. Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный бесплатный труд на благо общества – субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение тимуровцев – приветствовался.

В конце XX века, по мере формирования частных капиталов и расслоения общества, тема благотворительности вновь стала актуальной. Первыми активными благотворителями в начале 90-х годов стали зарубежные грантодатели.

***

На днях был опубликован «Мировой рейтинг благотворительности», составленный крупнейшей британской благотворительной организацией Charities Aid Foundation (CAF). Это первая в своём роде попытка оценить уровень филантропии в разных странах мира.

Исследователи опросили 195 тысяч жителей из 153 стран. Для разработки индекса CAF выделила три основные модели благотворительного поведения: финансовые пожертвования, волонтёрство и помощь незнакомым людям.

Получилось, что наибольшее число филантропов проживает в Австралии и Новой Зеландии. Рейтинг этих стран составил 57 процентов. Россия, набрав 18 процентов, оказалась в конце списка, рядом с Черногорией и Вьетнамом. Замыкают рейтинг Украина, Бурунди и Мадагаскар.

Согласно исследованию разделить с нуждающимися собственные материальные блага готовы лишь 18 процентов россиян, личное время – 6 процентов, помочь незнакомцу – 20 процентов.

Богобоязнь, имидж, эмоции

Мотивами благотворительной деятельности интересуются многие гуманитарные науки. У каждой из них – свой вариант ответа. Философы и историки говорят о таких побудительных мотивах, как милосердие, альтруизм, сострадание, жертвенность и богобоязнь. Социологи – о стремлении к общественному признанию и улучшению имиджевой самооценки. Некоторые психологи считают благотворительность проявлением спонтанности и эмоциональности.

Отношение к благотворительности во все века и не только в России, но и во многих странах мира неоднозначно, а зачастую и полярно. Позитивное отношение основано на том, что благотворительность –это поддержка нуждающихся в трудную минуту. Помощь, которую вовремя и в необходимом объёме неспособно оказать государство. Или, наоборот, исправление всем миром ситуаций, которые допустили власти. Отсюда вытекает негативное отношение к филантропии. Потому как она воздействует не на причины социальных проблем, а на их следствия.